Государственное регулирование финансовой деятельности предприятий
Понятие "государство" включает в себя все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления контроля над субъектами экономики и над рынком для достижения общественных целей.
В современных условиях от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности предприятий. Государство оказывает влияние на все сферы экономической деятельности общества путем выполнения правовой, экономической, социальной, оборонной, управленческой и др. функций, так как рынок не может регулировать экономические и социальные процессы в интересах всего общества. Прерогативой государства является обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, что является основой для развития предпринимательства и экономики.
Государственное регулирование в рыночных условиях представляет собой законодательно оформленную систему внешнего воздействия на финансы предприятий1. Государство формирует финансовую политику на макроуровне и осуществляет законодательное регулирование финансов микроуровня. Оно определяет порядок образования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов, которые служат одним из источников финансирования предприятий.
Основными направлениями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий являются:
• налоговая система;
• ценообразование;
• внешнеэкономическая деятельность;
• денежное обращение;
• кредитование;
• формы платежей и расчетов;
• организация обращения ценных бумаг;
• бюджетное финансирование;
• состав и компетенция органов государственного управления в решении финансовых вопросов;
• государственные гарантии;
• лицензирование отдельных видов деятельности.
Механизмом государственного воздействия на предпринимательскую деятельность являются экономические (косвенные) и административные (прямые) методы. Они должны использоваться в комплексе при проведении фискальной, инвестиционной, ценовой, амортизационной, денежно-кредитной и др. политики таким образом, чтобы не разрушить рыночные основы, не допустить кризисных явлений.
Экономические методы (косвенные) воздействия государства на предпринимательскую деятельность довольно разнообразны. Основными из них являются:
• налоги;
• способы перераспределение доходов и ресурсов;
• ценообразование;
• государственная предпринимательская деятельность;
• кредитно-финансовые механизмы; и др.
Административные методы (прямые) должны использоваться, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны. К мим относятся:
• ограничения;
• запреты;
• лимиты;
• квотирование; и др.
Их целесообразно использовать в следующих областях:
• охране окружающей среды;
• сертификации, стандартизации, метрологии;
• социальной политике;
• внешнеэкономической деятельности;
• деятельности естественных государственных монополий. Экономические и административные методы оказывают влияние на финансовую деятельность предприятий.
Финансы предприятии служат главным инструментом государственного регулирования экономики. С их помощью осуществляется регулирование производства продуктов, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и на накопление. Финансы предприятий могут использоваться для регулирования отраслевых пропорций в рыночной экономике, способствовать ускорению развития отдельных отраслей экономики, созданию новых производств и современных технологий, ускорению научно-технического прогресса.
Мировой опыт показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, в условиях стабильности и оживления — снижается.
В последние годы основными направлениями развития экономики России являются:
• улучшение инвестиционного и предпринимательского климата;
• создание равных условий конкуренции для всех хозяйствующих субъектов на всей территории страны.
Одной из причин, препятствующей стабильному и долгосрочному экономическому росту, является низкая эффективность государственного управления, неспособного создать нормальную институциональная среду, повысить уровень защиты прав собственности и эффективность функционирование судебной системы. Избыточным и обременительным остается вмешательство органов власти в деятельность хозяйствующих субъектов. При этом государство не обеспечивает предоставление в достаточной степени высокого качества услуг. Отсутствуют эффективные механизмы гражданского контроля за принятием решений по основным направлениям социально-экономического развития.
Повышение эффективности государственного управления и регулирования направлено на продолжение реформирования системы государственного управления и повышение его эффективности, осуществление административной реформы.
Основными целями административной реформы являются:
• улучшение качества и доступности государственных услуг;
• ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе дальнейшая работа по прекращению избыточного государственного регулирования.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
• повысить эффективность взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также прозрачность деятельности органов исполнительной власти;
• разработать и внедрить стандарты государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти;
• оптимизировать функционирование органов исполнительной власти и ввести механизмы противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти;
• модернизировать систему информационного обеспечения органов исполнительной власти;
• сформировать необходимое организационное, информационное, ресурсное и кадровое обеспечение административной реформы в рамках совершенствования системы государственной службы в целом;
• оптимизировать систему территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Стандартизация государственных услуг позволит упорядочить и конкретизировать обязательства органов исполнительной власти перед обществом, внедрить объективные процедуры контроля и оценки их деятельности. В этих целях необходимо сформировать исчерпывающие реестры государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в связи с исполнением ими своих полномочий, реализацией прав, законных интересов и обязанностей граждан и организаций, а также принять нормативные правовые акты, устанавливающие их стандарты в виде нормативных требований к качеству, срокам и порядку предоставления государственных услуг.
