Государственная регистрация в сфере реализации наследственных прав

Государственная регистрация в сфере реализации наследственных прав осуществляется органами по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Деятельность указанных органов следует рассматривать как административный контроль в сфере наследования, так как при такой регистрации осуществляется проверка оснований перехода прав, анализируются правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности на полученное по наследству имущество.

В процессе наследования в порядке универсального правопреемства происходит переход права собственности на наследуемое имущество, принадлежавшее наследодателю на момент его смерти, к наследникам.

Определение момента перехода права собственности от умершего к наследникам зависит от вида наследуемого имущества.

При наследовании движимого имущества переход права собственности происходит в момент выдачи свидетельства о праве на наследство по закону (завещанию). Соблюдения иных формальностей для закрепления правомочий наследника по владению, пользованию и распоряжению унаследованным имуществом не требуется.

Иначе решается вопрос о моменте перехода права собственности на недвижимое имущество, поскольку в отношении такого имущества осуществляется специальный государственный учет в виде регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Право на наследуемое недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации уполномоченным государственным органом в соответствии с установленным действующим законодательством порядком, о чем обязательно указывается в выдаваемом свидетельстве о праве на наследство.

В настоящее время порядок регистрации недвижимого имущества установлен Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с указанным Федеральным законом подлежат государственной регистрации права на следующее недвижимое имущество (недвижимость): земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы.

Статья 2 данного Закона определяет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" системе записей о правах на каждый объем недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав (далее — ЕГРП) на недвижимое имущество и сделок с ним. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в ЕГРП.

Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132,164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Государственная регистрация прав носит открытый характер. Это означает, что орган, осуществляющий регистрацию, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в ЕГРП, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу — документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).

Выписки из ЕГРП, утвержденные в установленном порядке, должны содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, должен в течение пяти дней предоставить запрошенную информацию заявителю или выдать ему в письменной форме мотивированный отказ. Такой отказ может быть обжалован обратившимся за информацией лицом в суд.

Сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, а также выписки, содержащие сведения о переходе прав на объект недвижимости, предоставляются в установленном законом порядке только:

— самим правообладателям;

— физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя;

— руководителям органов местного самоуправления и руководителям органов государственной власти субъектов РФ;

— налоговым органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией;

— судам и правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимости и (или) их правообладателями;

— лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону;

— федеральному антимонопольному органу и его территориальным органам в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией указанных территориальных органов;

— председателю Счетной палаты РФ, его заместителю и аудиторам Счетной палаты для обеспечения ее деятельности.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан по запросу правообладателя предоставлять ему информацию о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества, на который он имеет права.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

К компетенции учреждений юстиции по государственной регистрации прав относятся:

— проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

— проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;

— государственная регистрация прав;

— выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав;

— выдача информации о зарегистрированных правах. Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в ЕГРП.

Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. Неотъемлемой частью ЕГРП являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов.

Дело правоустанавливающих документов открывается на каждый объект недвижимого имущества. В нем собираются все документы, поступающие для регистрации прав на указанный объект.

Единый государственный реестр прав, дела правоустанавливающих документов и книги учета документов имеют статус вечного хранения. Их уничтожение, а равно изъятие из них каких-либо документов или их частей не допускается.

Каждая запись о праве, его ограничении (обременении) и сделок с объектом недвижимости идентифицируется номером регистрации. Такой номер возникает при приеме документов на государственную регистрацию прав и соответствует входящему номеру принятых на регистрацию документов.

Статья 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определяет порядок проведения государственной регистрации прав, а именно:

— прием документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих требованиям Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", регистрация таких документов с обязательным приложением документа об оплате регистрации;

— правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

— установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

— внесение записей в ЕГРП на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

— совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и необходимых документов.

Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

Государственная регистрация прав на имущество, приобретаемое в порядке наследования, проводится на основании заявления наследника или уполномоченного им на то лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности.

Вместе с заявлением о государственной регистрации прав и документами о правах на недвижимое имущество предъявляется документ об оплате регистрации. Физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель юридического лица — учредительные документы юридического лица, а также документ, удостоверяющий его личность и документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица.

При получении правоустанавливающих документов на государственную регистрацию прав, которыми при регистрации прав на наследуемое имущество являются свидетельства о праве на наследство по закону (завещанию), должностное лицо учреждения юстиции по регистрации прав вносит соответствующую запись в книгу учета документов.

Заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты их представления. Регистрационные действия начинаются с момента приема документов на государственную регистрацию прав.

Таким образом, основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество при наследовании являются свидетельства о праве на наследство. Обязательным приложением к документам, необходимым дли государственной регистрации прав, являются план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера, план земельного участка, участка недр.

Проверка юридической силы представленных правоустанавливающих документов осуществляется учреждением юстиции по регистрации прав.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", если представленные им документы отвечают требованиям данного Закона и если иное не установлено законодательством РФ. Они должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Тексты документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц — без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства пишутся полностью.

Не подлежат приему на государственную регистрацию прав документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их ОГЛАВЛЕНИЕ.

Имеются и другие требования, например, план земельного участка должен быть удостоверен органом, ответственным за проведение кадастровых работ, а планы другого недвижимого имущества — соответствующим органом учета объектов недвижимого имущества.

Все документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления), и после государственной регистрации прав возвращаются правообладателю.

Существенное значение при нотариальном оформлении наследственных прав на недвижимое имущество имеет государственная регистрация прав наследодателя на объекты недвижимости.

ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Нотариус С. 20 декабря 1999 г. отказала Б. в выдаче свидетельства о праве на наследство на гараж в ГСК "ЛУЧ-1" после умершего 17 января того же года Н. по той причине, что имущество не было зарегистрировано в соответствующей регистрационной палате. Б., обратившись в суд, указала, что решением суда от 30 ноября 1999 г., вступившим в силу 14 декабря 1999 г., установлен факт владения наследодателем на праве собственности гаражом. Право на основании решения суда зарегистрировано не было. Решением суда от 7 февраля 2000 г. жалоба Б. признана обоснованной, суд обязал нотариуса совершить нотариальное действие. В данном случае отказ нотариуса является обоснованным, так как в соответствии со ст. 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. Регистратор не может отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда. Поэтому решение суда, признавшее жалобу на действия нотариуса обоснованной и обязавшее нотариуса совершить нотариальное действие — выдать свидетельство о праве на наследство по незарегистрированным документам, является неправильным. Государственная регистрация — это юридический акт признания государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимость. В соответствии со ст. 223, 433 ГК РФ право на объект считается возникшим после государственной регистрации[1].

В правовой литературе подчеркивается необходимость совершенствования механизмов взаимодействия института нотариата и органов по регистрации прав на недвижимость в сфере наследования.

Так, совершенно закономерно Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" ч. 1 ст. 15 "Права нотариуса" Основ законодательства РФ о нотариате была дополнена абзацем следующего содержания: "представлять в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для проведения такой государственной регистрации документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в случае нотариального удостоверения им соответствующей сделки или совершения им иного соответствующего нотариального действия, а также получать свидетельства о государственной регистрации прав и (или) иные документы для передачи их лицам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация".

В рамках дальнейшего укрепления взаимодействия по указанному направлению исследователями предлагается законодательно ввести ускоренную, не более двух недель, процедуру государственной регистрации прав, возникающих на основании нотариально удостоверенных документов, в частности прав, основанных на свидетельствах о праве на наследство. Сейчас в соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации[2].