Государственное и "коммерческое" образование
Па волне демократизации и перехода к рыночным отношениям в России возникло так называемое "негосударственное" "коммерческое", "частное" образование. Оно предполагает плату за обучение. Последнее было платным с самого начала своего возникновения, когда еще не существовало понятия "высшее" образование. Так было в Древнем Китае, где возникли первые в мире школы, так было в Древней Греции и Древнем Риме. "Английский экономист А. Смит считал, что “человек, получивший образование путем затрат большого труда и времени, может быть приравнен к одной из дорогих машин” и обосновывал необходимость свободного рынка в образовании. С тех пор понимание знания как капитала применительно к отдельному человеку полностью никогда не исчезало из экономической литературы. Сфера образования рассматривается и как одна из отраслей экономики, и как сфера свободного рынка, и как сфера производства особого рода услуг, которые должны быть оплачены теми, кто этими услугами пользуется"[1].
И. Ильинский отмечает, что в практической деятельности все страны с рыночной системой хозяйствования имеют смешанную экономику и смешанные типы образования, сочетающие в себе элементы альтернативных теоретических школ. Несмотря на усиление влияния концепций, ставящих во главу угла поддержание автоматизма свободного рынка при ограничении государственного контроля в экономической и социальной сферах, в области образования ведущих европейских стран роль государства остается весьма значительной. Огромна при этом и роль национальных традиций.
В Германии преобладает сеть государственных учебных заведений, которые управляются федеральным министерством.
Обучение в них от школы до университета бесплатное. Наряду с государственными и общинными в Германии имеются немногочисленные частные (платные), в том числе конфессиональные, школы и вузы, которые получают значительную (иногда до 90% всех расходов) финансовую поддержку государства.
Во Франции система образования также строго централизована. Структура и функции образовательных учреждений, учебные планы и программы определяются циркулярами министерства образования. Общее образование на всех ступенях бесплатное. Государственные школы получают средства из государственного бюджета. В частных школах обучается до 20% учащихся. В стране имеется пять католических университетов с небольшим числом студентов. Частный сектор представлен в основном провинциальными высшими инженерными школами. Более престижными считаются государственные образовательные учреждения.
Швеция имеет централизованную систему образования. Управление общеобразовательной и профессиональной школами осуществляется министерством образования. Детально разработанные школьные программы являются законом[2]. Обучение в государственных образовательных учреждениях бесплатное. Имеется небольшое число частных школ и учреждений "послесреднего" образования, большинство из которых получают государственные субсидии.
В Великобритании закон, положивший начало созданию государственной школьной системы, был принят в 1870 г. Сейчас бесплатные государственные общеобразовательные школы составляют основу школьной сети. В масштабах страны ими руководит министерство образования и науки. Высшие учебные заведения представлены университетами, колледжами и техническими институтами. Обучение платное, но основное бремя по финансированию высшей школы несет государство. Некоторые высшие учебные заведения имеют и большие пожертвования. В структуре доходов, например Оксфордского университета, они составляют более 2/3 поступлений.
Совершенно иная ситуация в системе образования в странах с высокой степенью либерализации экономики и других сфер общественной жизни. Здесь "негосударственное" образование играет огромную роль. В Японии по форме собственности университеты, как и другие высшие учебные заведения, классифицируются на государственные (95) с числом студентов 543,2 тыс.; муниципальные (41) с числом студентов в 69,5 тыс. и частные (384) с числом студентов 1 млн 680 тыс. Как видим, здесь частное образование является высшим звеном.
Особый интерес представляет для России, которая уже в течение 10 лет идет по пути либеральных реформ, опыт развития образования в США – родине либерализма. В США основой системы начального и среднего образования является государственная общеобразовательная школа. Затраты на нее более чем на 90% покрываются за счет государственных расходов. В последние годы наметилась тенденция роста числа частных школ. Частный сектор системы высшего образования также играет здесь важную роль. На его долю в 1992 г. приходилось 62 из 156 университетов и 1493 из 1996 четырехгодичных колледжей.
