Государственное регулирование кризисных ситуаций
Существуют различные представления о роли государства в условиях рыночного развития экономики. Есть точка зрения о минимально возможном вмешательстве государства в экономические процессы. Рыночные механизмы регулируют все тенденции развития экономики. В этом усматривают позитивную роль рынка, и считается, что государство своим вмешательством может только нарушать его регулятивные процессы.
Но существует и другая точка зрения. Государство не может находиться в абсолютной изоляции от экономики, будучи объективно одним из элементов экономической системы страны. И вопрос заключается не столько в проблеме вмешательства, сколько в характере и форме участия государства в экономической жизни, в функциях государства, способствующих устойчивому и антикризисному развитию экономики. При этом участие государства определяется конкретной реальностью процессов развития экономики, величиной, масштабами, особенностями, состоянием экономики.
Участие государства в экономической жизни страны проявляется главным образом в его функции регулирования, которое характеризует одну из основных функций управления. Но регулирование – это не управление в полном объеме всех его функций, это обеспечение и поддержание определенных условий экономического развития, которые осуществляются с учетом рыночных механизмов, но не отрицают их действия. Наоборот, регулятивная роль государства может выражаться в поддержке действия рыночных механизмов.
Исходя из этого, можно констатировать, что существуют объективные возможность и необходимость государственного регулирования процессов антикризисного развития экономики.
Возможность выражается в том, что органы государственного управления своей законотворческой деятельностью создают правовое поле функционирования экономики. Кроме того, государство располагает большими экономическими средствами, которые при необходимости можно использовать для поддержки банковской системы или отдельных экономических образований.
Необходимость государственного регулирования проявляется в потребности сохранения потенциала экономического развития в условиях обостряющихся кризисных ситуаций. Государство должно предотвращать разрушение экономической системы. В этом его назначение и роль.
Регулятивная деятельность государства имеет определенные границы и проявляется в следующих факторах
1. Мотивирование разработки программ инновационных преобразований, направленных на позитивные изменения тенденций экономического развития. Это могут быть преобразования в области управления персоналом, форм организации и условий конкуренции, в оценке наиболее важных факторов образа жизни, в сфере материального потребления. Такие преобразования не могут не оказывать влияние на организацию производства и его финансовую деятельность, на связи между промышленностью и банками, на отношения между деньгами, кредитом и накоплением. Это далеко не полный перечень проблем, которые содержит регулятивная деятельность государства по мотивированию разработки инноваций.
2. Определение условий использования и распространения инноваций. Ведь инновации могут быть не только полезными, но и бесполезными, а также преждевременными, когда условия для них на микро- или макроуровне еще не созрели, когда организации еще не готовы к их восприятию. Поэтому очень важным является вопрос о факторах, которые в условиях опасности кризиса определяют восприятие и распространение инноваций.
3. Определение различий между локальными и глобальными инновационными преобразованиями. Следует проводить различие между дополнительными инновациями в рамках существующей системы инноваций и преобразованиями, определяющими ее трансформацию. Новое можно накладывать на старое, можно совершать переход от одного способа регулирования к другому в процессе смены поколений, и это относится не только к управлению персоналом, но и к использованию зданий, сооружений, оборудования.
4. Установление системной совместимости одновременно совершающихся преобразований. Ведь осуществляемые преобразования могут или не привести к цели, или вызвать непрогнозируемые последствия. Поэтому в антикризисном управлении необходимо оценивать, насколько состоятельными и эффективными окажутся преобразования относительно целей социально- экономического развития, каким образом разрешаются ситуации неравновесия в микроэкономике, что́ определяет сочетание частичных компромиссов или новых институтов, как они влияют на систему регулирования в целом, совместимы ли между собой механизмы распределения капитала, труда, денег, кредитов.
5. Государство осуществляет и организационно-структурные преобразования, которые проявляются в укреплении административного механизма антикризисного управления. Непосредственный контакт населения с государством происходит тогда, когда населению предоставляются государственные услуги. Для большинства граждан это единственная возможность прямого контакта с государством. Население судит об эффективности регулирования кризисных ситуаций по тому, насколько ее последствия отражаются в их повседневной жизни.
При проведении социально-экономических преобразований нередко наблюдается желание перенести на страну принципы развития экономики, распространенные в совершенно иных географических и исторических границах. Тогда как существуют известные примеры практики социально-экономического развития, свидетельствующие о том, что системы функционирования экономики различаются во времени и пространстве. Примером могут служить различные варианты экономического развития в Германии, США, Швеции, Франции, Японии.
Рыночная экономика – это не самоцель, а средство развития экономики. Поэтому усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение и развитие человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки всех социально-экономических преобразований.
