Государственное регулирование иностранных инвестиций
Специальное законодательство по регулированию иностранных инвестиций существует во многих странах мира, однако в каждой стране оно преследует свои определенные цели. Так, в странах с развивающейся экономикой его задача – предоставить специальный режим для иностранного капитала и привлечь его как дополнительные средства в экономику развивающейся страны. Нормы, регулирующие иностранные инвестиции в развитых странах, главным образом служат средством контроля за инвестиционными процессами в экономике страны.
В странах с развитой рыночной экономикой, в большинстве развивающихся государств и в странах с переходной экономикой по отношению к иностранным инвесторам действует принцип национального режима, который нашел поддержку и на международном уровне.
Национальный режим дает много преимуществ иностранному инвестору:
– иностранные предприниматели могут открывать свои компании и вести коммерческую или иную не запрещенную законом деятельность на тех же условиях, что и местные предприниматели, вступая с ними в добросовестную конкуренцию;
– избирать любую принятую в данной стране организационно-правовую форму ведения хозяйственной деятельности;
– пользоваться большинством местных льгот;
– получать доступ к финансовым, трудовым, научно-техническим и другим ресурсам страны – реципиента капитала.
Согласно Закону об иностранных инвестициях иностранная инвестиция – это вложение капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в России в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации, т.е. данный закон исходит из понимания инвестиции как определенного действия или процесса перемещения собственности иностранного инвестора из одного государства и вложение его в какое-либо предпринимательское дело на территории другого государства в целях получения дохода.
Субъектами иностранных инвестиций могут выступать:
– иностранные государства;
– международные организации;
– иностранные юридические и физические лица;
– граждане принимающих инвестиции государств, имеющие постоянное место жительства за границей.
Иностранные инвестиции, как и инвестиции вообще, подразделяются в зависимости от объекта вложения на три вида: прямые, портфельные и прочие.
Прямые иностранные инвестиции – это:
– приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ;
– вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ;
– осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разд. XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн руб. Прямые инвестиции дают возможность инвестору осуществлять эффективный контроль над заграничной коммерческой организацией.
Портфельные инвестиции отличаются от прямых тем, что приобретение облигаций, акций, паев и пр. составляет менее 10% в складочном (уставном) капитале организации. Портфельные инвестиции не дают права инвестору контролировать управление и влиять на коммерческую деятельность коммерческой организации.
К прочим иностранным инвестициям относятся такие инвестиции, как прямые и портфельные, но не подпадающие под их условия (например, торговые кредиты, банковские вклады и пр.).
Современное правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется путем сочетания международно-правового и внутреннего (национального) регулирования.
К внутренним российским источникам регулирования иностранных инвестиций в системе специальных нормативных актов центральное место занимает Закон об иностранных инвестициях, который полностью посвящен регулированию инвестиционных отношений с участием иностранного субъекта (инвестора).
Закон наделил Правительство РФ широкими полномочиями в сфере регулирования иностранных инвестиций:
1) осуществлять контроль за подготовкой и подписанием инвестиционных соглашений о реализации крупномасштабных инвестиционных проектов;
2) контролировать исполнение иностранным инвестором и российскими коммерческими организациями с иностранными инвестициями обязательств по инвестиционным соглашениям;
3) лишать иностранного инвестора и российскую организацию с иностранными инвестициями в случае нарушения ими законодательства РФ льгот по применению "дедушкиной оговорки".
Закон закрепляет основные положения о государственной регистрации российских компаний с иностранными инвестициями, а также предусматривает, что российская компания с иностранными инвестициями признается таковой со дня вхождения в ее состав иностранного инвестора независимо от объема иностранного участия. С этой даты организация подлежит правовой защите и может пользоваться гарантиями и льготами, установленными Законом.
Большой объем статей Закона посвящен гарантиям деятельности инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями в России и предоставляемым им льготам. Данному вопросу уделено 11 из 28 статей Закона.
Законом предусмотрены ограничения на осуществление иностранных инвестиций, которые "могут устанавливаться федеральными законами только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".
Другим законом, важным для регулирования инвестиционных отношений, является Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", детально рассматривающий льготы, которыми пользуются иностранные и местные инвесторы, а также сроки, в течение которых не применяются новые федеральные законы и иные нормативные акты, вступившие в силу.
Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", в котором речь идет о разработке месторождений минерального сырья на условиях раздела добытой продукции между государством и иностранным инвестором, распространяет свое действие и на российских инвесторов, устанавливая равные условия для заключения подобных соглашений как с российскими, так и с иностранными инвесторами.
Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" обеспечивает защиту национальных интересов России и в то же время создает условия для формирования в государстве предсказуемого и прозрачного делового климата для иностранных инвесторов. Данный Закон в ч. 2 ст. 2 устанавливает, что иностранные государства, международные организации, а также находящиеся под их контролем организации, в том числе созданные на территории России, не вправе совершать сделки, влекущие за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В ст. 6 названного Закона определены и перечислены виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. К ним относятся различные виды деятельности в области ядерной энергетики, разработка, изготовление и торговля вооружением и военной техникой, космическая деятельность и др. (всего 45 видов).
