Государственное регулирование кризисных ситуаций, основанное на концепциях монетаризма

Со второй половины 1970-х – начала 1980-х гг. в мире активно проводился поиск новых подходов к государственному регулированию экономики. Если при разработке кейнсианской теории главное внимание уделялось вопросам занятости, то затем ситуация изменилась. Главной стала проблема стагфляции (инфляции при одновременном спаде производства). В новых условиях кейнсианские рекомендации оказывались непригодными, так как бюджетные вливания в экономику могли лишь увеличить инфляцию, что и наблюдалось в действительности.

Монетаризм как школа в экономической науке ставит денежно-кредитные отношения в основу рыночных отношений. Роль монетаризма в послевоенный период возродил представитель чикагской школы лауреат Нобелевской премии М. Фридмен ("Деньги и экономический рост", 1973; "Контрреволюция в монетарной теории", 1970). В отличие от кейнсианцев монетаристы считают, что единственным важнейшим фактором, воздействующим на уровень занятости, производства и цены, является денежное предложение. Кейнсианцы предлагают в интересах стабилизации экономики широкое вмешательство государства, а монетаристы являются сторонниками свободного рынка и предлагают ограничивать государственное регулирование.

Главное внимание сторонники монетаристского направления предлагают уделять постоянству темпов роста денежной массы, т.е. стабильному спросу на деньги. Когда достигается взаимная связь между совокупным спросом и количеством денег, находящихся в обращении, постоянный рост денежной массы содействует синхронной реакции совокупного спроса на рост естественного уровня реального объема производства. В долгосрочном плане в этом случае могут быть достигнуты стабильность цен и полная занятость. Важная роль при этом монетаристами отводится центральному банку для поддержания предсказуемых и устойчивых темпов роста предложения денег и банковских резервов.

Из двух альтернативных вариантов механизма денежно-кредитной политики, предлагаемых кейнсианцами и монетаристами, вытекает следующее:

1) монетаристы считают, что изменение денежной массы (денежного предложения) воздействует непосредственно на совокупный спрос и затем на объем производства в стране;

2) кейнсианцы особую роль отводят в механизме проведения денежно-кредитной политики инвестиционным расходам и процентным ставкам в воздействии на объем производства в стране.

Важно иметь в виду, что конкретная денежно-кредитная политика той или иной страны может отдавать больший приоритет на данном этапе развития одной определенной концепции, но, как правило, не основывается в чистом виде на положениях одной экономической школы. Так, в США присутствуют инструменты, предлагаемые кейнсианцами, – принудительное регулирование инвестиционными расходами и ставкой процента, несмотря на преобладающее воздействие монетаризма в денежно-кредитной политике страны.

За последние десятилетия в странах Запада приоритетная роль монетаризма в проведении денежно-кредитной политики привела к сокращению вмешательства государства в банковско-кредитную сферу. Центральный банк несет почти во всех странах Запада главную ответственность за денежно-кредитную политику. При этом он стремится воздействовать на макроэкономические процессы косвенными (более гибкими) методами:

• регулированием размеров ссуд и кредитов, предоставляемых коммерческим банкам;

• регулированием банковских резервов;

• регулированием ставкой процента;

• регулированием количества денег в обращении и т.д.

Суть монетаризма заключается в двух основных тезисах:

1) основную роль в макроэкономике играют деньги;

2) на денежное предложение ЦБ может воздействовать, т.е. на количество денег в обращении (увеличение не выше 3–5% в год).

Монетаристский подход состоит в том, что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности и что рынки в достаточной мере конкурентны. Идейные корни монетаризма уходят в классическую экономическую теорию. Как и представители классической школы, монетаристы являются активными сторонниками свободного рынка.

Монетаристы считают, что, если рыночная система не подвергается вмешательству государства, она обеспечивает надежную макроэкономическую стабильность. Государственное управление подавляет свободу человека и считается неэффективным, бюрократическим и даже для индивидуальной инициативы вредным. Государственный сектор должен быть, по их мнению, как можно меньше. Таким образом, взгляды монетаристов и кейнсианцев почти диаметрально противоположны на государственный и частный секторы и на роль государства в экономике.