В соответствии с этим государство должно проводить активную политику промышленного и социального развития страны. Особое внимание следует уделять проблеме формирования состава необходимых институтов, без которых рыночная экономика нормально функционировать не может. Соблюдение этого положения очень важно для России. Рынок рассматривается как саморегулирующаяся экономическая система. Но это не означает, что рыночные механизмы абсолютно независимы от государства, которое должно определять условия их действенности, способствовать очищению от коррупции и мафиозных образований.
Весьма интересно и показательно, что во многих капиталистических странах основные факторы, которые позволили наладить массовое производство и потребление после Второй мировой войны, ныне работают в противоположном направлении – усугубляют структурный кризис. Это особенно заметно во многих европейских странах.
Разгадка механизма реализации развития и последующего упадка является сегодня одной из самых актуальных задач. Ей посвящены труды многих видных ученых мира. А для России осмысление этого явления, как и всей современной теории регулирования экономического развития, имеет непреходящее значение.
Главная проблема – взаимодействие между правительством и рынком. Это вопрос не о том, вмешиваться или нет государству в дела экономики. Мировой опыт подтверждает, что рынок конкурирующих продавцов является пока лучшим способом эффективной организации производства и распределения товаров и услуг. Однако рынок не может развиваться в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе.
Именно государство формирует такую основу для развития, защищая и охраняя права собственности, создавая правовые и другие регулирующие системы, содействуя эффективной предпринимательской деятельности граждан и сохранению окружающей среды. Рынок разнообразен по своим типологическим признакам и формам. Государство учитывает это, используя для регулирования различные подходы и способы.
Деятельность государства необязательно должна выражаться только в виде регулирования частной активности, принимать форму финансовой поддержки или трансфертов благ и услуг. Возможны иные проявления его деятельности.
Отношения между государством и рынком проявляются в четырех аспектах: развитие человека, внутренняя экономика, международная экономика и макроэкономическая политика. Эти сферы деятельности теснейшим образом взаимосвязаны. Если внутренняя экономика не имеет чрезмерных перекосов, она способствует формированию человеческого капитала. Вместе с тем образование делает внутреннюю экономику более производительной благодаря тому, что подготовленные профессионалы расширяют возможности освоения новых технологий в производстве.
Стабильная макроэкономика влияет на систему цен и снижает болезненное проявление инфляции. Эффективность микроэкономики определяет возможность поддерживать инфляцию на низком уровне. У предприятий меньше потребность в субсидиях, усиливающих дефицит государственного сектора.
Взаимосвязи между этими аспектами должны быть достаточно надежными и согласованными. Это и является одной из важнейших проблем государственного регулирования рыночных отношений в экономике.
В процессах развития экономики должны происходить коренные изменения как в обязанностях государства, так и в обязанностях и предприятия, и гражданина. В условиях рынка предприятия и организации сами обеспечивают эффективность и прибыльность производства. Люди сами несут ответственность за поиск работы и реализацию своих возможностей. Государство призвано отслеживать взаимосвязи между масштабами и скоростью преобразований и возникновением опасных тенденций, угрожающих социальной стабильности и безопасности страны.
При возникновении кризиса пути выхода из него, а затем и пути экономического роста определяются не силой и полновластием государства, а его способностью поощрять преобразования, соответствующие изменяющимся потребностям и условиям. Кризис всегда ведет к пересмотру устаревших представлений. В нем важно разглядеть ростки нового, вокруг которых и должны происходить изменения экономического и социального пространства.
Эта функция государства отражает демократические устои власти, заинтересованной в социально ориентированном характере преобразований и способной осуществлять политику в интересах общества в целом, а не каких-либо групп, кланов и элит. Власть должна быть своеобразным эффективно действующим механизмом развития экономики и общества, обеспечивающим деятельность администраций в соответствии с волей избирателей, защищающей общество от монополизации власти. Такой статус власти в значительной мере зависит от наличия государственного и общественного контроля действий власти.
Для осуществления такого контроля необходимо обеспечить ряд условий. Прежде всего это развитие законодательной базы и эффективных механизмов исполнения всеми и всех законов. В обществе, в котором не создана государственно-правовая система, гарантирующая силой закона предупреждение разрушительных конфликтов, растет теневая экономика. Занятые в ней люди, как известно, не сообщают органам статистики о своем хозяйственном обороте. Поэтому прямая, статистически полная и достоверная оценка масштабов теневой экономики невозможна. Это отражается на эффективности управления экономикой.
Важным условием государственного регулирования экономического развития выступает формирование механизмов, обеспечивающих разрешение социальных противоречий, поддержание экономической безопасности, политическую стабильность и ориентацию на правовую защиту личности, социализацию хозяйственной деятельности.
Стратегия любых преобразований должна предусматривать предварительную оценку социальных последствий принимаемых решений, их корректировку и систему мер по смягчению и компенсации негативных последствий. Все это обусловливает необходимость нового подхода к управлению социально-экономическими процессами, в котором учитываются неопределенность результатов хозяйственных решений, а также факторы риска.
