Государственная статистическая отчетность
В соответствии с российским законодательством юридические лица обязаны представлять в органы государственной статистики сведения о деятельности по формам федерального государственного статистического наблюдения.
Раздел "Природные ресурсы и охрана окружающей среды" Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД) ОК 011-93, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 299 (с изменениями по состоянию на 01.11.2002), включает в себя следующие формы государственного статистического наблюдения:
• № 18-кс "Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов";
• № 2-ос "Сведения о выполнении водоохранных работ на водных объектах";
• № 4-ос "Сведения о текущих затратах па охрану природы, экологических и природоресурсных платежах";
• № 2-тп (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха";
• № 2-тп (водхоз) "Сведения об использовании воды";
• № 2-тп (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления".
Документы по плате за негативное воздействие на окружающую среду:
• декларация плановых платежей за негативное воздействие на окружающую среду на текущий год;
• ежеквартальные декларации о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду;
• копии платежных поручений о перечислении платежей за негативное воздействие на окружающую среду;
• ежемесячные налоговые декларации по плате за пользование водными объектами;
• копии платежных поручений о перечислении платежей за пользование водными объектами;
• расчеты квартальной платы за негативное воздействие на окружающую среду;
• расчеты ежемесячной платы за пользование водными объектами.
Документы по результатам осуществления государственного экологического контроля:
• журнал регистрации проверок контролирующими органами;
• акты проверок предприятия;
• протоколы об административных правонарушениях, постановления на приостановку объектов, цехов, производств;
• разрешения на возобновление работы;
• приказы по предприятию об устранении нарушений, установленных при проверке предприятия;
• отчеты о выполнении предписаний;
• переписка с контролирующими органами.
В экологической службе предприятия для обеспечения работы должен быть сформирован пакет законодательной и нормативнометодической документации по охране окружающей среды. Учитывая, что российское природоохранное законодательство сегодня насчитывает более тысячи документов, удобно пользоваться электронными правовыми базами данных ("Кодекс", "Стройконсультант", "Гарант").
Вне зависимости от выбранного способа внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, по итогам года фактический объем выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещенных отходов определяется из данных государственных форм статистической отчетности № 2-тп (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха", № 2-тп (водхоз) "Сведения об использовании воды", № 2-тп (токсичные отходы) "Об образовании, поступлении, использовании и размещении токсичных отходов производства и потребления" и до 20 января следующего года производится уточнение расчета внесенной платы.
На рис. 2.10–2.14 представлены примеры разделов формы № 2-тп (воздух).
В соответствии с приказом от 29.07.2011 № 336 Федеральной службы государственной статистики "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения зя сельским хозяйством и окружающей природной средой" (с изм., внесенными приказом Росстата от 09.08.2012 № 441) форму федерального статистического наблюдения № 2-тп (воздух) заполняют юридические лица, физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет.
При наличии у юридического лица обособленных подразделений настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.
Приложение № 2
Рис. 2.10. Форма № 2-тп (воздух). Внешний вид титульного листа
Рис. 2.11. Форма № 2-тп (воздух). Пример заполнения раздела 1
Рис. 2.12. Форма № 2-тп (воздух). Пример заполнения разделов 2 и 3
Рис. 2.13. Форма № 2-тп (воздух). Пример заполнения раздела 4
Рис. 2.14. Форма № 2-тп (воздух). Пример заполнения раздела 5
Сведения предоставляются по юридическому лицу (обособленному подразделению) или индивидуальному предпринимателю:
• с объемом разрешенного выброса более 10 т в год;
• с объемом разрешенного выброса от 1 до 10 т в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ I и (или) II класса опасности.
Если по истечении срока действия разрешение на выброс не было переоформлено, то респондент предоставляет первичные статистические данные по форме № 2-тп (воздух) исходя из фактического выброса по тем же критериям, что и для юридических лиц (их обособленных подразделений), индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие разрешительные документы.