Монетаризм нашел наиболее активное применение в практике государственного кризисного менеджмента в США, Великобритании, Японии, Чили, Аргентине, Мексике. Именно монетаризм лежит в основе антициклической политики руководства США в попытках преодоления современного кризиса (2008-го и последующих лет).

Зарубежный опыт

Рейганомика

Рейган пришел к власти в нелегкое для Америки время. В наследство от президента Картера новому хозяину Белого дома достались одновременно высокая инфляция и безработица, экономика страны переживала серьезный циклический кризис. Начиная с февраля 1980 г. происходило интенсивное падение производства. Летом 1980 г. оно приостановилось, однако с августа 1981 г. возобновилось с новой силой и продолжалось вплоть до декабря 1982 г., став самым продолжительным спадом в США за весь послевоенный период. Таким образом, начато правления Рейгана пришлось на самый разгар циклического кризиса, отягощенного энергетическим кризисом 1979-1981 гг., заметным ростом цен на энергоносители на внутреннем рынке США.

Этот кризис стал дополнительным фактором переосмысления концептуальных подходов к государственному регулированию экономики, начавшемуся еще в середине 1970-х гг.

Следуя рекомендациям бывшего президента Никсона, первые месяцы пребывания в Белом доме Рейган посвятил преимущественно выработке экономической политики. Уже 18 февраля 1981 г. президент обнародовал свои экономические планы, и прежде всего "Налоговый законопроект экономического возрождения", получивший широкую поддержку в Конгрессе со стороны как республиканцев, так и демократов.

Экономическая программа президента включала четыре главных направления:

1) сокращение государственных расходов;

2) уменьшение предельных ставок налогов как на индивидуальные доходы, так и на прибыли корпораций;

3) ограничение государственной регламентации в экономике;

4) снижение инфляции с помощью контроля над денежной массой.

Эти меры должны были, по планам администрации Рейгана, привести к росту сбережений и инвестиций, ускорению экономического роста, сбалансированию бюджета, оздоровлению финансовых рынков, снижению роста цен и процентных ставок.

Предложенное Рейганом сокращение налогов составляло первоначально почти 54 млрд долл. Оно должно было был ь достигнуто с помощью 10%-го снижения налоговых ставок к середине 1981 г. с дальнейшим их уменьшением еще на 10% за два последующих года. Политические баталии вокруг этих идей привели к тому, что совокупное снижение налогов в 1982 г. оказалось менее значительным и составило 37,7 млрд долл. Общий объем снижения налогов в последующие пять лет составил 750 млрд долл. Снижение налогов, как и другие ключевые направления экономических реформ президента Рейгана, несомненно, стало наиболее серьезной попыткой кардинального изменения экономической политики в США со времени "Нового курса" президента Франклина Рузвельта.

Экономическое положение в стране заметно улучшилось уже к середине первого срока пребывания Рейгана в Белом доме. Трудно сказать, в какой именно степени начавшийся в 1982 г. экономический рост обязан проводимой им политике, а в какой – совпал с очередным циклическим подъемом. Бесспорно, однако, что своими реформами Рейган ускорил выход из экономического спада, способствовал созданию благоприятных условий для роста.

В 1984 г. Рейган с огромным преимуществом победил на президентских выборах и был избран президентом США на второй срок. Он продолжил экономические реформы. В 1986 г. было принято новое налоговое законодательство, поддержанное обеими партиями и предусматривавшее еще более значительное сокращение налоговых ставок. Предлагался ряд мер по приватизации еще сохранявшейся в экономике государственной собственности, расширению рыночного контрактирования государственных ведомств с частными компаниями, передаче им несвойственных, как полагали Рейган и его помощники, государственным учреждениям хозяйственных функций. Некоторые идеи Рейгана носили достаточно утопический характер, например приватизация тюрем. Обществом не были поддержаны и предложения по приватизации национальных парков, Почтовой службы США. В целом же американская экономика в этот период развивалась достаточно динамично. Ее стимулировали и резко возросшие (на 35%) военные расходы – внешняя политика администрации Рейгана была политикой с позиции силы; именно в этот период была провозглашена так называемая "стратегическая оборонная инициатива" по разработке нового стратегического оружия космического базирования.