Использование концепции риска в регулятивной деятельности государства предполагает предвидение возможных критических ситуаций, оценку вероятных потерь для населения с выявлением их качественного и количественного характера в зависимости от масштабов и реальности их возмещения.
В разработке и реализации такой концепции заинтересовано само государство. В его распоряжении находятся огромные высоколиквидные материальные активы. Как собственник государство должно быть крайне заинтересовано в расширенном воспроизводстве принадлежащего ему промышленного и финансового капитала. Повышение доходности государственной собственности напрямую зависит от управления этой собственностью.
Свои управленческие функции государство реализует в нескольких сферах.
Во-первых, это предприятия федерального подчинения.
Согласно Гражданскому кодексу РФ[1] (далее – ГК РФ) федеральная собственность передается предприятиям на праве хозяйственного ведения дел, учреждениям – на праве оперативного управления. Это необходимо для контроля использования государственной собственности, оценки эффективности функционирования предприятий, в отношении учреждений – для оценки назначения их деятельности.
Государство реализует мониторинг финансового состояния и определяет перспективы развития предприятий и организаций, пути и формы реструктуризации производства, если это необходимо, его диверсификацию, определяет стратегические направления развития.
Во-вторых, это предприятия с государственной долей участия в уставном капитале. Эти предприятия также являются объектами воздействия со стороны государства. Осуществляется оно путем включения в органы управления этих предприятий представителей государства. При этом следует заметить, что чиновники не всегда отстаивают в них интересы государства, хотя получают от него заработную плату. Поэтому в условиях разрыва между доходами государственных представителей и руководителей предприятия возможно появление материальной зависимости государственных служащих от руководителей и голосование на общем собрании акционеров и в совете директоров в их интересах.
В-третьих, государство обладает недвижимым имуществом. Это золотой фонд государственной собственности, который всегда в цене и должен постоянно эффективно функционировать. Одним из направлений в этой области деятельности государства является продажа недвижимости для пополнения государственного бюджета.
В-четвертых, с деятельностью государства тесно связаны земельные отношения. Вопрос о земле – это вопрос не только обеспечения стабильного дохода государственного бюджета, но и сохранения России в качестве устойчивой самостоятельной геополитической единицы. Его решение в немалой мере зависит от того, будут ли граждане страны осознавать свою сопричастность к единому общественному целому не только в государственно-политическом аспекте, но, что еще важнее, как к единому территориальному, экономическому, культурно-историческому и духовно-ценностному пространству. Для эффективного участия в экономической жизни общество должно быть владельцем тех ресурсов, на которых основывается жизнедеятельность всех его членов – земельных, водных и прочих природных ресурсов, включая полезные ископаемые, воздушное пространство и ландшафтно-рекреационные зоны.
Наконец, в поле государственного регулирования находятся отношения собственности в регионах, где реализуются интересы работника, предприятия и государства. На практике нередко осуществляется передача федеральных предприятий в собственность субъектов РФ в счет погашения долга государства их бюджетам. Ведь предприятие – имущество, имеющее определенную стоимость. Однако следует понимать, что предприятие является основным структурообразующим элементом экономики. В процессе его функционирования соединяются трудовые, материальные и финансовые ресурсы, оно является источником удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах и местом приложения труда и усилий большинства трудоспособного населения страны. Это обстоятельство играет решающую роль в государственном регулировании социально- экономического развития.
Все акты государственного регулирования экономического развития содержат два вопроса: почему государство это делает и как оно это делает?
Проблематика первого вопроса уже рассмотрена выше. Ответ на второй вопрос обычно связывают с нормативно-законодательной деятельностью, финансовым регулированием, деятельностью в сфере производства и перераспределения доходов.
Нормативно-законодательная деятельность государства находит выражение главным образом в ГК РФ, который по праву называют "экономической конструкцией". Это образное выражение очень точно и емко характеризует значение ГК РФ для регулирования экономики страны. Его нормы в соответствии с ч. 1 ст. 76 Конституции РФ[2] имеют прямое действие на всей территории РФ.
Конкуренция как необходимый элемент рыночной экономики предполагает не только определенный динамизм экономического развития, но и возможность появления застойных явлений. Правовые акты, регламентирующие ограничения конкуренции и обычно называемые антимонопольным правом, занимают наряду с правовыми актами, посвященными противодействию недобросовестной конкуренции, значительное место в антикризисном законодательстве.
Динамично развивающиеся отношения участников гражданского оборота неизбежно подталкивают к совершенствованию отечественного законодательства. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" учитывает накопленный негативный опыт процедур банкротства и выстраивает систему "сдержек и противовесов" имущественным притязаниям кредиторов, в которую входят:
– более сложная процедура возбуждения дел о банкротстве и установления размера требований кредиторов в арбитражном суде;
– процедура выбора арбитражного управляющего, при которой кредиторы не выбирают конкретную личность, а только определяют профессиональные требования, что должно способствовать назначению управляющего, изначально независимого от кредиторов;
– четкая регламентация действий с имуществом должника;
– наделение собственника-должника правами, дающими возможность активно участвовать в процедурах банкротства и при необходимости защищать свои законные интересы.
