Государственное регулирование
Системно, в полномасштабном плане ведущие страны соприкоснулись с государственным регулированием после Второй мировой войны. Под государственным регулированием экономики подразумевается комплекс мер и действий, применяемых государством для осуществления и коррекции экономических процессов. В том или ином виде государственное регулирование применялось в "коммунистических", капиталистических и развивающихся странах. Но если в странах Востока и в социалистически ориентированных развивающихся странах государственное регулирование осуществлялось в рамках планово-директивной экономики, базирующейся на обобществлении производства и государственной собственности, то в странах Запада и капиталистически ориентированных освободившихся государствах эти процессы протекали в рамках рыночных отношений и при сохранении конкуренции различных форм собственности.
В странах "социалистической ориентации" государственное регулирование проявлялось, в частности, в наличии различных вариантов административно-командной системы, директивного планирования, доминирования и постоянном расширении позиций общенародной (государственной) собственности, а также при сужении роли негосударственных секторов экономики. В большинстве стран, ставших после Второй мировой войны на путь социалистической ориентации, рыночные механизмы в народном хозяйстве заметно сократились. Именно государство и его институты определяли общую экономическую и финансовую политику.
В США в "эпоху Рузвельта", в различных странах Западной Европы и Японии после 1945 г. также наблюдалось усиление влияния рычагов государственного регулирования экономики, но при этом в рамках сохранения капиталистической экономики. В то же время, государственное регулирование в развитых капиталистических странах проявлялось, в частности, в национализации стратегических отраслей экономики и ряда крупных банков, введении индикативного планирования, заметном увеличении государственных расходов на социальную сферу (что выразилось, в частности, в последовательном увеличении зарплат, пенсий для работников общественного сектора и социальных пособий, поднятии уровня и качества оказываемых государством общественных услуг), запуске разнообразных программ партнерства между государственным и частным секторами, усилении контроля со стороны государственных институтов за функционированием финансовой системы и т.д.
Феномен государственно-монополистического капитализма в первые послевоенные десятилетия применительно к ведущим странам Западной Европы и Японии развивался под воздействием норм и механизмов государственного регулирования. При государственном регулировании государство, его органы и институты отвечают за стабильное функционирование налоговой и бюджетной политики, за монетарную политику, выделение денежных средств на различные нужды на национальном и региональном уровнях. Также в ведении государства находятся такие вопросы, как регулирование кредитного рынка и распределения доходов, формирование и осуществление внешней торговли.
В 1950-е гг. государственные расходы ведущих стран мира заметно выросли, как и общий объем государственного бюджета этих стран. В тот период деятельность государства в значительной степени была направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляционных процессов, поддержания высокого уровня занятости и недопущения крупной безработицы среди населения. Активная денежно-кредитная политика, осуществлявшаяся на практике центральными (государственными) банками, подразумевала — со стороны государства — наличие целостного контроля в экономике над денежной массой.
Обычно методы государственного регулирования могут быть прямыми (установление и подержание контроля над монополиями, разработка, установление и поддержание общих экономических стандартов) или косвенными (осуществление денежной политики, контроль за доходами, "сильная" социальная политика). Также отметим, что очень важным механизмом государственного регулирования служит внешнеэкономическое регулирование. В качестве основных форм государственного регулирования могут выступать социальные и целевые государственные программы.
В условиях начального этапа "холодной войны" политика государственного регулирования способствовала более быстрому и эффективному выходу государств из состояния послевоенного кризиса, подъему производства, качественному росту валового внутреннего продукта. Конверсия производства и укрепление военно-промышленного комплекса в условиях "холодной войны" также нуждались в активной роли государства. Государственный сектор стал играть большую роль в национальном экономическом развитии не только стран Востока, но и многих ведущих держав Запада Импульс к продвижению западноевропейских стран в сторону общества "всеобщего благосостояния" также был дан в первые послевоенные годы, в том числе через использование механизмов государственного регулирования.
Послевоенное бескризисное "счастливое тридцатилетие" (до системного кризиса капитализма 1974—1975 гг.) — продлившийся почти 30 лет период стабильного экономического роста и последовательного увеличения благосостояния населения, ослабления социальных противоречий и классового неравенства было бы невозможно представить без обращения к государственному регулированию экономики и социальной сферы.