Целый ряд других федеральных законов также могут быть отнесены к числу источников законодательства об иностранных инвестициях в силу того, что они имеют правовые нормы, устанавливающие специфическое регулирование инвестиционных отношений с иностранным элементом (Закон о банках, Закон о валютном регулировании, Федеральный закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и др.).
Среди источников, которые специально посвящены регулированию иностранных инвестиций, значительное место занимают подзаконные акты: указы Президента РФ (от 26.02.1993 № 282 "О создании Международного агентства по страхованию иностранных инвестиций в Российскую Федерацию от некоммерческих рисков" и др.), постановления Правительства РФ (от 30.12.2009 № 1141 "О Консультативном совете по иностранным инвестициям в России" и др.), нормативные акты министерств и ведомств РФ.
Анализ современного инвестиционного законодательства России дает основание сделать вывод о том, что правовое регулирование инвестиционных процессов основывается на двух основных принципах.
Во-первых, принцип стимулирования инвестиций, которому уделяется основное внимание. Его реализация обеспечивается главным образом посредством предоставления экономических преференций, создающих финансовую привлекательность инвестиционной деятельности.
К правовым средствам реализации данного принципа относятся меры, направленные на предоставление равного доступа иностранным инвесторам и равных условий инвестирования вместе с национальными инвесторами (национальный режим) либо иными иностранными инвесторами (режим наиболее благоприятствующей нации).
Во-вторых, принцип разработки специальных защитных мер от коммерческих и некоммерческих рисков иностранных инвесторов и предоставления гарантий их реализации.
Данный принцип получает свое воплощение в ряде международных правовых документов, которые подразделяются на двусторонние и многосторонние. Регулирование инвестиционных отношений на двустороннем уровне происходит на основании заключаемых договоров и соглашений.
Наибольшее распространение получили торговые договоры.
Практика заключения торговых договоров (соглашений) возникла в древние времена и сформировалась окончательно с образованием национальных рынков отдельных государств, а в последующем и становлением мирового хозяйственного оборота. В настоящее время торговые договоры из средства регулирования международных торговых отношений превратились также в одну из форм регулирования иностранных инвестиций.
Кроме того, находят не менее широкое применение договоры и соглашения непосредственно об иностранных инвестициях.
Данный вид соглашений как форма правового регулирования международных экономических отношений, по мнению ученых-юристов, возник после Второй мировой войны. Основная цель подобных соглашений – обеспечение притока иностранного частного капитала в другие страны путем предоставления ему юридических гарантий от политических и некоммерческих рисков. В первую очередь к таковым относятся:
– гарантии от национализации и реквизиции иностранного капитала;
– гарантии от ущерба инвестициям в случае социальных катаклизмов;
– гарантии использования на территории страны и перевода за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных инвестором денежных сумм и других гарантий и льгот.
Двусторонние международные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений стали заключаться еще в период существования СССР. Тогда были заключены подобные соглашения с Австрией, Бельгией, Великобританией, Германией, Канадой, КНР и др. Всего около 15 таких договоров, и Россия стала правопреемником данных договоров.
В 1992 г. был заключен договор о поощрении и защите капиталовложений между Российской Федерацией и США. В последующем подобные соглашения были заключены с несколькими десятками зарубежных стран.
Среди многосторонних соглашений наибольшее значение имеет Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств, заключенная в 1965 г. Россия подписала Вашингтонскую конвенцию в 1992 г. В г. Сеуле в октябре 1985 г. была принята Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеульская конвенция). Конвенция учредила Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). Россия ратифицировала Сеульскую конвенцию в 1992 г. В 1994 г. Россия подписала Договор к Энергетической хартии (ДЭХ) и ряд других многосторонних договоров, включая и страны СНГ. Так, в декабре 1993 г. в г. Ашхабаде было заключено Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности. В Соглашении предусматривается защита инвестиционных интересов, сближение инвестиционного законодательства, быстрая, адекватная и эффективная компенсация потерь инвесторов в случаях национализации, беспрепятственный перевод за рубеж прибыли инвесторов, стабилизационная оговорка о продолжении действия в течение пяти лет первоначальных инвестиционных условий в случае ухудшения законодательных условий для инвестиций из стран – участниц Соглашения и другие условия.
Анализ национального законодательства и международных договоров позволяет сделать вывод о том, что к настоящему времени в практике международного движения капиталов и его нормативно-правовом регулировании сформировались следующие основные группы гарантий защиты иностранных инвестиций:
– гарантии, обеспечивающие неприкосновенность имущества, составляющего иностранную инвестицию на территории государства – реципиента капитала;
– гарантии недискриминации;
– гарантии стабильности условий инвестирования;
– гарантии, обеспечивающие право иностранного инвестора воспользоваться результатами своей деятельности;
– гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций.
В Российской Федерации признаются и законодательно регулируются все названные виды гарантий.