В данном Законе достаточно подробно изложен порядок удовлетворения собственником или учредителем всех требований кредиторов, учтенных в реестре, или предоставления должнику денежных средств в необходимом объеме. Важно, что в соответствии с Законом меняется роль собственника в процедурах банкротства: вместо пассивного созерцателя он становится активным участником процедуры, играющим роль эффективного противовеса в случае необоснованных притязаний кредиторов на имущество должника.
Вместе с тем Закон не решает всех проблем, связанных с деятельностью предприятий, поскольку почти каждое из них является сложной социально-экономической и технической системой, интегрирующей разнообразные ресурсы и факторы. Особенности предприятия или организации не исчерпываются его представлением ни как имущественного комплекса, ни как юридического лица, ни как товаропроизводителя или социальной ячейки общества. Каждое из этих представлений отражает лишь один из аспектов предприятия, но не отражает его в целом.
В связи с этим многообразная деятельность предприятий в настоящее время регламентируется множеством нормативных правовых актов, таких как ГК РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей", уже упоминавшийся Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и др.
Однако каждый из них ориентирован на один из аспектов деятельности и недостаточно полно учитывает остальные. При этом в каждом из нормативных актов допускается известная вариативность в выборе управленческих и организационных решений, но формально законный выбор сочетаний этих вариантов создает порой возможности для таких недобросовестных действий, как захват собственности через банкротство, обман партнеров, нарушения прав работников и акционеров. В этих условиях ни одну системную проблему предприятий нельзя решить, внося изменения в каждый из актов по отдельности.
В условиях кризиса особое значение приобретает государственное нормативное регулирование в сфере социальных ценностей. Важность регулятивной деятельности государства вытекает из объективной необходимости поддержания в экстремальных ситуациях эффективности экономики и справедливости, получения потребителями необходимой и достоверной информации в связи с возникновением опасных для здоровья и жизни людей обстоятельств. Поэтому государство ужесточает режим контроля за соблюдением нормативных правовых актов, регулирующих, например, производство и реализацию алкогольных напитков, продуктов питания, медикаментов, сложной электробытовой техники.
Исключительно велика роль государства в регулировании таких сторон социальной жизни, как занятость, трудовые отношения, развитие домохозяйств. Оно осуществляется с помощью широкого арсенала законодательных и административно-правовых мер, политики цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, экологических правил.
Анализ тенденций развития экономики за прошедшие годы показывает, что выход из кризиса и успешное ее развитие невозможны без всесторонней гуманизации, т.е. решительного поворота к нуждам и потребностям человека, развитию его способностей и творческого потенциала. Нормативно-правовая деятельность государства должна максимально содействовать сочетанию социальных стимулов развития общественного производства с его естественным назначением – служить удовлетворению потребностей людей.
Одним из видов государственного регулирования экономического развития является финансовое регулирование, которое охватывает несколько специализированных областей:
– общественные финансы – это специфическая область, в которой федеральные, региональные и местные органы власти и их представители, а также общественные организации в ходе своей деятельности оперируют крупными суммами, поступающими из разных источников, распределяя их в соответствии с принятыми процедурами формирования бюджетов. Эти органы имеют право выпускать некоторые ценные бумаги, вовлекая инвесторов в общественно значимые программы.
При этом цели общественных организаций отличаются от целей частных коммерческих организаций. Они обычно ориентированы на решение определенных социально-политических проблем, а не на получение прибыли;
– институциональные финансы играют особую роль и имеют дело с огромными деньгами, что объясняется наличием в экономике любой страны банков, бирж, кредитных союзов, страховых компаний, пенсионных фондов и других типов финансовых институтов. Они стимулируют накопления, аккумулируют деньги в фонды, достаточные для инвестирования, кредитуют, страхуют, гарантируют, словом, оказывают специфические финансовые услуги;
– международные финансы – это область финансов, занимающаяся проблемами, которые возникают, как только потоки денежных средств пересекают национальные границы: конвертирование валют, особенности коммерческого и налогового законодательства, налогообложение иностранных граждан, баланс внешней торговли, различия в структуре цен и т.д.;
– анализ финансовых инструментов и инвестиций – область, занимающаяся разработкой и совершенствованием методов финансового анализа, необходимого для оценки риска и прибыльности при вложении денег в акции, облигации и другие ценные бумаги, а также при проведении некоторых финансовых операций в условиях неполной или неточной информации;
– финансовый менеджмент – специфическая деятельность, связанная с изучением финансовых проблем, поиском источников дешевых фондов и возможностей прибыльного применения денег, управлением финансовыми потоками.
В обобщенном представлении финансовое регулирование является функцией управления совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятий или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.