Заполненные формы предоставляются юридическим лицом в территориальные органы Росстата по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (по обособленному подразделению) и юридического лица (без обособленных подразделений). В случае, когда юридическое лицо (его обособленное подразделение) не осуществляют деятельность по месту своего нахождения, форма предоставляется по месту фактического осуществления ими деятельности. Индивидуальные предприниматели предоставляют первичные статистические данные в территориальные органы Росстата по месту своего нахождения.
Организации-банкроты, на которых введено конкурсное управление, не освобождаются от предоставления сведений но указанной форме. Только после вынесения определения арбитражного суда о завершении в отношении организации конкурсного производства и внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о его ликвидации (п. 3 ст. 149 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)") организация-должник считается ликвидированной и освобождается от предоставления сведений по указанной форме.
В адресной части формы указывается полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках – краткое наименование. На бланке формы, содержащей сведения по обособленному подразделению юридического лица, указывается наименование обособленного подразделения и юридического лица, к которому оно относится.
По строке "Почтовый адрес" указываются наименование субъекта Российской Федерации, юридический адрес с почтовым индексом, если фактический адрес не совпадает с юридическим, то указывается также фактический почтовый адрес. Для обособленных подразделений, не имеющих юридического адреса, указывается почтовый адрес с почтовым индексом.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель проставляет в адресной части формы код Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) на основании Уведомления о присвоении кода ОКПО, направляемого (выдаваемого) им территориальными органами Росстата.
По территориально обособленным подразделениям юридического лица указывается идентификационный номер, устанавливаемый территориальным органом Росстата по месту расположения территориально обособленного подразделения.
Отчет составляется на основании данных первичного учета. В качестве первичной учетной документации допускается также использование отраслевых форм и указаний, согласованных в установленном порядке.
Если в отчетном периоде имели место реорганизация, изменение структуры юридического лица, то эти сведения должны быть приведены в пояснении к отчету. Кроме того, в случае изменения методологии исчисления показателей в пояснении к отчету указываются название документа, его реквизиты (номер, дата) и кем он утвержден.
Индивидуальные предприниматели в форме № 2-тп (воздух) заполняют только раздел 1 "Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация", а также графу 1 раздела 3 "Источники загрязнения атмосферы".
В отчете по охране атмосферного воздуха отражаются данные по стационарным источникам загрязнения, характеризующие количество улавливаемых, используемых (утилизируемых) и выбрасываемых загрязняющих веществ, а также ряд других показателей.
В указанном отчете не отражаются данные по передвижным источникам загрязнения, включая автотранспорт. Также не включаются данные о количестве отходящих с газами веществ, используемых в технологических процессах производства продукции в качестве сырья или полуфабрикатов, как это изначально предусматривалось проектом данной технологии. В частности, не учитываются вещества, образующиеся и утилизируемые при очистке газов, отходящих от реакторов при производстве сажи на заводах технического углерода, очистке газов, отходящих от рудно-термических печей при производстве желтого фосфора на фосфорных заводах, очистке газов, отходящих от печей "кипящего слоя" при производстве серной кислоты на химических заводах. На предприятиях черной металлургии не учитывается оксид углерода, содержащийся в доменном газе, применяемый как технологическое топливо. Не учитываются вещества, уловленные установками и системами "двойной адсорбции" и "двойного контактирования", служащие для получения продукции из отходящих газов заводов цветной и черной металлургии, химии, нефтехимии и других производств. Из приведенных случаев образования и выброса веществ учету подлежат только загрязняющие вещества, поступающие в атмосферу в результате неполного улавливания и утечек газа из-за негерметичности технологического оборудования.
Учету подлежат все загрязняющие вещества, содержащиеся в отходящих газах от стационарных источников загрязнения, имеющихся у респондента, и аспирационном воздухе. Количество загрязняющих веществ за отчетный период указывают на основании инструментальных замеров и расчетов, проводимых в соответствии с методиками, утвержденными в установленном порядке. Сюда же включаются загрязняющие вещества, поступившие в атмосферу в результате аварий на трубопроводах.
