Лекция 11. Государственная политика занятости населения в условиях реформирования современной России
Формирование в Российской Федерации рынка труда диктует необходимость разработки государственной политики занятости, учитывающую специфику переходного периода экономики, национальные особенности, традиции, менталитет населения. Одной из функций органов исполнительной власти на всех уровнях в условиях рыночных отношений является регулирование занятости населения, решение проблем безработицы и ее последствий.
Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Государственная политика занятости населения — научно обоснованная система мер, реализуемая органами государственной власти в отношении рынка труда.
Цель политики занятости — содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Задачи политики занятости: сдерживание сокращения экономически целесообразных и перспективных рабочих мест, содействие росту инвестиционной активности, создание новых рабочих мест путем проведения институциональных преобразований, селективной, структурной политики, реализации нрава граждан на груд на территории, находящейся в пределах компетенции органов власти соответствующего уровня (республика, край, автономная область и т.д.).
Государственная политика занятости направлена па:
— развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
— обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
— создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
— поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
— осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);
- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
— поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
— объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
— координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
— координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
— международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм1.
Объект политики занятости — все работники (не только безработные).
Функциональная роль государственной политики занятости — обеспечение рациональной включенности трудоспособного населения в сферу занятости, региональное распределение рабочей силы на территории в соответствии с количеством и качеством рабочих мест; поддержание занятости на максимально возможном уровне; регулирование отношений между субъектами рынка рабочей силы; обеспечение средствами существования лиц, не имеющих работы, и т.д.
Направления государственной политики занятости:
— преодоление макроэкономических тенденций, связанных с падением инвестиционной активности, снижением объемов производства, инфляцией, имеющих следствием нестабильность системы рабочих мест;
— сдерживание массового высвобождения работающих;
— создание условий для развития и расширения занятости в альтернативных, негосударственных секторах экономики;
— обеспечение эффективной целевой поддержки, защиты граждан, потерявших работу или находящихся под риском увольнения;
— дополнительное содействие занятости трудоспособного населения, испытывающих особые трудности с трудоустройством;
— смягчение последствий долговременной безработицы. Правовую основу государственной политики занятости
в Российской Федерации составляют: Конституция РФ; Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" и другие нормативные правовые документы.
Кроме того, реализации политики занятости способствуют постановления Правительства РФ, утверждающие целевые программы содействия занятости населения Российской Федерации.
Государственная политика занятости может быть двух видов: активная и пассивная.
Активная политика занятости — совокупность правовых, организационных, экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы; мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнения работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовка, повышение квалификации лиц, имеющих работу; активный поиск и подбор рабочих мест, организация новых рабочих мест через систему общественных работ.
Проведение активной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральных и региональных программ занятости.
Пассивная политика занятости обеспечивает, как правило, сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированных государством пособий по безработице, социального пособия, доплат на иждивенцев, материальной помощи безработным, услуг по поводу рабочих мест.
Пассивная политика занятости предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости.
Государственная политика занятости имеет многоуровневый характер: федеральный (общегосударственный), субъекта РФ (республиканские, краевые, областные, автономных округов), местный (локальный) — на территории органа местного самоуправления.
Государственная политика занятости на федеральном уровне включает совокупность правовых, экономических, организационных мер и нормативных актов, необходимых для создания и регулирования отношений между субъектами рынка труда, определение меры допустимых социально-экономических последствий перехода к рынку в сфере занятости.
Федеральная политика занятости предусматривает меры финансово-кредитной, инвестиционной, налоговой политики, позволяющие обеспечить максимально возможную занятость. С этой целью разрабатываются государственные, региональные программы, каждая из которых состоит из четырех блоков: аналитического (сбор аналитической, статистической и иной информации, выявление приоритетных проблем занятости на уровне государства); программно-целевого (определение конкретной цели и составление программы обеспечения занятости); ресурсно-обеспечивающего (своевременное и полное обеспечение всех программ необходимыми материальными, людскими и другими видами ресурсов); организационно-координирующего (организация, контроль, координация выполнения программ).
Политика занятости на государственном уровне предусматривает создание системы правового регулирования и организации межгосударственных отношений со странами ближнего и дальнего зарубежья по поводу миграционного обмена, пенсионного обеспечения в случае добровольного или вынужденного переселения, по вопросам найма и социальной защиты при выезде на работу в иные государства.
Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы путем выполнения региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывая особенности демографического, социально-экономического развития территорий.
Региональные программы занятости населения делятся на три уровня: республиканская проблема занятости населения, содержащая набор мероприятий, реализуемых только на уровне республики; областная (краевая) программа определяет мероприятия по занятости населения в рамках данного уровня; районная (городская) программа занятости, представляющая набор конкретных мероприятий, направленных на решение проблем отдельных участков рынка труда.
Целесообразным способом, способствующим решению проблем занятости па региональном уровне, является использование нестандартных форм занятости, являющихся удобной формой сочетания необходимости работать с другими видами общественно-полезной деятельности (учебой, семейными обязанностями, воспитанием детей и др.), а также единственно приемлемым способом постепенного включения или выхода из трудовой деятельности (молодежь, инвалиды, пожилые и др.).
Для реализации политики занятости на территории Российской Федерации с 2004 г. существует Федеральная служба по труду и занятости населения (Роструд) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров'.
Федеральная государственная служба населения осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
К основным функциям Службы относятся:
— осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
— информирование о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;
- реализация федеральных программ в сфере занятости населения, включая программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства или обучения;
- реализация мер активной политики занятости населения, за исключением мер, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ;
- осуществление надзора и контроля за реализацией прав работников па получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
- осуществление контроля за расходованием органами исполнительной власти субъектов РФ средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, в пределах своей компетенции.
Федеральная служба по труду и занятости населения находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Руководитель Службы назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ по представлению Министра здравоохранения и социального развития РФ.
В соответствии с Федеральным законом "О занятости населения в Российской Федерации" создан Государственный фонд занятости, который является государственным внебюджетным фондом и предназначен для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости.
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации — централизованный фонд финансовых ресурсов, предназначенный для реализации мероприятий в области содействия занятости населения и формируемый на страховой основе. Средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения образуются за счет:
- обязательных страховых взносов работодателей;
— обязательных страховых взносов с заработка работающих;
— ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов;
— добровольных взносов юридических и физических лиц, других поступлений.
Фонд находится в оперативном управлении и распоряжении Федеральной службы по труду и занятости населения и направляется на финансирование мероприятий по содействию занятости населения. Имущество Фонда является федеральной собственностью.
Большую роль в разработке и реализации программ обеспечения занятости населения играют негосударственные органы и организации: Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, некоммерческие организации.
Важным направлением обеспечения занятости населения является организационно-координирующая деятельность и контроль за выполнением мероприятий. В данном процессе заметную роль играют профессиональные союзы.