Бюджетная политика должна учитывать ряд специфических факторов, и прежде всего опасность экономического и финансового кризисов. Она не может осуществляться по типовым сценариям рыночной экономики, т.е. как типичный случай, свойственный развитой рыночной экономике. Ее задачи и цели отражают особенности переживаемого периода развития, а именно:
• использование бюджетной политики как средства реализации общих задач и целей экономических преобразований;
• обеспечение в условиях кризиса управляемости экономическими процессами и экономикой в целом;
• разрешение или смягчение острых социальных противоречий, возникающих в кризисных ситуациях;
• развитие новых отношений бюджетного федерализма.
Бюджетная политика в известной мере реализует и общие цели, которые стоят перед любой бюджетной системой. Это концентрация и централизация финансовых ресурсов, воздействие на экономический рост и занятость, обеспечение экономических и политических функций государства.
Глубина и продолжительность кризиса в стране могут быть порождены, во-первых, просчетами в выборе системы и механизмов назревших преобразований; во-вторых, отсутствием четкой целевой ориентации и, в-третьих, игнорированием мирового опыта регулирования экономики.
В ходе исполнения бюджета нередко самому значительному сокращению подвергаются программы, которые государство обязано финансировать. Следствием этого являются снижение уровня заработной платы и задержки ее выплаты, упадок здравоохранения и образования, других жизненно важных отраслей.
Дефицит бюджета государство покрывает за счет операций с ценными бумагами и получения иностранных кредитов. В регионах напряженность финансовой ситуации снижают за счет продажи недвижимости, объектов незавершенного строительства, пакетов акций, прав долгосрочной аренды земельных участков. Но эти ресурсы конечны. Нужны возобновляемые ресурсы, т.е. доходы от производства. Добиться этого в наших условиях можно лишь путем стимулирования накоплений.
Положение с накоплением в нашей стране объясняется, во-первых, отсутствием ясных ориентиров вложения средств и, во-вторых, плохой работой механизма кредитования развития экономики.
Шведский экономист Кнут Викселль, исследуя проблемы роста экономики, пришел к выводу, что накопление капитала, или инвестиции, есть функция соотношения действительной и естественной норм процента. Первая – действительная норма процента – простая вещь. Это, собственно, цена денег, взятых взаймы, или процентная ставка за кредит. Естественная норма процента – вещь более сложная. Под ней понимается "предвосхищаемая прибыль в результате использования займа", или, говоря иначе, ожидаемая норма прибыли на вновь создаваемый капитал. Эта норма не бывает реальной, она – всего лишь ожидание предпринимателя получить некий поток дохода в будущем.
К. Викселль высказал мысль, подтвержденную в дальнейшем многочисленными операциями по регулированию подъемов и спадов в развитии экономики процентной ставкой центрального банка любой страны – накопление капитала происходит в тот момент, когда естественная норма процента, т.е. ожидаемая производительность реального капитала, выше, чем плата за кредит. Когда же соотношение меняется в пользу действительной нормы, накопление реального капитала приостанавливается.
Экономический подъем всегда связан с накоплением реального капитала. Чтобы капитал накапливался, должно иметь место выверенное соотношение действительной и естественной норм процента. Этим и нужно управлять, и это важно еще и потому, что деньги на нашем рынке стоят довольно дорого.
Высокая цена кредита на российском рынке обусловлена отсутствием у коммерческих банков достаточного количества активов для ведения энергичной кредитной деятельности. Решить эту проблему можно путем укрепления капитальной базы страховыми и пенсионными накоплениями граждан и чистым капиталом – бумагами на владение землей, недрами, недвижимостью, акциями компаний и т.п. Но у нас ни граждане, ни государство пока не обладают капиталом, достаточным для насыщения им этих институтов. Возможности банков принимать в качестве залога бумаги, подтверждающие владение жильем, землей, недрами, тоже ограничены.
Поэтому одной из важных задач государства является содействие тому, чтобы банки предоставляли широкий спектр услуг высокого качества, причем везде и по доступным ценам. За последние годы отечественные банки стали более чем когда-либо походить на стандартных финансовых посредников и заметно приблизились к цели формирования нормального коммерческого бизнеса. Однако перед ними все еще стоит задача выйти на устойчивую траекторию развития.
Оптимальным для банковской системы является состояние, когда прибыль обеспечивает не меньшие темпы роста капитала, чем темпы роста активов. В таком случае банки получают возможность выплачивать дивиденды акционерам, не подвергая риску долгосрочные перспективы развития. Когда банки превращаются в коммерчески эффективные предприятия, складываются предпосылки для качественного изменения характера взаимоотношений банков и акционеров, в том числе для формирования рынка банковских акций, снижения зависимости банков от акционеров.
Механизм корректировки денежных процессов сложен. Многие параметры, определяющие состояние денежной сферы, например спрос на деньги, скорость их обращения, находятся вне контроля органов государства. Поэтому главный акцент в современных программах управления деньгами делается на изменении их предложения, т.е. на ускорении или замедлении темпов денежной эмиссии. Контроль за процессами эмиссии носит не прямой, а косвенный характер.
