Государственная политика в области охраны труда

Государственная политика в области охраны труда -

одно из основных направлений государственной внутренней политики. Государство является гарантом справедливой социальной политики, координатором интересов всех групп общества.

Обязанность государства защищать право каждого человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, определена в Основном законе страны (п. 3 ст. 37 Конституции РФ). Обеспечение приоритета сохранения здоровья и жизни работников по отношению к любым другим результатам трудовой деятельности – один из главных общечеловеческих принципов, соответствующий:

– Всеобщей декларации прав человека;

– Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах;

– декларациям и конвенциям Международной организации труда;

– международным обязательствам Российской Федерации, принятым в рамках ОБСЕ (СБСЕ);

– Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека;

– Конституции РФ (ст. 7 и 37).

Правовое регулирование охраны труда реализуется путем принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране труда. В частности, в ст. 210 ТК РФ закреплен метод решения задач в области охраны труда путем разработки и реализации целевых (федеральных, отраслевых и территориальных) программ улучшения условий и охраны труда. Эти программы позволяют координировать работу субъектов РФ и федеральных органов исполнительной власти, что способствует повышению эффективности государственной политики в области охраны труда.

Осуществляя управление охраной труда, органы государственной власти устанавливают правила, процедуры и критерии, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственный надзор и контроль за соблюдением нормативных требований охраны труда строится на принципах соответствующих положений конвенций МОТ, ратифицированных нашей страной.

Основные направления государственной политики в области охраны труда сформулированы в ст. 210 ТК РФ. Их реализация обеспечивается согласованными действиями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

К числу основных направлений государственной политики в области охраны труда относится приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Реализация этого принципа обязывает организаторов производства, иных видов трудовой деятельности обеспечить безопасные и здоровые условия труда его участникам.

Однако, несмотря на все принимаемые меры по охране здоровья и обеспечению безопасности человека в процессе его производственной деятельности, работники заболевают, получают травмы, гибнут. Тем самым с социально-экономических позиций рынка труда наемные работники теряют возможность продать свою рабочую силу работодателю для выполнения необходимой последнему трудовой функции за заработанную честным трудом плату. Невозможность работать по найму лишает работника и его иждивенцев средств к существованию. Разрешение указанной социальной проблемы основывается на нескольких принципах.

Первый принцип состоит в том, что вред, причиненный жизни или здоровью, должен быть компенсирован причинителем вреда (для наемного работника причинителем вреда выступает работодатель). Этот принцип лежит в основе гражданского права подавляющего большинства стран и детализируется в нашей стране нормами ГК РФ.

Второй принцип развивает первый и говорит об оптимальных для пострадавшего работника, его работодателя и общества в целом механизмах компенсации, в качестве которых принимается страхование профессиональных рисков. Основы страхования в нашей стране установлены Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

Третий принцип развивает первые два и говорит о том, что страхование профессиональных рисков должно осуществляться в виде обязательного социального страхования. В нашей стране этот принцип закреплен федеральными законами от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (подробнее см. § 7.1).

Определяя другие основные направления государственной политики в области охраны труда, законодатель особо выделил:

– государственное управление охраной труда;

– государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

– государственную экспертизу условий труда.

Государство содействует общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников. В соответствии со ст. 370 ТК РФ такой контроль могут проводить профессиональные союзы. Основные права профсоюзов, в том числе право на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства, закреплены также в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (в частности, ст. 20). Профсоюзы имеют право контролировать состояние охраны труда в организациях, в которых работают члены данного профсоюза; взаимодействовать с государственными органами надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства; образовывать собственные инспекции труда.

Разумно сочетая административные возможности органов власти с рыночными методами управления, законодатель определил как основные направления государственной политики:

– участие государства в финансировании мероприятий по охране труда (как правило, через федеральные, ведомственные и территориальные программы по охране труда и через финансирование бюджетных организаций, учреждений, казенных предприятий);

– проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Так, в соответствии с п. 1 ст. 252 и п. 1 ст. 264 НК РФ работодателю (налогоплательщику) предоставлено право уменьшать полученные доходы на сумму расходов по обеспечению нормальных условий и охраны труда, предусмотренных законодательством РФ, а также расходов на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Как самостоятельное направление государственной политики законодатель особо выделил профилактику несчастных случаев и повреждения здоровья работников, важность которой несомненна. Расследование обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний имеет первостепенное значение для предупреждения этих негативных явлений и выступает частью государственной политики в области охраны труда. Принципы и порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены в ст. 227– 231 ТК РФ, а также в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденном постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73.

В рамках реализации профилактических мер законодатель счел нужным особо выделить такие важнейшие направления государственной политики в области охраны труда профилактического характера, как:

– установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

– установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей;

– установление порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Непосредственное проведение профилактических мероприятий возложено на работодателя, который является организатором производства и должен так организовать производственную и трудовую деятельность, чтобы исключить или свести к минимуму возможные отрицательные воздействия факторов производственной среды или трудового процесса на организм работников.

В условиях современного общества быстрое получение и оперативное внедрение информации – залог устойчивого и динамичного развития производства, поэтому законодатель определил в качестве основных направлений государственной политики обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда и распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда. В нашей стране создана и функционирует Российская информационная система охраны труда (РИСОТ), доступ к которой осуществляется через Интернет.

Не остались без внимания законодателя и проблемы защиты законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, немыслимые без расследования и учета указанных негативных явлений. Возмещение вреда, причиненного здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей, регулируется нормами ГК РФ и Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

За тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда положениями ТК РФ гарантируется: повышенная оплата; льготное пенсионное обеспечение, сокращение продолжительности рабочего дня и предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска; бесплатная выдача (по установленным нормам) молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания.

Чтобы разрабатывать государственную политику и проводить се в жизнь, нужно знать реальную обстановку. Для этого в качестве одного из направлений государственной политики определена организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях. Такого рода отчетность осуществляется на основе государственного статистического наблюдения. Статистический инструментарий для организации статистического наблюдения в сфере охраны труда состоит из двух годовых форм:

– формы № 1-Т (условия труда) "Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда";

– формы № 7-травматизм "Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях".

К основным направлениям государственной политики в области охраны труда относится международное сотрудничество в этой области, которое происходит в основном в рамках деятельности МОТ, членом которой является Российская Федерация, а также на основе многосторонних и двусторонних межправительственных соглашений.