Не все из задуманных преобразований удалось осуществить в полной мере, хотя все четыре направления реформ в той или иной степени были реализованы. Ежегодный прирост реальных (с учетом инфляции) расходов государства сократился с 4% при администрации Картера до 2,5% при Рейгане, несмотря на рекордное для мирного времени увеличение военных расходов. Вместе с тем Рейгану не удалось серьезно ограничить социальные расходы государства, несмотря на первоначальные планы их сокращения. Не удалось и заметно уменьшить долю федеральных расходов в ВВП страны. Если в 1981 финансовом году она составляла 22,9%, то к середине 1980-х гг. даже несколько выросла, а к 1989 г. сократилась лишь до уровня 22,1% ВВП. Это направление реформ не оправдало ожиданий сторонников резкого сокращения государственных расходов в экономике.

Изменения в налоговом законодательстве были гораздо более существенны. Предельные налоговые ставки индивидуального подоходного налога были сокращены с 70 до 28%, а ставки налога на прибыли корпораций – с 48 до 34%. Самые низкооплачиваемые категории американцев были вообще освобождены от уплаты налогов. Правда, некоторые налоги были повышены – налог на социальное страхование, часть акцизов. Доля доходной части федерального бюджета в ВВП сократилась в результате всех этих мер с 20,2% в 1981 финансовом году до 19,2% в 1989 г.

Было продолжено ограничение государственного регламентирования в экономике, начатое еще при президенте Картере. Рейган уменьшил либо вообще отменил государственный контроль над ценами на нефть и природный газ, кабельное телевидение, телефонную связь, межштатное автобусное сообщение, услуги морских грузовых перевозок. Диссонансом к этим мерам выглядит увеличение таможенных импортных тарифов. Администрация Рейгана уменьшила регулирующее вмешательство государства в сферу охраны окружающей среды. 11ожалуй, дерегулирование, несмотря на его символическое значение, все-таки не стадо ведущим приоритетом в экономической программе Рейгана.

Монетарная политика (прежде всего борьба с инфляцией) была вполне последовательной. Рейган одобрил сокращение роста денежной массы, предложенное Федеральной резервной системой еще в конце 1979 г. Эта политика, с одной стороны, усилила рецессию 1980-1982 гг., но с другой – способствовала снижению инфляции.

Большинство из экономических инициатив Рейгана даю положительные результаты, хотя, может быть, и несколько ниже ожидаемых. Так, среднегодовые темпы экономического роста возросли с 2,8% в период администрации Картера до 3,2% в период 1981-1989 гг. Еще выше был рост производительности труда – от практически нулевого прироста до среднегодового прироста в 3,8% в обрабатывающей промышленности.

Улучшились и другие макроэкономические показатели. Уровень безработицы сократился с 7% в 1980 г. (в период кризиса 1980-1982 гг. он достиг пика в 9,7%) до 5,4% в 1988 г. Уровень инфляции снизился с 10,4% в 1980 г. до 4,2% в 1988 г. Было создано 8 млн новых рабочих мест, средние доходы семей увеличились за годы президентства Рейгана на 4 тыс. долл.

В то же время некоторые последствия экономической политики Рейгана оказались достаточно негативны. Так, заметно возрос, практически утроился, государственный долг страны – с 914 млрд до 2,9 трлн долл. Число американцев, живущих за чертой бедности, возросло почти на 8 млн чел. – с 31,8 млн в 1981 г. до 39,3 мл и в 1982 г.

Администрация Рейгана оставила после себя по крайней мере две серьезные экономические проблемы. Во-первых, федеральный долг возрос с 22,3 до 38,1% ВВП (хотя бюджетный дефицит оставался к концу пребывания Рейгана у власти на достаточно низком уровне – 2,9% ВВП). Во-вторых, администрация резко усилила протекционистские меры во внешней торговле, что затрудняло интеграцию страны в мировую экономику. Так, доля импорта, подлежащая торговым ограничениям, возросла с 12% в 1980 г. до 23% в 1988 г. И это несмотря на всю риторику в поддержку свободы торговли.