Из кризисной ситуации есть несколько способов выхода. Первый – постепенно восстановить утраченные сбережения. Второй – стимулировать привлечение новых накоплений граждан в банки и небанковские финансовые институты. Третий – привлечение прямого и портфельного иностранного капитала и внешние заимствования. Четвертый – использование широко распространенной на Западе практики учета и переучета векселей.
Указанные способы регулирования имеют как преимущества, так и недостатки. Первый способ не ведет к инфляции, но способствует росту государственного долга. Кроме того, он практически не увеличивает финансовый капитал, так как восстановление сбережений населения происходит в основном через заимствование денег у него же. Второй способ также не грозит инфляцией, но растягивает на продолжительный срок процесс роста финансового капитала. Это рождает проблему неплатежей, дефицита источников финансирования инвестиций в основной и оборотный капитал. Третий способ может смягчить проблему, но он ставит финансирование экономики в зависимость от конъюнктуры мирового рынка. Четвертый способ у нас в стране практически не применяется.
Выйти из финансового кризиса можно только на основе преодоления ситуации нарастающей потери доверия большинства населения к проводимым в стране преобразованиям. Главное – уйти от десоциализации финансовой политики. Подавить истоки напряженности и снизить остроту долгового кризиса страны может только устойчивый экономический рост.
База для экономического роста – это возможность инвестирования. Но иностранный капитал в Россию не идет из-за сомнений в наличии нормальных условий для экономической деятельности.
Одним из путей формирования финансовых резервов для подъема экономики является развитие энергосбережения. В нашей стране энергоемкость валового внутреннего продукта в последнее время растет, а экономическая энергоотдача падает, хотя должно быть наоборот. На единицу произведенной электроэнергии мы тратим в полтора раза больше топлива, чем в странах Запада. У современной датской, немецкой или английской ТЭЦ коэффициент полезного действия более 50%, а у российской – 36%.
Большое значение для осуществления антикризисных мер в финансовой сфере имеют налоговые преобразования. Необходимость снижения налоговой нагрузки диктуется не только соображениями стимулирования экономического роста, но и потребностью в формировании ключевой характеристики рыночной экономики – равенства внешних условий для всех участников экономических отношений. Исторически сложилось так, что крупный бизнес, сформировавшийся в начале 1990-х гг. и получивший солидную поддержку в виде государственных активов, с самого начала широко использовал свои административные и финансовые ресурсы для минимизации налоговых отчислений. С помощью многочисленных офшорных схем крупный бизнес имеет возможность на совершенно законных основаниях выводить значительные суммы из-под налогообложения.
Развитие рынка государственного долга позволит в дальнейшем финансировать циклические дефициты бюджета без значительных потерь в виде резкого роста стоимости обслуживания. Кроме того, развитие долгового рынка может послужить основой развития финансового рынка в целом, т.е. способствовать созданию эффективного канала трансформации сбережений в инвестиции. Наконец, зрелый долговой рынок позволяет реальному сектору определять уровень доходности в экономике с минимальным риском и объективно оценивать стоимость инвестиционных проектов, а финансовый сектор получает возможность формирования оптимальных портфелей.
Успешность антикризисного управления в значительной мере зависит от состояния материальной основы повышения уровня жизни населения страны. Главным фактором этого повышения является производительность труда, которая в значительной мере зависит от научно-технического прогресса. А последний, в свою очередь, находится под влиянием истории, культуры, образования, институциональных факторов и политики. Производительность связана с инвестициями в человеческий капитал и в качество окружающей среды.
Все эти проблемы должны решать предприниматели. Но ведь нужна среда, мотивирующая бизнес к энергичной модернизации. Однако во многих своих чертах экономика России сегодня не обладает свойствами единого народно-хозяйственного комплекса, т.е. в ней проявляются черты фрагментарности.
Эта фрагментарность экономики и является основным препятствием для экономического роста. Она ясно показывает, что в рыночных условиях истинной мерой экономического роста является не столько темп роста валового внутреннего продукта, сколько степень консолидации экономики. Устойчивый экономический рост в отличие от экономического спада – это привилегия целостных и сбалансированных систем.
Развитие экономики не обладает достаточной устойчивостью, когда неблагоприятные изменения внешних условий в том или ином ее секторе не могут быть компенсированы за счет ресурсов других секторов. Внутренний спрос и предложение, образующие становой хребет экономики, не ориентированы друг на друга, не скоординированы и развиваются по разным траекториям. Фрагментарность экономики локализует конкуренцию и провоцирует инфляцию, так как производители начинают ориентироваться на максимальную цену спроса. В такой экономике проявляется низкая эффективность использования всех видов ресурсов, поскольку фрагментарность препятствует их движению в точку наивысшего спроса.