В общей сложности в частном секторе находится более 70% университетов и четырехгодичных колледжей. Однако по числу студентов частный сектор значительно уступает государственному. В частных университетах обучаются 766,5 тыс. студентов, в государственных – 3 млн 618 тыс человек. Всего в государственных университетах и четырехгодичных колледжах обучаются 68,4% студентов, в частных – 31,6%. Это объясняется тем, что государственные университеты более крупные, чем частные. Из 94 государственных университетов в 61 численность студентов превышала 20 человек, в то время как только в восьми частных университетах число студентов превышало 20 тыс. человек.
Это количественная сторона вопроса. Что касается качественной стороны, то необходимо иметь в виду, что в частном секторе высшего образования находятся наиболее престижные американские университеты научно-исследовательского профиля. Среди них Стенфордский университет, Университет Южной Калифорнии, Йельский университет, Гарвардский, Принстонский, Корнельский, Колумбийский и другие университеты с мировым именем. Плата за обучение в самых престижных университетах и колледжах составляет от 20 до 30 тыс. долл. в год.
"Таким образом, частное, платное образование как таковое для капиталистического общества – явление совершенно естественное. И у него есть свои плюсы: плата за обучение является сильным мотивом в овладении знаниями, повышает чувство ответственности за обучение, ибо оно в буквальном смысле приобретает цену. Поэтому время нахождения в вузе приходится ценить; не просто ждать, когда вуз "даст" то, что он обещал согласно заключенному между студентом и вузом договору, но и "брать" то, что обещано. Молодой человек быстро взрослеет, и это на пользу и ему, и обществу"[3].
По данным Министерства образования и науки РФ, в России открыто 610 государственных и 300 коммерческих вузов. Каждый десятый студент обучается сегодня в негосударственном учебном заведении. Главное отличие между государственными и негосударственными вузами заключается в составе учредителей и источниках финансирования. В первом случае учредителем является Правительство РФ или органы исполнительной власти субъекта Федерации, и финансируется вуз из государственного или муниципального бюджета. Коммерческие институты организуются, как правило, частными лицами, и главным источником их дохода является плата за образовательные услуги. Есть ряд отличий и в правилах приема. В государственные вузы студентов набирают согласно Порядку приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2011 г. № 2895. В коммерческом вузе условия и правила приема записаны в его уставе.
При поступлении в коммерческий институт или на платное отделение государственного вуза абитуриент (или его законный представитель) заключают с учебным заведением письменный договор, в котором указываются условия и порядок приема, срок обучения, его оплата, форма проведения аттестаций, вид диплома, льготы, условия расторжения договора, ответственность сторон и т.д. Сколько стоит учение – решает сам вуз. Оплата производится в рублях, но в договоре можно указывать се валютный эквивалент. Поступившие в государственный вуз на бюджетные места за знания, разумеется, не платят. Но бюджетники должны выдержать конкурс (часто довольно солидный), в коммерческих же вузах обычно бывает не более одного человека на место.
Есть и общее, что объединяет все образовательные учреждения. Вузы, независимо от их статуса, обязаны ознакомить абитуриента (причем иод подпись), его родителей или законных представителей с правилами приема и зачисления и со своим уставом, а также показать лицензию на право ведения образовательной деятельности и государственную аккредитацию по каждой специальности. Только эти документы дают вузу право выдавать дипломы государственного образца. Все филиалы вуза также должны иметь лицензию и аккредитацию. Государственное учебное заведение обязано заранее объявить не только число бюджетных мест, но и количество мест в общежитиях. Абитуриент, претендующий на бюджетное место, должен письменно подтвердить, что он получает высшее образование впервые. В приемной комиссии он предъявляет паспорт и свидетельство о среднем образовании – подлинник или заверенную ксерокопию школьного аттестата (диплома училища, техникума, колледжа).
