Государственное финансовое регулирование социально-экономических процессов
После изучения материалов данного параграфа вы сможете:
■ назвать целевые ориентиры социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.;
■ перечислить основные формы государственного финансового воздействия на экономику и социальную сферу;
■ раскрыть ОГЛАВЛЕНИЕ бюджетных методов регулирования.
В основе современных форм и методов государственного регулирования социально-экономических процессов (ГРСЭП) лежит единый комплекс целей, задач и мероприятий правового, финансового и административного характера, осуществляемых органами государственной власти и управления на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.
В зависимости от политических, экономических, демографических и других факторов в разных странах используются разные формы и методы ГРСЭП. Однако во всех случаях при выработке политики регулирования учитываются тенденции развития национальной и мировой экономики; определяются целевые ориентиры, включающие стабильный экономический рост; низкий уровень инфляции; высокий уровень занятости населения (низкую безработицу); стабильность валютного курса и др. Затем определяются пути их достижения и инструменты регулирования. В зависимости от вида решаемых задач набор инструментов варьируется.
Что касается экономического курса Российской Федерации, то в его основе лежит концепция построения социального рыночного хозяйства. Эта концепция подразумевает рыночный характер функционирования экономики и обеспечение государственных гарантий гражданам в тех сферах, где рыночные механизмы не срабатывают.
О результативности государственного регулирования экономики в течение последнего десятилетия свидетельствует рост объема валового внутреннего продукта (ВВП), достигнутый, в том числе, за счет благоприятной рыночной конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей. В 2008 г. по этому обобщающему показателю уровня жизни Россия вышла на шестое место в мире, восстановив статус ведущей мировой державы
Новые цели и приоритеты государственной политики нашли отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. В документе отражен основной целевой ориентир: к 2015-2020 гг. Россия намерена войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта. В расчете на душу населения по паритету покупательной способности ВВП должен увеличиться более чем в два раза по сравнению с 2007 г., когда этот показатель составлял 13,9 тыс. долл. или 42% от среднего уровня государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития.
В Концепции развития страны отражены и другие целевые ориентиры. Так, средний уровень обеспеченности жильем должен составить к 2020 г. около 30 кв. м на человека (или около 100 кв. м на среднестатистическую семью), охват населения высшим и средним профессиональным образованием - до 70% (2007 г. - около 50%). При этом расходы на образование за счет государственных и частных источников к 2020 г. должны возрасти до 6,5-7% валового внутреннего продукта (2007 г. - 4,8%), на здравоохранение - до 6,7-7% (2007 г. - 4,2%), что обеспечит опережающее развитие человеческого потенциала. В три раза должна снизиться доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Для достижения намеченных показателей предполагается создать условия, способствующие переходу российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития. Конкурентный потенциал российской экономики планируется расширить за счет наращивания сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях.
Вместе с тем, мировой экономический кризис потребовал от Правительства РФ соотносить стратегические приоритеты общественного развития, сформулированные в указанной выше Концепции, с Программой антикризисных мер, намечаемых к реализации, в основном, за счет государственных финансов. Помимо кризисных явлений возникла необходимость максимально учитывать, что экономика и социальная сфера России находится под влиянием таких внешних факторов, как:
■ усиление глобальной конкуренции. Сегодня глобализация охватывает не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и систему развития человеческого потенциала. В условиях глобализации система ГРСЭП должна быть нацелена на повышение конкурентоспособности отечественной экономики за счет: снижения налогов; привлечения иностранных инвестиций; пересмотра состава и структуры государственных расходов в сторону повышения их социально-экономической результативности; повышения качества функционирования рыночных институтов;
■ структурные преимущества мировой экономики, развивающей высокотехнологичные производства на основе новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий;
■ растущая конкуренция с европейскими и азиатскими рынками квалифицированных кадров, при которой в условиях сокращения численности населения и уровня занятости в нашей стране недопустима недооценка возрастания роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.
Внутренние факторы, устранение которых входит в число приоритетных задач:
■ сохраняющийся высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации;
■ высокие риски ведения предпринимательской деятельности, в том числе в связи с наличием коррупции, излишними административными барьерами, недостаточным уровнем защиты прав собственности;
■ недостаточный уровень доверия к государственным структурам в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления;
■ невысокий уровень развития национальной инновационной системы, координации образования и науки с бизнесом.