Обеспечить решение этой задачи может только государство. Никакой другой институт не в состоянии добиться необходимой оптимизации структуры народного хозяйства, внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, преодоления сырьевой направленности экспорта. "В сегодняшних социальных условиях ответственность за экономику – а значит, и за экономическую судьбу всех действующих в ней людей – несет государство. Предприниматель несет ответственность за свое предприятие, и это немало" – эти слова реформатора послевоенной немецкой экономики Людвига Эрхарда, произнесенные много лет назад, для нас актуальны и сегодня.
Государственное регулирование в этой области сводится к активной промышленной политике, которая представляет собой набор инструментов и механизмов воздействия на экономическое развитие, т.е. систему государственных закупок, прямого государственного кредитования, налоговых режимов и т.п.
Правительству необходимо определить понятную для всех государственную экономическую политику: как развивать энергетику, промышленность, сельское хозяйство в качестве продовольственной базы, использовать природные ресурсы, преобразовывать жилищно-коммунальное хозяйство. Необходимо четко сформулировать ориентиры социального развития, показать свою роль в развитии науки, образования, культуры, мобилизации имеющихся у России конкурентных преимуществ, и прежде всего огромного внутреннего рынка и значительного технологического и культурного потенциала.
Особого внимания заслуживает использование капитала. Капитал – это не только деньги и совокупная мощь бизнесменов и корпораций, это еще и конкретные люди, осуществляющие финансовую политику, принимающие решения, которые прямо отражаются на каждом из нас. Капитал обладает такими характеристиками, как развитие, жизнь, история.
Анализ истории капитала показывает, что он в своем развитии проходит определенные стадии. Поэтому и наш капитал должен, как когда-то, например, американский или британский, освоить не только добычу, но и первичную обработку сырья, сформировать промышленную инфраструктуру с достаточным запасом топлива, конструкционных материалов, транспортных магистралей, технологий и производств для последующего быстрого рывка в высокие, интеллектуальные и перспективные технологии.
Такое развитие требует значительной концентрации производства и наличия больших оборотных средств. От этих факторов зависят получение прибыли, снижение опасности рыночных рисков, эффективные технологии, обозримая структура рынка и последовательность смены технологий. Именно в этом русле и действует крупный бизнес, формируя промышленную политику по своему усмотрению и для своей выгоды.
В этой области государство должно не только быть партнером бизнеса, но и иметь собственную долгосрочную стратегию, которая формировала бы стимулы для экономической деятельности каждого отдельно взятого хозяйственного субъекта и основу которой составляли бы следующие принципы:
• обеспечение учета интересов всех участников ее осуществления;
• социально-экономическая направленность;
• сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов;
• создание благоприятных условий для снижения негативных последствий в ходе структурных преобразований, а затем и для повышения уровня жизни населения;
• адресный характер мероприятий и высокая ответственность участников за конечные результаты их проведения;
• система договорных отношений и конкурсная основа для участников процесса преобразований в промышленности;
• обоснованная централизация ресурсов в целях обеспечения развития производства и предотвращения негативных тенденций в использовании научно-производственного и интеллектуального потенциала;
• широкое использование аренды, лизинга и инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности;
• развитие и содействие всеобщей мотивации спроса на рынках труда, капитала, товаров и услуг, технологии и др.
Н. Д. Кондратьев, автор известной волновой теории экономического развития, утверждал, что переход из понижательной стадии экономического цикла в повышательную связан с глубинной модернизацией хозяйства на основе появления принципиально новых технологий. Переход от пара к электричеству, от мануфактуры к индустрии лежал в основе промышленного подъема европейских стран, особенно Англии и Франции, в XVIII в. Благосостояние Америки связано во многом с тем, что в период Великой депрессии были заложены новые инфраструктурные решения, "расшивающие" кризис потребления.
Современная Россия находится в аналогичной ситуации. Сейчас важно определить, какие инфраструктурные и технологические решения будут положены в основу долгосрочного общественного подъема, динамичного экономического роста. От этих решений зависит преодоление технологического вызова современности. В практическом плане это в первую очередь означает необходимость отхода от одностороннего включения в глобальную экономику через энергосырьевой экспорт и краткосрочные спекулятивные инвестиции и более сбалансированного участия в мировых экономических процессах путем интеграции отечественного научного и технологического потенциала, экспорта наукоемкой продукции и услуг, подключения к стратегическим технологическим альянсам.
Недостаточная обозримость в современных российских условиях внутреннего рынка технологий приводит к тому, что в момент выбора стратегии модернизации у многих предпринимателей просто нет объективной информации о возможном спектре технологических инноваций. Система коммуникации не всегда позволяет участникам рынка сформировать общее видение, в рамках которого только и возможны успешные индивидуальные инновационные стратегии. Не случайно в бюджеты высокотехнологичных компаний Силиконовой долины заложены приличные деньги на обмен опытом сотрудников различных частных и государственных организаций. Так формируется "мейнстрим", отклонение от которого зачастую сулит компании крах.
