Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)"
Дальнейшее свое развитие государственная политика в области развития информационного общества получила в Государственной программе РФ "Информационное общество (2011–2020 годы)"[1].
Цель Программы является получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.
Для достижения цели в Программе определен целый ряд задач.
1. Повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе, в том числе:
• развитие сервисов для упрощения процедур взаимодействия общества и государства с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
• перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид;
• развитие инфраструктуры доступа к сервисам электронного государства;
• повышение открытости деятельности органов государственной власти;
• создание и развитие электронных сервисов в области здравоохранения;
• создание и развитие электронных сервисов в области жилищно-коммунального хозяйства;
• создание и развитие электронных сервисов в области образования и науки;
• создание и развитие электронных сервисов в области культуры и спорта.
2. Построение электронного правительства и повышение эффективности государственного управления, в том числе:
• формирование единого пространства юридически значимого электронного взаимодействия;
• создание и развитие государственных межведомственных информационных систем, предназначенных для принятия решений в реальном времени;
• создание справочников и классификаторов, используемых в государственных (муниципальных) информационных системах;
• повышение эффективности внедрения информационных и телекоммуникационных технологий на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
• создание инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;
• развитие системы учета результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных в рамках государственного заказа;
• обеспечение перевода в электронный вид государственной учетной деятельности;
• создание и развитие специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти, в том числе защищенного сегмента сети Интернет и системы межведомственного электронного документооборота.
3. Развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечение перехода к экономике, осуществляемой с помощью информационных технологий, в том числе:
• стимулирование отечественных разработок в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
• подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
• развитие экономики и финансовой сферы на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;
• формирование социально-экономической статистики развития информационного общества;
• развитие технопарков в сфере высоких технологий.
4. Преодоление высокого уровня различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества и создание базовой инфраструктуры информационного общества, в том числе:
• развитие телерадиовещания;
• развитие базовой инфраструктуры информационного общества;
• популяризация возможностей и преимуществ информационного общества;
• повышение готовности населения и бизнеса к возможностям информационного общества, в том числе обучение использованию современных информационных и телекоммуникационных технологий.
5. Обеспечение безопасности в информационном обществе, в том числе:
• противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам Российской Федерации;
• обеспечение технологической независимости Российской Федерации в отрасли информационных и телекоммуникационных технологий;
• развитие технологий защиты информации, обеспечивающих неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, а также безопасность информации ограниченного доступа;
• обеспечение развития законодательства Российской Федерации и совершенствование правоприменительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий.
6. Развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия, в том числе:
• оцифровка объектов культурного наследия, включая архивные фонды;
• развитие средств обработки и предоставления удаленного доступа к цифровому контенту.
В настоящий момент уже имеются видимые результаты реализации Программы[2].
Разработана Концепция организации видеотрансляций с избирательных участков в режиме реального времени. Идет процесс оснащения избирательных участков программноаппаратными комплексами для трансляции видеоинформации. Создан сайт для видеотрансляций голосования и подсчета голосов в сети Интернет (webvybori2012.ru/). Обеспечена в режиме реального времени видеотрансляция процедур голосования избирателей и подсчета голосов на выборах Президента РФ 4 марта 2011 г.
Для обеспечения возможности предоставлять государственные услуги в электронном виде создана соответствующая технологическая база и инфраструктура:
• единая система идентификации и аутентификации, сервис проверки сертификатов и ключей электронной подписи;
• экспертная система центров телефонного обслуживания;
• система межведомственного электронного взаимодействия;
• единая система справочников и классификаторов, используемых в государственных и муниципальных информационных системах;
• государственная электронная почтовая система для подачи обращений с использованием личного кабинета на едином портале;
• мобильные приложения для доступа к сервисам электронного правительства;
• платежные сервисы для осуществления электронных платежей за государственные услуги.
Создана первая очередь единого портала для популяризации культурного наследия и традиций России, в том числе проведено первичное наполнение портала, создан прототип национальной информационно-коммуникационной платформы для распространения цифрового контента.
Доработаны и созданы новые электронные сервисы в здравоохранении, а также определены требования к системе персонального мониторинга здоровья человека, к системе поддержки принятия врачебных решений, проведена опытная эксплуатация программного комплекса "Реестр нормативносправочной информации системы здравоохранения, социального развития и трудовых отношений".