Министерство образования и науки РФ определило перечень предметов, которые могут быть вступительными. Это русский язык (он как государственный язык) обязателен для всех, литература, математика, физика, химия, информатика, биология, география, история России, обществознание и иностранные языки. Число вступительных экзаменов определяет сам вуз. Он может заменить одну из перечисленных дисциплин (кроме русского языка) на информатику. Приемная комиссия имеет право засчитывать как вступительные экзамены результаты ЕГЭ, экзаменов подготовительных курсов, финансируемых из госбюджета, баллы центрального тестирования, проводимого Министерством образования и науки РФ, а также результаты региональных школьных олимпиад. Ряд абитуриентов обладает льготами при поступлении в государственные вузы. Без вступительных экзаменов зачисляются на соответствующие специальности победители и призеры всероссийских и международных олимпиад. Вне конкурса (при успешной сдаче) идут дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, граждане до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, военнослужащие, уволенные со срочной службы по рекомендации руководства части. По результатам собеседования или профильного экзамена первокурсниками могут стать школьные золотые и серебряные медалисты, а также ребята, имеющие диплом с отличием профессионального училища или колледжа (техникума). Коммерческие вузы сами определяют перечень абитуриентов, имеющих право на льготное зачисление.
Учиться в университете или академии (любого вида) сегодня можно четыре, пять или шесть лет. В первом случае выпускнику присваивается звание бакалавр, во втором – дипломированный специалист, в третьем – магистр. Как же разделить государственное и частное образование? Что в постиндустриальной экономике остается в государственном секторе? То, что не под силу частному, что опасно с точки зрения общества передавать в частный сектор[4]. В частном секторе в постиндустриальной экономике остается то, что требует гибкого реагирования на спрос потребителя, что лучше развивается в условиях конкуренции, что эффективнее при частной инициативе, чем при управлении чиновников.
С этой точки зрения, по мнению создателя и президента Международного университета в Москве Г. X. Попова, в государственном образовании должна остаться подготовка специалистов для теоретических областей: математика и физика, история и филология и т.д. Далее в госсекторе должна остаться подготовка кадров-силовиков – для армии, милиции, безопасности. В итоге половина, а в перспективе и 2/3 нынешних вузов, связанных с прикладными областями подготовки специалистов (от экономики до медицины), должны из государственных стать частными и платными. Частное образование даст существенно больше возможностей более полно учесть волю заказчика, удовлетворять его спрос и запросы. Частное образование увеличивает свободу выбора. Сегодня выбор молодого человека ограничен тем, сумеет ли он выдержать конкурс. В частном же образовании он заплатит и будет учиться тому, что ему по душе. Известно, что способности к той или иной области – это одно, а конкурс по школьным оценкам – это совсем другое.
Частное образование, привлекая дополнительные деньги, может существенно повысить уровень образования. В частных вузах легко проводятся эксперименты, быстрее внедряется новое. Между частными вузами острее состязательность, конкуренция и, соответственно, гораздо сильнее контроль – за свои деньги люди не только ходят на все лекции, но и немедленно предъявляют претензии к тому, что их не удовлетворяет. Частный вуз, имея возможность заниматься каждым студентом, может восполнить то, что не могли дать в семье родители, вечно занятые бизнесом и порой вообще редко бывающие дома.
Частное образование может помочь тем, чей талант выше среднего. Частные вузы – и это мировой опыт – создают для роста таланта массу дополнительных возможностей, которых нет у государственного вуза хотя бы по причине уровня финансирования.
Г. X. Попов считает, что у частного сектора есть еще один аспект. Не секрет, что при частной собственности "дело" переходит от отца к сыну. И родители, и общество заинтересованы в том, чтобы наследник был настоящим хозяином. Но не секрет и другое: природные таланты наследников далеко не всегда соответствуют родительским. Попасть по конкурсу в более или менее престижный вуз им трудно. Вот тут и нужен частный вуз, который доведет наследника до "кондиции".
Государство должно оценивать вузы – и свои, и частные – одинаково: по уровню выпускников. Сейчас вводят тестирование для школьников. Нужно, видимо, тестирование и для выпускников вузов. Вместо нынешнего лицензирования с его оценкой старта, с оценкой перечня дисциплин и числа часов на лекции и семинары (это даже в госвузе трудно проверить) нужна оценка финиша – тесты по трем предметам, главным для данной специальности. И по итогам тестирования иметь во всех вузах три категории диплома, скажем, по цветам русского флага: белый, синий и красный.
Забота о частном образовании должна стать такой же обязанностью государственных структур, как и забота о государственном.