В форме приводятся выбросы как от организованных, так и неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ. Организованные источники – это специальные устройства (трубы, аэрационные фонари, вентиляционные шахты и др.), посредством которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу. К неорганизованным источникам относятся горящие (пылящие) терриконы и отвалы, резервуары, источники, загрязняющие вещества от которых поступают в атмосферный воздух в результате негерметичности (неплотности) технологического оборудования, газоотводов, и другие неорганизованные источники.
При заполнении формы необходимо строго соблюдать следующие требования:
• в каждой заполняемой строке все графы формы должны содержать число или знак отсутствия явления – прочерк;
• разрешается оставлять незаполненными только те строки (графы), во всех графах (строках) которых отсутствуют значения показателей;
• при заполнении граф формы необходимо соблюдать значность показателей, предусмотренную в указаниях для каждого раздела.
В графе 2 раздела 1 указывается количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от всех организованных и неорганизованных источников, минуя очистные сооружения, а также тех неуловленных загрязняющих веществ, которые прошли через не предназначенные для их улавливания (обезвреживания) газоочистные и пылеулавливающие установки.
В графе 3 приводится количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу через специально оборудованные устройства (трубы, вентиляционные установки, аэрационные фонари и др.), но не подвергающиеся при этом предварительной очистке, а также те неуловленные вещества, прошедшие через не предназначенные для их улавливания газоочистные и пылеулавливающие установки.
В графу 4 включаются данные только по тем загрязняющим веществам (всего и по отдельным ингредиентам), которые поступают и подвергаются очистке в газоочистных и пылеулавливающих установках (независимо от фактической работы этих установок).
В графе 5 приводится фактическое количество уловленных (обезвреженных) загрязняющих веществ в отчетном году, кроме веществ, приведенных в п. 5.
В графу 6 включается количество уловленных загрязняющих веществ, возвращенных в производство и использованных для получения товарного продукта или реализованных на сторону.
В графе 7 указывается общее количество загрязняющих веществ, поступивших в атмосферу (всего, твердых, газообразных и жидких, в том числе по отдельным ингредиентам) суммарно как после очистки, так и выброшенных без очистки.
При отсутствии у респондента очистных установок в графах 4–6 раздела 1 ставится прочерк. В этом случае значения граф 2 и 7 раздела 1 должны быть равны между собой.
По строке 106 отражаются данные по выбросам оксидов азота, приведенные в пересчете на NO2.
Формула для пересчета содержится в "Методическом пособии но расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух", дополненном и переработанном НИИ Атмосфера и выпущенном в г. Санкт-Петербурге в 2005 г. (п. 2.2.5 "Учет трансформации вредных веществ в атмосфере", с. 111).
По строке 108 отражаются суммарные данные по летучим органическим соединениям (ЛОС). Вещества, относящиеся к ЛОС, приводятся в издании "Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух" (Санкт-Петербург, 2012).
Данные по выбросам метана включаются в строку 107 "Углеводороды (без летучих органических соединений)".
Данные по графам 2–9 показываются в тоннах в год с тремя знаками после запятой.
В разделе 2 отдельно показываются выбросы в атмосферу ряда специфических загрязняющих веществ. По свободным строкам 204–220 отражаются название и код соответствующего загрязняющего вещества, выброшенного в атмосферу предприятием, а также конкретная величина соответствующей примеси.
В первоочередном порядке в разделе отражаются вещества, приведенные в приложении к указаниям по заполнению формы № 2-тп (воздух) "Перечень специфических загрязняющих веществ, данные о выбросах которых подлежат первоочередному отражению в разделе 2" (далее – Перечень веществ).
Если на предприятии выбрасывается в атмосферу большее число вредных примесей из состава перечисленных в Перечне веществ, чем количество строк в разделе 2, и (или) их число больше приведенных в Перечне веществ, то к отчету по форме № 2-ти (воздух) прилагается дополнение к этому разделу.
В обязательном порядке показываются коды загрязняющих веществ.
Данные раздела показываются в тоннах в год с тремя знаками после запятой.
Раздел 3 заполняют все предприятия независимо от того, имеют ли они установленные нормативы, находятся ли те в стадии разработки или работы по ним вообще не велись.
