Государственное регулирование инвестиционной деятельности
Под государственным регулированием инвестиционной деятельности понимаются определенные в законодательном порядке формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и ее регионов, повышения эффективности инвестиций, безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты.
Инвестиционная деятельность в России регулируется как общим государственным законодательством, гак и системой специальных нормативных актов. Так, в той или иной степени вопросы инвестирования затрагиваются в Конституции РФ, Гражданском и Налоговом кодексах, законах об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, собственности, приватизации, внешнеэкономической деятельности, валютном регулировании и др. Например, ст. 34 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Гражданский кодекс РФ определяет правовые основы предпринимательства, регулирует договорные отношения, устанавливает основания возникновения имущественных и неимущественных прав и т.п.
В нашей стране также приняты специальные законы и иные нормативные акты, регулирующие непосредственно инвестиционный процесс. К ним можно отнести Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 (ред. от 19.07.2011) "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-Φ3 (ред. от 12.12.2011) "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений", Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об иностранных инвестициях в РФ", Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", а также Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов от 21.06.1999 № ВК-477, отдельные постановления Правительства РФ, иных государственных органов, в частности федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ранее – Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг – ФКЦБ, в настоящее время – Федеральной службы по финансовым рынкам – ФСФР[1]).
Регулирование инвестирования в реальные активы
При регулировании такой инвестиционной деятельности государство использует как административные, так и экономические методы воздействия.
Административные (прямые) методы регулирования инвестирования в реальные активы предполагают прямое воздействие государства на субъекты инвестиционной деятельности путем принуждения (введение регламентов, запретов, ограничений, разрешений). В качестве инструментов подобного воздействия выступают нормативные акты. Так, Законом "Об инвестиционной деятельности..." предусматриваются следующие формы прямого государственного воздействия на инвестиционную деятельность:
• разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых в Российской Федерации совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней;
• формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;
• предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета и средств бюджета субъектов РФ;
• размещение на конкурсной основе средств федерального и регионального бюджетов для финансирования инвестиционных проектов. Размещение этих средств осуществляется па возвратной и срочной основах с уплатой процентов, определяемых законами о бюджетах, либо на условиях закрепления в государственной соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на РЦБ с направлением средств от реализации в соответствующие бюджеты;
• проведение экспертизы инвестиционных проектов;
• защита российских организаций от поставок морально устаревших, материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций, материалов;
• разработка и утверждение стандартов (норм и правил) и осуществление контроля над их соблюдением;
• выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов;
• вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
• предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов).
Экономические методы регулирования инвестирования в реальные активы предполагают воздействие государства на субъекты инвестиционной деятельности путем стимулирования принятия инвестиционных решений в интересах как самих субъектов, так и всего общества. К таким методам относятся установление ставки рефинансирования, налоговых льгот и скидок; дифференциация налоговых ставок, тарифов и ставок платежей.
Законом "Об инвестиционной деятельности..." предусматриваются следующие экономические методы государственного регулирования подобной деятельности:
• совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
• установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
• защита интересов инвесторов;
• предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;
• расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
• создание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтинговых оценок субъекта инвестиционной деятельности;
• принятие антимонопольных мер;
• расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
• развитие финансового лизинга;
• проведение переоценок основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
• создание возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.
Государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:
• обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;
• гласность при обсуждении инвестиционных проектов;
• право обжалования в судебном порядке любых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
• стабильность прав субъекта инвестиционной деятельности. В случаях принятия законов, устанавливающих для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу, за исключением случаев, когда законом установлено, что его действие распространяется на отношения, возникающие из ранее заключенных договоров;
• защиту капитальных вложений.
Законом предусмотрено, что капитальные вложения могут быть национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности. Они могут быть реквизированы только в порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом РФ.
Одной из форм защиты инвестиций является их страхование. Оно осуществляется в соответствии с законодательством РФ.