Государственно-правовой контроль за экономикой
Государство является верховным распорядителем, но не с тем, чтобы подчинить все частные союзы своим целям, а с тем, чтобы дать им охрану и защиту.
Б. Чичерин
Понятие государственно-правового контроля
Итак, мы выяснили, что государство и право не должны оставаться безучастными по отношению к экономике, им следует направлять ее развитие в определенное русло и контролировать этот процесс.
Что же представляет собой такое регулирование или контроль?
Государственно-правовое регулирование (контроль) рыночной экономики – это система мер, осуществляемых государственными органами с помощью нрава в целях ее устойчивого развития на благо всего общества.
Контролировать экономику следует в меру. Слабый контроль может породить в обществе анархию и произвол со стороны производителей. Например, на первых этапах развития рыночной экономики в России была разрешена свободная торговля. Продажа продуктов с рук, в не установленных местах, без сертификатов качества привела к массовым отравлениям людей. Если контроль слишком жесткий и всеобъемлющий, государство может задушить экономику, как это было в годы советской власти.
Виды государственно-правового контроля
Государственно-правовой контроль осуществляется по многим направлениям и имеет следующие виды.
1. Владение и управление предприятиями на праве государственной собственности. Этот вид контроля возлагается на органы исполнительной власти. Доля государственной собственности не должна составлять более 20%. В противном случае, владея предприятиями, государство само их и контролирует. Но нельзя быть судьей в своем деле. Именно нарушение этого правила приводит к неэффективности государственной формы собственности. Однако в таких отраслях, как энергетика, добывающая, оборонная промышленность, информатика, связь, космос, государственная форма предприятия более эффективна, чем частная.
2. Контроль за размещением и строительством предприятий. Казалось бы зачем? Дело в том, что производство – это соединение природных и людских ресурсов. Допустим, новое предприятие не может сбыть продукцию. В случае банкротства его закроют. Но как быть с людьми, занятыми на данном производстве? Ведь у них всех есть жилье, семьи, дети, у которых появились друзья, любимые школьные учителя и т.п. Жертв можно избежать, если государственные органы, располагающие информацией, будут контролировать размещение предприятий.
3. Налоговый контроль. Налоги дают возможность государству выполнять свои функции. Они способствуют перераспределению национального дохода от тех, кто создает прибыль, тем, кто выполняет иную социально-полезную деятельность (учителям, врачам, работникам правоохранительных учреждений, офицерам и т.д.). За счет налогов осуществляется социальная поддержка населения (выплачиваются пенсии, пособия, стипендии).
4. Оказание финансовой поддержки. Она может быть сделана в разных формах: выдача кредитов, инвестиций (долгосрочные капиталовложения), дотаций (от лат. dotatio – "дар"). В этот же ряд можно поставить и строительство дорог, транспортных линий, линий электропередачи, связи и других сооружений, облегчающих развитие производства (одним словом, строительство инфраструктуры). Приток иностранного капитала, несомненно, был бы выгодным для нашего государства, но западных бизнесменов останавливает именно отсутствие инфраструктуры в той местности, где они хотели бы построить предприятия.
5. Экологический контроль может заключаться как в установлении экологических нормативов, так и в применении санкций за их нарушение. Так, например, предприятие может иметь в собственности любое количество автотранспортных средств. Важно одно, чтобы они эксплуатировались без превышения нормативов загрязняющих веществ в выбросах.
6. Санитарный контроль. Этот вид контроля включает контроль за производственной безопасностью (здоровье людей – это общественное достояние), качеством продукции (высокое качество продукции повышает жизненный уровень населения), выпуском медикаментов (лечение не должно причинять вред). По этой причине государство требует соблюдение санитарных правил, выдает лицензии на разрешение определенной деятельности (например, торговать продуктами можно только после прохождения медкомиссии, если это мясные продукты, они должны пройти ветеринарный контроль), сертифицирует продукты, т.е. определяет их качество и разрешает выпуск в продажу, и др.
7. Таможенный контроль. Заключается в получении от государственных органов специальных разрешений на ввоз и вывоз определенного количества товаров, свободное перемещение которых не допускается. Осуществляют такой контроль таможенные органы. Они же проверяют все перевозимое и на предмет уплаты таможенных пошлин, установление которых значительно пополняет государственную казну и является средством поддержки отечественных производителей.
8. Контроль за соблюдением трудового и социального законодательства. Это связано с тем, что эффективность экономики зависит и от внутренних ресурсов человека – его работоспособности, творческих возможностей. Задействовать их можно, если человек не только сыт, а чувствует себя достойно, может удовлетворять духовные потребности Вот почему государство непосредственно заинтересовано в том, чтобы работники имели свободное от работы время (установлено, что максимальное количество рабочего времени в неделю не должно превышать 40 часов), чтобы заработная плата позволяла вести здоровый образ жизни (установлен минимальный уровень заработной платы, пенсий), работник не боялся быть уволенным (в законе приводится точный перечень оснований увольнения) и т.д.
9. Пожарный контроль. Даже в сельской местности пожар в одном доме очень опасен, так как может выгореть вся деревня. Опасность пожара на предприятиях, вокруг которых располагаются десятки объектов и где работают сотни людей, многократно возрастает. Вот почему государство должно зорко следить за пожарной безопасностью, строго наказывая предпринимателей, не соблюдающих меры противопожарной безопасности.
В последнее время наметилось еще одно направление государственного регулирования – защита прав вкладчиков. Россию не обошла стороной болезнь под названием "финансовые пирамиды". Впрочем, и все коммерческие учреждения не имеют гарантии от банкротства. Но как быть вкладчикам? Возможно, они вложили свои последние сбережения. В Японии в таких случаях вред, причиненный вкладчикам, возмещает государство за счет средств, собираемых с предприятий (своего рода налог на риск). В России этот механизм еще не отработан.
Государство, право и рыночная экономика – это не противники, а тем более не враги. Одна из целей государственно-правового вмешательства в экономику состоит в том, чтобы обеспечить ее процветание, поскольку от этого зависит благосостояние каждого человека.
Это надо запомнить
1. Государственно-правовое регулирование (контроль) рыночной экономики – это система мер, осуществляемых государственными органами с помощью права в целях ее устойчивого развития на благо всего общества.
2. Видами государственно-правового регулирования (контроля) являются:
– владение и управление предприятиями на праве государственной собственности;
– контроль за размещением и строительством предприятий;
– налоговый контроль;
– оказание финансовой поддержки;
– экологический контроль;
– санитарный контроль;
– таможенный контроль;
– контроль за соблюдением трудового и социального законодательства;
– пожарный контроль.