Предприятия, которые не проводили работу по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу или не закончили в полном объеме эту работу и не получили соответствующего разрешения на выброс от контролирующих органов, заполняют только в графах 1, 2 и 4 строку 301, а в графе 3 ставят прочерк.
Предприятия, разработавшие в установленном порядке нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) и (или) ВСВ и получившие разрешения на выброс этих веществ, заполняют строки 301–303.
Индивидуальные предприниматели руководствуются теми же принципам, но заполняют только графу 1. В графе 1 указывается общее количество стационарных источников выбросов (включая неорганизованные), имеющихся на предприятиях. В графе 2 выделяются данные по организованным источникам выбросов загрязняющих веществ. В графе 3 указывается объем разрешенного выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. В графе 4 приводится общее количество загрязняющих веществ, поступивших в атмосферу от всех источников выбросов.
Предприятия, имеющие разрешение на выброс, по перечисленным выше графам в строке 302 выделяют данные об источниках выбросов, по которым для каждого вещества, поступающего в атмосферу, установлен норматив ПДВ, а в строке 303 – норматив ВСВ.
В случае если от источника осуществляется выброс нескольких загрязняющих веществ и для части из них установлены нормы ПДВ, а для остальных (или хотя бы одного вещества) – ВСВ, то данные по такому источнику отражаются в строке 303.
Данные в графах 1 и 2 показываются в целых числах, а в графах 3, 4 – в тоннах в год с тремя знаками после запятой.
В разделе 4 отражается информация о выполнении предприятием мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за счет всех источников финансирования, предусмотренных к завершению в отчетном году. Эти мероприятия включаются в отчет независимо от уровня их фактического выполнения. По каждому мероприятию в строках 401–405 графы А должен в обязательном порядке проставляться код (порядковый номер).
В графе Б указывается конкретное наименование промышленного производства (технологического процесса, линии, оборудования и др.), на котором осуществляется воздухоохранное мероприятие.
В графе В записываются наименования мероприятий по охране атмосферного воздуха, которые должны быть проведены в отчетном году.
В графе 1 отражается код группы, соответствующий категории мероприятия, согласно следующему перечню, представленному в табл. 2.10.
Таблица 2.10
Коды групп, соответствующие категории мероприятия по охране атмосферного воздуха
№ |
Группа мероприятий |
Код |
1 |
Совершенствование технологических процессов (включая переход на другие виды топлива, сырья и др.) |
3 |
2 |
Строительство и ввод в действие новых пылегазоочистных установок и сооружений |
5 |
3 |
Повышение эффективности существующих очистных установок (включая их модернизацию, реконструкцию и ремонт) |
7 |
4 |
Ликвидация источников загрязнения |
9 |
5 |
Перепрофилирование предприятия (цеха, участка) на выпуск другой продукции |
11 |
6 |
Прочие мероприятия |
13 |
В графе 2 приводится код оценки выполнения мероприятий, осуществление которых начато в отчетном году, при выполнении ставится "1", по остальным мероприятиям – "0".
В графах 3 и 4 показывается общая сумма затрат на проведение воздухоохранного мероприятия по всем источникам финансирования соответственно за отчетный год и за предыдущий год.
В графе 5 записывается расчетное годовое сокращение (по проекту и др.) количества загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, которое предусматривалось достичь при осуществлении данного мероприятия с планируемого момента его внедрения до конца отчетного периода.
В графе 6 указывается снижение количества выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ по фактическим данным, полученным по результатам осуществления мероприятия с момента его фактического внедрения (завершения) до конца отчетного периода.
Данные граф 3 и 4 приводятся в тысячах рублей с одним знаком после запятой, граф 5 и 6 – в тоннах в год с тремя знаками после запятой.
В разделе 5 отражаются данные о выбросах в атмосферу основных загрязняющих веществ от отдельных групп стационарных источников загрязнения, образующихся в результате использования различных технологических процессов (включая сжигание (горение) различного вида топлива, углеводородного сырья, других горючих веществ, отходов производства и потребления) в производстве продукции, а также при иной деятельности. Коды и названия соответствующих загрязняющих веществ приведены в форме.