Приоритетной составляющей системы государственного регулирования социально-экономических процессов является финансовое регулирование. Основная задача финансового регулирования - повышение эффективности формирования и использования финансовых ресурсов страны с целью достижения целевых ориентиров развития общества. Путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах экономики и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других, государство может воздействовать на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций отраслевого и территориального развития, внедрение передовых технологий в отрасли экономики, обеспечение социальной стабильности в обществе. Более конкретные задачи зависят от направлений финансовой политики, в том числе бюджетной, реализуемой во взаимосвязи с кредитно-денежной, валютной, внешнеторговой, таможенной и др. Исходя из этого, основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая и территориальная структура экономики и социальной сферы. В ходе финансового регулирования осуществляется перераспределение финансовых потоков между отраслями экономики, субъектами РФ, гражданами.
Основными формами и методами государственного финансового регулирования являются:
■ налоговое регулирование. Сюда можно отнести и таможенное регулирование в части установления таможенных пошлин. Порядок использования налоговых регуляторов отражен в НК РФ. Налоговое воздействие на экономику принято называть налоговым бременем (налоговой нагрузкой). Уровень налогообложения субъектов хозяйствования определяется видами налогов, размерами налоговых ставок, зависит от порядка исчисления налогооблагаемой базы. Высокий уровень налогообложения субъектов хозяйствования ограничивает их финансовые возможности по наращиванию производства, а частое изменение налогового механизма порождает чувство неуверенности, ослабляет действенность налоговых льгот, препятствует притоку инвестиций и т. п. В рамках Программы антикризисных мер в 2009 г. фискальная нагрузка на экономику в целом и по ключевым отраслям значительно сокращена;
■ финансовое стимулирование инвестиционной деятельности. Оно может осуществляться как путем прямого государственного финансирования инвестиционных проектов, так и на основе создания льготных условий для негосударственных инвесторов, при этом используется сочетание налоговых и бюджетных методов регулирования;
■ амортизационная политика. Использование ускоренной амортизации тесно связано с налоговым регулированием, от этого зависит размер налога на имущество, величина налогооблагаемой прибыли, а, следовательно, и налога на прибыль;
■ тарифное регулирование, особенно на услуги естественных монополий, поставляющих топливно-энергетические ресурсы;
■ арендная политика, проявляющаяся в установлении дифференцированных ставок арендной платы за использование государственного имущества, например учреждениям культуры, расположенным в зданиях, отнесенных к объектам культурного наследия;
■ государственная поддержка негосударственных организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, гарантии, инвестиции). В современных правовых условиях получить бюджетные средства могут как государственные, так и негосударственные субъекты хозяйствования. При этом, как правило, используются конкурсные процедуры отбора претендентов с привлечением независимых экспертов при выработке критериев для определения победителей;
■ льготное кредитование и страхование, когда более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний может обеспечиваться бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов. Это особенно актуально в условиях экономического кризиса;
■ бюджетное финансирование расходных обязательств публично-правовых образований в порядке, установленном БК РФ. Параметры расходных обязательств, принятых к финансированию, отражаются в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ. Бюджет является универсальным инструментом поддержки позитивных процессов в различных сферах экономической деятельности и реализации социальной политики. В бюджете отражаются источники финансирования государственных расходов, а также объемы средств, направляемых на реализацию государственных функций, оказание финансовой поддержки отраслям экономики и регионам с низким уровнем финансового потенциала. Доля бюджетных ресурсов, сконцентрированных на федеральном уровне, в последние годы возрастает, что свидетельствует о высоком уровне государственного вмешательства в ход рыночных преобразований посредством финансово-перераспределительного регулирования.
Общественное назначение расходов бюджета проявляется через их состав и структуру, что позволяет иллюстрировать перечень расходных обязательств и приоритетных функций государства, которые обусловлены решением внутренних проблем развития страны и ее взаимоотношениями с мировым сообществом. При субсидировании конкретных субъектов хозяйствования и граждан, установлении ставок заработной платы работникам бюджетной сферы, предоставлении межбюджетных трансфертов, создании резервов и т.п., государство целенаправленно регулирует спрос на услуги, отраслевое и территориальное размещение инвестиций и целый ряд других показателей и пропорций. Финансовое воздействие на территориальное развитие осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования, а также финансирование мероприятий, отраженных в долгосрочных федеральных целевых программах.