Задача повышения эффективности выполнения функций федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, предоставления ими государственных услуг, межведомственных взаимодействий и внутренней организации должна решаться на основе внедрения административных регламентов, т.е. обязательных требований к порядку, процедурам и административно-управленческим процессам, обеспечивающим исполнение их полномочий, а также на основе разработки и создания эффективного механизма досудебного обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц.
Дальнейшая оптимизация функций органов исполнительной власти предусматривает повышение эффективности государственного регулирования, устранение неэффективного государственного вмешательства в экономику путем исключения избыточных функций, совершенствование системы контроля и надзора, лицензирования, аккредитации, регистрации, проведения государственных экспертиз и выдачи разнообразных разрешений и согласований, внедрение механизмов аутсорсинга административно-управленческих процессов, повышение эффективности системы закупок для государственных нужд.
Продолжается работа по системной корректировке законодательства с целью исключения избыточных полномочий органов власти, унифицирования типовых управленческих процессов и соответствующих полномочий должностных лиц.
Вносятся изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ в части уточнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, а также принятие базовых норм законодательства об аккредитации и внесение изменений в кодексы, регулирующие отдельные сферы государственного управления.
Снижению избыточного вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов должно способствовать распространение общего порядка лицензирования на виды деятельности, на которые не распространяется действие Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Реализация антикоррупционной политики включает в себя внедрение ведомственных антикоррупционных программ, создание механизмов общественной поддержки антикоррупционной политики.
Обеспечение информационной открытости деятельности органов исполнительной власти и участия в их деятельности гражданского общества требует законодательного закрепления процедур, обеспечивающих доступность информации о деятельности государственных органов. Необходимы разработка механизмов общественной экспертизы, проведение государственно-общественных консультаций и общественного мониторинга на ранних стадиях подготовки и принятия решений, а также обеспечение публичности принятых решений.
Требуется модернизация системы информационного обеспечения государственного управления и проведение мониторинга реализации основных направлений реформы государственного управления.
Большие перспективы связаны с внедрением информационных технологий в сфере государственного управления, созданием элементов электронного правительства, включая обеспечение информационной открытости, развитие систем электронного документооборота, общегосударственных информационных ресурсов, расширение набора услуг, предоставляемых в электронной форме. Часть административных регламентов должна быть реализована в электронной форме, позволяющей обеспечить оперативность, информационную насыщенность управленческих решений и постоянный контроль их исполнения. Необходимо обеспечить координацию мероприятий административной реформы и программ, стимулирующих использование информационных технологий в государственном управлении.
Внедрение принципов и положений административной реформы на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления потребует реализации мер эффективной методической и организационной поддержки и стимулирования регионов федеральными органами власти.
Для реформирования системы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти следует определить критерии создания территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и сохранения существующих. Необходимо постепенное выстраивание сети территориальных органов в соответствии с принимаемыми решениями по передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти на региональный уровень1.
После десяти лет динамичного экономического роста Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис привел к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. С сентября 2008 г. Правительство Российской Федерации и Центральный банк России приступили к осуществлению антикризисных мер. Была утверждена программа антикризисных действий на 2009 г., направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, защиту граждан и экономики страны от кризисного шока, сохранение жизнеспособности российской финансовой системы. Принятые антикризисные меры позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики. Программа обеспечила оптимальное сочетание антикризисных мер и долгосрочных проектов, ориентированных на строительство новой, более эффективной экономики. К приоритетам программы следует отнести выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизацию внутреннего спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы. Будет обеспечиваться макроэкономическая сбалансированность, выдерживаться курс на стабильность национальной валюты и последовательное снижение инфляции. Одновременно будут активизированы действия, повышающие эффективность и конкурентоспособность экономики и ускоряющие ее переход на инновационный тип развития в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г. К ним относятся наращивание человеческого потенциала, модернизация здравоохранения и пенсионной системы, образования и национальной инновационной системы, создание технологических и инфраструктурных заделов на будущее. Последовательно будет обеспечиваться развитие рыночных институтов.