Лекция 8. ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ
В результате изучения этой главы студенты должны:
знать
• основные приемы и техники, применяемые для того, чтобы завоевать и усилить внимание слушателей;
• вербальные и невербальные средства коммуникации в публичной речи;
• риторику и аргументацию в публичном выступлении;
• особенности различных стилей речи;
• специальные приемы привлечения внимания и установления контакта с аудиторией;
уметь
• охарактеризовать основные типы выступлений перед аудиторией;
• раскрыть основные этапы подготовки к выступлению перед аудиторией;
владеть
• знаниями особенностей, способов и приемов различных видов выступлений перед аудиторией.
Кто не умеет говорить, карьеры не сделает.
Наполеон
Уметь говорить – это значит сказать так, чтобы в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Этому нужно учиться.
А. С. Макаренко
Каждый человек рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда ему бывает необходимо выступить с публичной речью на собрании, митинге, перед коллегами, друзьями, подчиненными и т.д. И, как показывает практика, не все справляются с этой задачей успешно. Более того, для многих страх публичного выступления – это может быть самый главный страх в жизни. В этом случае любое публичное выступление превращается в сильнейшую стрессовую ситуацию. Между тем необходимым условием успеха в бизнесе является умение выступать перед слушателями. Как овладеть навыками публичной речи, какие существуют приемы и техники работы с аудиторией, как поддержать внимание аудитории и не дать слушателям заснуть во время вашего выступления – все эти и многие другие вопросы рассматриваются в настоящей главе.
Специфика и типы выступлений перед аудиторией
Начнем с того, что выступление перед аудиторией – это всегда публичная речь, т.е. речь, обращенная к слушателям и имеющая целью передать информацию и убедить аудиторию в чем-либо, воздействуя при этом не только на ум, но и на волю и чувства слушателей. В этом своем качестве выступление перед аудиторией является одной из важнейших форм деловой коммуникации. У Аристотеля общая модель выступления перед аудиторией как формы коммуникации включает три компонента: "оратор – речь – аудитория". В терминах современной теории она может быть представлена как: "коммуникатор – сообщение (речь) – коммуникант".
Выступление перед аудиторией является формой вербальной коммуникации, реализуемой прежде всего посредством устной речи. По при этом важно иметь в виду, что все формы и виды коммуникаций взаимосвязаны между собой, и публичная речь здесь не является исключением. В ней наряду с вербальной коммуникацией большое значение имеет и невербальная коммуникация – мимика, жесты, сила голоса, интонация и т.д.
В связи с тем что выступление перед аудиторией является важнейшей формой устной коммуникации, следует обратить внимание на имеющиеся в литературе точки зрения по вопросу об эффективности вербальной и невербальной коммуникаций. Одна из них представлена американским специалистом по коммуникационным взаимодействиям А. Мехребиеном (так в работе Μ. X. Мескона и др.), по мнению которого 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, 38% – через интонации и модуляции голоса и только 7% остается содержанию слов, воспринимаемых получателем информации в процессе устной коммуникации[1]. Эта точка зрения получила довольно широкое распространение не только у нас в стране, но и за рубежом.
Между тем известный специалист по ораторскому искусству – Макс Аткинсон, на наш взгляд, весьма убедительно показал несостоятельность подобной позиции. Более того, в своей работе "Выступать легко: Все, что вам нужно знать о речах и презентациях" он показал, что авторы, оперирующие подобными цифрами, заблуждаются, ссылаясь на выводы А. Мерабиана (A. Mehrabian) (так в работе М. Аткинсона), ибо у А. Мерабиана приводимые цифры используются в другом контексте и не касаются того аспекта коммуникации, о котором пишут представители первой точки зрения. "В отличие от д-ра Мерабиана, – отмечает Аткинсон, – те, кто столь уверенно используют эти данные, нс испытывают ни малейших угрызений совести по поводу своих смелых обобщений, не имеющих отношения к исходному исследованию"[2]. По поводу того, что на долю устной коммуникации приходится только 7%, М. Аткинсон замечает: "Если бы только 7% смысла передавалось нами с помощью слов, то отпала бы всякая необходимость в изучении иностранных языков, поскольку мы и так уже могли бы понять 93% сказанного на любом из них без специальной подготовки"[3].
Сказанное однако не означает, что вербальная коммуникация вообще и публичная речь в частности являются совершенными. Так, в разговорном общении имеются существенные потери информации между исходным и конечным пунктом коммуникативного процесса. В частности, схема потери информации выглядит следующим образом[4]:
• задумано – 100%;
• высказано – 80%;
• услышано – 70%;
• понято – 60%;
• осталось в памяти – не более 24%.
Как видно, потеря информации происходит не только в процессе ее передачи, но и приема. И это свидетельствует о том, как важно человеку, произносящему речь, заботиться не только о том, что и как он говорит, но и также о слушателях, к которым обращена его речь, о том, чтобы завоевать внимание аудитории.