Развитие промышленного производства, включая его структурную реорганизацию и перепрофилирование, становится невыполнимым без привлечения серьезных финансовых ресурсов на долговременной основе. Учитывая их ограниченность, возможен путь выделения на два-три года основных видов товарного производства (в первую очередь наукоемкой продукции) и реформирование предприятий, участвующих в этом процессе, по всей технологической цепочке производства конечного продукта. Эта задача становится межрегиональной и требует координации и взаимопомощи территорий в рамках общей государственной политики экономического развития.
Обязательным условием реализации промышленной политики являются скоординированные действия всех органов власти, банков и предприятий. При этом необходима политическая воля органов власти в части отбора предприятий и направлений их развития, а также желание и возможности банкиров по предоставлению долговременных кредитов. Вторым условием ее реализации является участие неправительственного органа, объединяющего промышленников и предпринимателей, готового своими действиями способствовать и убеждать товаропроизводителей и властные структуры в необходимости структурных и иных реформ на конкретных промышленных предприятиях.
Обобщение и осмысление специфических моделей поведения предприятий в кризисных условиях позволяет отметить следующие тенденции:
• попадание в кризисную фазу неизбежно заставляет руководителей применять антикризисные меры управления;
• антикризисное поведение предприятий зачастую противоположно тем действиям, которые эффективны в условиях экономического роста или стабилизации экономики;
• в промышленности стихийно формируются различные антикризисные модели деятельности предприятий;
• предприятие должно надеяться в первую очередь на свои внутренние резервы и возможности.
Анализ существующей практики работы органов исполнительной власти и общественных формирований, ученых и специалистов по антикризисному управлению позволяет выявить основные этапы в проектировании региональных антикризисных программ:
1) разработка и обоснование концепции социально-экономического и научно-технического развития региона на определенный период;
2) формулирование и ранжирование проблем, выявленных при разработке программы по реализации принятой концепции;
3) определение антикризисных целей и задач, требующих решения;
4) разработка антикризисных мероприятий по приоритетным направлениям развития региона;
5) проведение технико-экономического обоснования антикризисных мероприятий и инвестиционных проектов;
6) экономическое обоснование и балансовая увязка планов мероприятий и проектов с потребностями и ресурсами региона, возможной помощью государства в привлечении кредитов и оказании другой поддержки.
При этом следует учитывать, что в каждом регионе имеется своя специфика в подходах к формированию концепций управления, разработке антикризисных программ и механизмам их осуществления.
Социально-экономический кризис обычно сопровождается массированным и неэффективным размещением труда и капитала, падением объемов производства в государственном секторе экономики. А ведь из этого сектора в государственный бюджет поступает основная часть доходов, в этом же секторе медленно сокращаются государственные расходы. В результате расходы на социальные цели государство снижает тогда, когда потребность в социальной защите, напротив, резко возрастает.
В таких условиях стратегия социальной политики государства должна предусматривать регулирование рыночных сил.
Оно позволяет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка и организацией процесса перераспределения доходов. В этой деятельности главным является предотвращение абсолютной бедности. Борьба с бедностью составляет основу для поддержания уровня жизни населения и включает в себя социальное страхование и выравнивание доходов. Цель борьбы с бедностью – обеспечить такие условия, при которых ни один гражданин и ни одна семья не оказались бы ниже определенного минимального уровня доходов или потребления. Цель социального страхования – предохранить каждого человека от внезапного и недопустимо сильного снижения уровня жизни. Цель выравнивания доходов – обеспечить каждому человеку возможность фактически перераспределять собственный доход.
Если имеет место длительный налогово-бюджетный кризис, задача борьбы с бедностью получает приоритет перед другими функциями, обеспечиваемыми выплатой денежных пособий, такими как страхование и выравнивание доходов. Улучшение состояния государственного бюджета послужит основанием активизировать другие функции денежных пособий. Если государство ликвидирует семейные пособия, оно тем самым усугубит воздействие кризиса на положение семей. Эти пособия стабилизируют потребление в сложное для их получателей время.
Если не будет действенной политика выравнивания доходов, могут возникнуть необратимые последствия на личностном уровне, проявиться отрицательные тенденции в формировании человеческого капитала.
Необходимость государственного финансирования медицинского обслуживания диктуется потребностью, с одной стороны, производства общественных благ и, с другой – обеспечения широкого доступа населения к услугам здравоохранения: государственные мероприятия в области здравоохранения, например, такие как программы вакцинации и санитарного просвещения, требуют бюджетных средств; лица пожилого возраста и другие экономически неактивные слои малоимущего населения также нуждаются в субсидиях, потребление лекарств, в частности производящихся в ограниченных объемах, тоже субсидируется; финансирование мер по охране здоровья населения осуществляется в основном государством.
Но нередко деятельность государства в экономике не соответствует целям развития социальной сферы.