Некоторые процессы, происходившие в период пребывания Рейгана у власти, были весьма противоречивы. С одной стороны, темпы образования новых компаний резко возросли, с другой – показатель банкротств, например, в банковской сфере был максимальным за весь период с 1930-х гг. В целом изменения, происходившие в экономике страны, были весьма бурными. Ликвидировались неконкурентоспособные предприятия, проходила технологическая перестройка промышленности, иностранный капитал еще более активно пошел в американскую экономику. Это был период крупных структурных сдвигов в хозяйстве, что в принципе характеризует здоровый экономический рост. Под влиянием экономической программы Рейгана экономика США после почти семилетней стагнации пережила период самого длительного в истории страны экономического подъема в мирное время (более длительный подъем был достигнут в США только в 90-е гг. XX в.).

Несмотря на первоначальные планы, ни одно государственное ведомство при Рейгане не было упразднено, не удалось существенно уменьшить и государственные расходы. Тем не менее долговременный эффект "рейганомики", безусловно, присутствует.

Источник: URL: ng.ru/ideas/2004–06–29/1 l_reygan.html

Опираясь преимущественно на консервативную часть капиталистического общества, сторонники монетаризма в государственной экономической политике пошли на увеличение доли частной собственности и на свертывание государственных социальных программ. Эта политика в настоящее время усиленно пропагандируется Всемирным банком и МВФ. Прямым противопоставлением кейнсианской теории спроса выступала неолиберальная теория предложения.

Неолиберальная теория предложения

Суть концепции сторонников экономики предложения – перенос усилий на стимулирование совокупного предложения с управления спросом на активизацию занятости и производства. От основной идеи авторов концепции – стимулировать предложение рабочей силы и капиталов, происходит и название альтернативной концепции государственного регулирования экономики – "экономика предложения". По мнению представителей данной концепции, рынок является естественно сложившейся, единственно нормальной системой обмена экономической деятельностью, а не только представляет собой наиболее эффективный способ организации хозяйства.

Основное внимание в новой концепции уделяется факторам, влияющим на предложение ресурсов (труда и капитала). С этой целью государство должно снижать налоги, что может привести к росту сбережений и снижению процентной ставки, служащей основным стимулом увеличения инвестиций и накоплений. Похожее действие оказывает снижение налогов на рынок труда, увеличивая привлекательность дополнительной работы.

В целях стимулирования инвестиций сторонники экономики предложения выступают за сокращение налогов. Например, предлагается снизить налоговые ставки на заработную плату, предпринимательство и дивиденды и отказаться от системы прогрессивного налогообложения.

Снижение налогов снизит уровень процентной ставки и увеличит сбережения предпринимателей и доходы, а в результате вырастут инвестиции и накопления. Снижение налогов для получателей заработной платы увеличит привлекательность дополнительных заработков и дополнительной работы, и при этом стимулы к работе возрастут, а предложение рабочей силы увеличится.

В своих рассуждениях теоретики экономики предложения опираются на так называемую кривую Лаффера, смысл которой заключается в том, что уменьшение налогов оказывает стимулирующее воздействие на производство. Снижение налогов было важным элементом экономической программы Р. Рейгана.

Потери бюджета предполагается компенсировать за счет сокращения государственных расходов, включая социальные выплаты, и расширения налоговой базы. Социальные расходы не только провоцируют увеличение налогового бремени и увеличивают нагрузку на бюджет, но и ослабляют стимулы к труду и порождают социальный паразитизм. В связи с этим программы обязательного социального обеспечения должны распространяться только на людей, которые не в силах сами себя обеспечить. Остальное население должно использовать в основном системы частного социального страхования.

К способам спасения от дефицита можно отнести:

• сокращение бюрократического аппарата;

• избавление от малоэффективных федеральных расходов (например, затрат на развитие инфраструктуры, субсидий промышленным предприятиям);

• урезание социальных программ.

Политика замораживания социальных программ, неэффективных с точки зрения правящих кругов (проводимая во Франции, Великобритании, США, других странах), опирается на рекомендации и обоснования сторонников монетаристов и экономики предложения.