В графе 3 приводятся данные но загрязняющим веществам, поступающим в атмосферный воздух в результате теплоэнергетических процессов, направленных на выработку электроэнергии и теплоэнергии (включая горячее водоснабжение) на производственные нужды и нужды населения.
В графе 4 показываются данные о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух от технологических и других процессов (в том числе при сжигании топлива), не связанных с выработкой электроэнергии и теплоэнергии (включая горячее водоснабжение) на производственные нужды и нужды населения, выбросы от которых приводятся в графе 3. В категорию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от технологических и других процессов входят технологические выбросы от сжигания попутного газа и газов нефтепереработки в свечах и факелах, а также выбросы от горения угольных отвалов.
По строке 505 приводятся объемы выбросов углеводородов (включая ЛОС) за исключением метана.
Теперь рассмотрим отчетность по форме № 2-тп (отходы). На рис. 2.15–2.16 показана структура формы № 2-тп (отходы).
Как уже указывалось, согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ред. от 29.12.2014 с изм. и доп., вступ. в силу 01.02.2015) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Отчетность по форме № 2-тп (отходы) предоставляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами производства и потребления. До 1 февраля после отчетного периода респонденту необходимо сдать отчетность в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения. Действующая форма № 2-тп (отходы) утверждена Приказом Росстата от 28.01.2011 № 17 "Об утверждении формы".
Статистическому учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у респондента, кроме радиоактивных.
При заполнении формы № 2-тп (отходы) все сведения об отходах вносятся отдельно но каждому виду отхода с указанием кода по Федеральному классификационному каталогу отходов. Действующий каталог отходов утвержден приказом МПР России от 15.06.2001 № 511. Сведения об отходах вносятся в последовательности, начиная с I по V класс опасности включительно.
Все показатели, характеризующие количество отходов, отражаются в отчете по массе отхода в тоннах и округляются: с точностью до одного знака после запятой – для отходов IV и V классов опасности; с точностью до трех знаков после запятой – для отходов I, II и III классов опасности.
Госстатотчетность по формам № 2-тп (отходы) сдается ежегодно.
На рис. 2.17–2.20 приведена структура формы статистической отчетности № 2-тп (водхоз).
Отчетность по этой форме предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами. Отчетность предоставляется территориальному органу Росводресурсов в субъекте Российской Федерации. Срок сдачи отчетности – 22 января после отчетного периода.
Рис. 2.15. Образец титульного листа формы № 2-тп (отходы)
Рис. 2.16, а. Форма № 2-тп (отходы)
Рис. 2.16, б. Форма № 2-тп (отходы)
Рис. 2.16, в. Форма № 2-тп (отходы)
Рис. 2.17. Образец титульного листа формы № 2-тп (водхоз)
Рис. 2.18. Раздел 1. Форма № 2-тп (водхоз)
Рис. 2.19. Раздел 2. Форма № 2-тп (водхоз)
Рис. 2.20. Раздел 3. Форма № 2-тп (водхоз)
Форма № 2-тп (водхоз) утверждена Приказом Росстата от 19.10.2009 № 230 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росводресурсами федерального статистического наблюдения об использовании воды" (ред. от 28.11.2011). В этом же приказе помимо эскиза формы содержатся подробные рекомендации по ее заполнению. В частности, говорится, что в разделе 1 – сведения для каждого водозабора или поставщика воды и в разделе 2 – сведения по каждому водовы пуску (категории воды) приводятся в отдельных строках. Данные об объемах воды приводятся в тыс. куб. м с точностью до второго знака после запятой. В приложении 1 к приказу приводятся коды типов источников водоснабжения и приемников отведенных вод. Эти коды используются для заполнения формы. В остальных приложениях к приказу содержится информация, необходимая для заполнения формы.
Суммы излишне внесенных платежей засчитываются предприятию в счет платы следующего квартала.
Поскольку расчет платы достаточно сложен, по согласованию с территориальными органами Министерства налогов и сборов органы государственного экологического контроля осуществляют проверку правильности расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществленное природопользователем.