Государственно-частное партнерство в стратегии культурного развития территории
Примером стратегического подхода является проект "Полезный музей русского хозяйства", реализующийся в подмосковном городе Коломна. Появлению проекта предшествовало комплексное междисциплинарное исследование территории Коломны, его исторической части, носящей название Коломенский посад. В исследовании принимали участие филологи, историки, музейные проектировщики, архитекторы, культурологи, социологи, дизайнеры. Руководитель проекта — директор государственного автономного учреждения культуры (ГАУК) "Центр культурных инициатив" Наталья Никитина. Задачей исследования было выявление и описание артефактов Коломенского посада для последующего сценирования территории. В 2009 г. проект получил грантовую поддержку Благотворительного фонда В. Потанина, став победителем в конкурсе "Меняющийся музей в меняющемся мире".
Всестороннее исследование исторического прошлого Коломны позволило воссоздать образ некогда процветающего торгово-ремесленного и транзитного центра, располагавшегося на перекрестке сухопутных и водных путей Центральной России. На волне технического прогресса Коломну постигла участь многих городов старой России, статус которых сейчас объединяется понятием "малые города". Появилась железная дорога — "казанка", как именуют ее с тех пор местные жители, — которая стала главной артерией товарно-грузового потока, шедшего ранее через Коломну. В ответ на вызов индустриальной эпохи Коломна выработала и сохранила особый патриархальный уклад: собственную "философию" и стиль жизни, определяющие до наших дней идентичность этого маленького города. Исторический центр — территория посада — является его ядром, "местом силы".
Анализ коломенского литературного наследия (И. И. Лажечников, Б. Пильняк, Н. II. Гиляров-Платонов, П. Д. Иванчин-Писарев и др.) показал, что для ментальности Коломны и ее посада очень характерна устойчивая языковая оппозиция "живое — мертвое" (подобных оппозиций в русском языке немало: свой — чужой, верх — низ, добро — зло...). "Живое для Посада — это рожденное, целое, сотворенное с душой и любовью, свое, родное, целесообразное, интимное и уютное. Мертвое для Посада — это собранное из деталей, бездушное, механическое, стандартное, казенное, бессмысленное и схематичное". Из этого открытия следовало, что использовать для возрождения Коломенского посада отторгаемые им типовые практики массового обслуживания, типовой ассортимент сувенирной продукции нельзя. Нельзя обойтись и только одной реконструкцией. Нужно возродить родную всамделишную жизнь посада, ремесло и торговлю, рукоделие, садоводство и огородничество.
Таким образом родилась идея проекта — "сближение доиндустриального и постиндустриального времени". Концепция проекта основана на наблюдении за запросами и предпочтениями современного человека.
Взгляд специалиста
"Мотивы культурного потребления у современного потребителя все чаще склоняются в сторону эмоций и символов. Человек больше не хочет быть целевым сегментом музейной аудитории. Он хочет быть единственным и неповторимым потребителем единственного и неповторимого культурного продукта, рождая актуальный спрос на индивидуальные адресные продукты и услуги, обладающие аурой подлинности и силой эмоционального воздействия. Другими словами, отторгая массовую индустриальную культуру, современный культурный потребитель хорошо и комфортно чувствует себя в подлинной рукотворной доиндустриальной среде, порожденной традиционным способом жизни и хозяйствования" (Н. Г. Никитина, Е. Н. Дмитриева)[1].
Разработчики проекта пришли к выводу, что возрожденный Коломенский посад должен стать целостным и функционально живым памятником традиционной хозяйственной деятельности. Коломенский посад представляет собой уникальную но концентрации памятников территорию: в ней располагается пятая часть объектов культурного наследия Московской области. Это фрагмент русской городской среды доиндустриальной эпохи с сохранившимися элементами традиционного уклада хозяйства XVIII— XIX вв. — с палисадником, забором с воротами, двором, садом и огородом, хозяйственными постройками. Преимущество рассматриваемого проекта в том, что для его осуществления не потребовалось "специально огороженной" территории, его полем деятельности стал сам исторический центр города. При этом объекты культурного наследия не изымаются из городской среды, но, напротив, подчеркиваются, актуализируются заново.
В пространстве Коломенского посада предполагается создание музейного квартала, представляющего собой несколько музейных комплексов со своим хозяйственным профилем — ямской, виноторговый, усадебный, владычный, огородный, воеводский и др. В основе каждого музейного комплекса — традиционная специализация посадского хозяйства и связанные с ней исторические бренды: Коломенский кремль, коломенский мед, коломенская верста, коломенский горшок, Коломенский сад, коломенская репа и др. В настоящий момент уже активно работает музейный комплекс, связанный с брендом коломенской пастилы. Ядром данной бизнес-единицы является музей исчезнувшего вкуса "Коломенская пастила".
Вслед за музеем появилась фабрика пастильного производства образца XIX в. Реальное производство пастилы из местных сортов яблок сопровождается театрализованным действием, дегустацией; для посетителей открыты мемориальные комнаты бывшего владельца фабрики купца К. Чуприкова. На территории фабрики разбит музейный сад, задача которого — популяризация старинных традиций садоводства и способов хранения яблок. Следующим шагом проекта стало создание двух музейных магазинов. Кондитерский магазин реализует кондитерские изделия в оригинальной исторической упаковке, а также фарфор, текстиль и прочий товар, тематически связанный с хозяйством и бытовым укладом XVIII и XIX вв. Садоводческий магазин продает садовый инвентарь, повторяющий старинные аналоги, саженцы, исторические руководства но садоводству, кулинарные рецепты, книги и открытки. За этим возник гостевой дом, в котором воссоздана аутентичная среда купеческой усадьбы. Гостиничное обслуживание представляет собой сервис в духе реального купеческого уклада. Дальнейшие планы музея связаны с созданием Пастильного кафе, а также с производством коломенской пастилы в продуктовом, а не в сувенирном формате; реализация этого продукта в торговой сети будет проводиться с указанием на его местное происхождение.
В проекте "Полезный музей русского хозяйства" в качестве партнеров выступают:
государственное автономное учреждение культуры Московской области "Центр культурных инициатив";
коммерческое предприятие ООО "Коломенская пастила";
некоммерческое партнерство "Коломенский центр развития познавательного туризма “Город-Музей”".
Кроме того, проект имеет поддержку со стороны администрации города Коломны, министерства культуры Московской области, Благотворительного фонда В. Потанина и Фонда региональных социальных программ "Наше будущее".