Уровень и качество жизни людей, а также политическая и социальная стабильность в обществе зависят от доступности образовательных, медицинских услуг, услуг сферы культуры, социального обслуживания, возможности получения достойной заработной платы и компенсаций ее утраты в результате потери трудоспособности. Для решения этих задач используются такие финансовые методы, как:
■ финансирование гарантированных государством прямых денежных выплат гражданам за счет бюджета и государственных внебюджетных фондов (пенсий, пособий, стипендий, компенсаций, субсидий);
■ бюджетное финансирование учреждений социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания и т.п.), а также государственная поддержка других некоммерческих организаций, действующих на рынке подобных услуг для обеспечения их доступности населению;
■ финансовое стимулирование создания новых рабочих мест, финансирование общественных работ;
■ государственное финансовое регулирование рынка жилья и создание специального механизма защиты интересов граждан.
В большинстве случаев размеры социальных выплат регулируется федеральным законодательством, в то время как сами выплаты производятся по месту жительства или работы их получателей. Финансовое обеспечение таких расходов в основном производится за счет средств государственного внебюджетного фонда социального страхования и Фонда компенсаций, формируемого в составе федерального бюджета. Средства Фонда компенсаций через упоминавшуюся систему межбюджетного регулирования в виде субсидий и субвенций направляются в региональные и местные бюджеты.
Финансовое регулирование занятости населения зависит от активности государственной политики на рынке труда. Пассивная политика государства выражается в основном в выплате пособий по безработице, т.е. в принятии мер, связанных с компенсацией потери заработка. Активная государственная политика выражается в создании новых рабочих мест, организацией общественных работ, что особенно актуально при росте безработицы в условиях экономического кризиса.
Важное направление государственной политики - финансовое регулирование рынка жилья. В соответствии с законодательством предоставление жилья с использованием бюджетных средств осуществляется при определенных условиях. Такое жилье предназначено для отдельных категорий малообеспеченных граждан, работников бюджетной сферы, военнослужащих, молодых семей, ветеранов Великой отечественной войны. В обеспечении населения жильем важную роль играет система ипотечного кредитования, регулируемое с помощью следующих механизмов:
■ предоставление государственных гарантий по банковским ипотечным кредитам;
■ бюджетное субсидирование ссудного процента;
■ предоставление субсидий отдельным категориям индивидуальных инвесторов.
При осуществлении жилищных инвестиций на новое строительство или приобретение жилья, а также при погашении жилищного кредита, гражданам предоставляются налоговые вычеты в размере понесенных расходов, но не более 2 млн руб. Сумма льготы по налогу на доходы физических лиц (при ставке налога 13%) может составить 260 тыс. руб.
Для погашения ипотечных кредитов и платежей по процентам в 2009 г. гражданам предоставлена возможность использовать средства материнского капитала. Эти и другие направления нашли отражение в Программе антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г. Программа нацелена на обеспечение оптимального сочетания антикризисных мер и долгосрочных проектов. На борьбу с последствиями кризиса и восстановление экономики с учетом эффекта от снижения налогов, средств Банка России, Фонда национального благосостояния, других источников предусмотрено израсходовать 3 трлн. руб., что сопоставимо с 1/2 доходов федерального бюджета на год.
Наряду с финансовым и правовым регулированием важную роль в развитии экономики и социальной сферы, повышении качества государственных услуг играет административное регулирование. Наличие государственных органов управления, способных квалифицированно управлять общественными финансами, является одним из факторов успешной реализации стратегических направлений социально-экономического развития. Принципы результативного управления предусматривают проведение оценочных мероприятий, позволяющих судить о результативности деятельности не только субъектов хозяйствования, но и самих органов государственного управления. Для этого Указом Президента РФ от 28.07.2007 № 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" утверждено около 50 оценочных показателей. Например, наряду с другими направлениями оценивается результативность регулирующего воздействия субъектов РФ на внедрение рыночных элементов хозяйствования в бюджетный сектор. Для этого в качестве критерия определена доля расходов консолидированного бюджета субъекта РФ на финансирование услуг социальной сферы, оказываемых автономными учреждениями и негосударственными организациями.
Таким образом, процесс государственного финансового регулирования социально-экономических процессов включает в себя современные методы и формы стратегического планирования и управления по результатам, координацию этих результатов с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь в рамках программно-целевого подхода. Например, реализация национальных проектов в образовании, здравоохранении, жилищном строительстве и сельском хозяйстве позволила значительно модернизировать названные отрасли, заложить основы для масштабных структурных и институциональных изменений. В современных условиях устранять или смягчать сохраняющиеся диспропорции в экономике и социальной сфере во многом позволяет именно бюджет, ставший важнейшим государственным инструментом антикризисного управления.