Государственная пошлина
Впервые в современной российской истории упоминание о государственной пошлине содержалось в Законе РФ от 9 декабря 1991 г. № 2005-1 "О государственной пошлине". В нем под государственной пошлиной понимался установленный обязательный и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами (ст. 1).
Далее в связи с систематизацией законодательства понятие государственной пошлины было закреплено в Законе об основах налоговой системы.
Вместе с тем в рамках понятий, содержащихся в указанном законе, четкое определение государственной пошлины отсутствовало. Так, в соответствии со ст. 1 данного Закона под пошлиной понимался обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Государственная пошлина является разновидностью сбора, взимаемого при осуществлении определенных юридических действий со стороны государства и его органов (уполномоченных организаций).
Уплата государственной пошлины связана с необходимостью компенсации расходов, которые государство несет в процессе своего функционирования[1].
В настоящее время порядок обложения государственной пошлиной регламентирован гл. 25.3 НК РФ.
Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ (ст. 333.16 НК РФ).
При этом к пошлинам не относятся сборы, взимаемые консульскими учреждениями РФ. Перечень действий, осуществляемых консульскими учреждениями, содержится в ст. 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.
Плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица (ст. 333.17 НК РФ).
Признание лица в качестве плательщика возможно, если оно обращается за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3, либо, если оно выступает ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в его пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины по ряду оснований, установленных указанной главой НК РФ.
Размер государственной пошлины зависит от того, какое юридическое действие должно быть совершено и имеет ли оно имущественный или неимущественный характер (ст. 333.19, 333.21,333.23, 333.24, 333.26, 333.28, 333.30, 333.31, 333.33 НК РФ).
Государственная пошлина взимается при подаче:
– искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке;
– заявления о вынесении судебного приказа;
– искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера;
– надзорной жалобы;
– искового заявления о расторжении брака;
– заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций;
– апелляционной и (или) кассационной жалобы;
– заявления о повторной выдаче копий решений, приговоров, судебных приказов, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, копий других документов из дела, выдаваемых судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликатов исполнительных документов;
– заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда;
– заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде;
– заявления об отмене решения третейского суда;
– заявления по делам о взыскании алиментов;
– заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Размеры государственной пошлины могут быть установлены:
1) в процентах (например, при подаче искового заявления имущественного характера в арбитражный суд при цене иска до 100 000 руб. взимается государственная пошлина в размере 4% цены иска, но не менее 2000 руб.);
2) в твердо фиксированной сумме (например, при подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения
иностранного суда, иностранного арбитражного решения – 2000 руб.);
3) комбинированно (при подаче искового заявления в суд общей юрисдикции при цене иска от 20 001 руб. до 100 000 руб. государственная пошлина уплачивается в размере 800 руб. плюс 3% суммы, превышающей 20 000 руб.).
Сроки уплаты государственной пошлины зависят от вида юридически значимого действия и могут быть следующими:
– до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной);
– 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда;
– до совершения нотариальных действий;
– до выдачи документов (их дубликатов);
– до проставления апостиля;
– не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение (в случае ежегодного подтверждения регистрации судна в Российском международном реестре судов);
– до подачи заявлений и (или) документов на совершение юридически значимых действий либо до подачи соответствующих документов.
Порядок уплаты государственной пошлины, закрепленный в НК РФ, предполагает, что она уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме (например, по месту регистрации организации, принятия к рассмотрению иска).
Государственная пошлина уплачивается плательщиком, если он не освобожден (частично или полностью) от ее уплаты. Если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, то размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины.
Уплата государственной пошлины подтверждается плательщиком при оплате:
1) в безналичной форме – платежным поручением с отметкой банка (соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов));
2) наличной форме – квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.
При уплате государственной пошлины предоставляются льготы. В НК РФ их установлено три вида: зачет (возврат), освобождение от уплаты, отсрочка (рассрочка) уплаты.
Освобождение от уплаты предусмотрено для отдельных категорий физических и юридических лиц (ст. 333.35 НК РФ). Так, госпошлину не уплачивают физические лица – участники и инвалиды Великой Отечественной войны по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном Суде РФ, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния.
Зачет (возврат) сумм государственной пошлины возможен в ряде случаев при несовершении юридически значимых действий в отношении заявителя (например, возвращении заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами), отказа заявителя от совершения таких действий со стороны органов власти, в иных случаях, указанных в ст. 333.40 НК РФ.
Для получения возможности на использование такого рода льготы лицо должно подать заявление в установленном порядке (срок подачи – три года с момента уплаты государственной пошлины). Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.
Отсрочка (рассрочка) уплаты предоставляется в общем порядке, определенном в ст. 64 Н К РФ.