Лекция 2. Государственная политика в информационной сфере

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• основы государственной политики в информационной сфере;

• основные положения информационного законодательства по вопросу использования информационных технологий;

• направления правовой информатизации;

• технологии и средства информатизации;

• технологии и средства информатизации отдельных видов юридической деятельности;

уметь

• использовать современные информационные технологии для поиска документов, реализующих государственную информационную политику, и актов информационного законодательства;

владеть

• навыками формулирования целей, задач, стратегий и направлений развития в области правовой информатизации.

Стратегия развития информационного общества

Политика (от греч. politika – государственные и общественные дела) – особая форма социальной деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами[1].

Анализируя текущее состояние развития информационного общества, следует отметить в 2000–2010 гг. внедрение информационных и телекоммуникационных технологий развивалось высокими темпами. Ежегодный прирост отрасли информационных технологий и информационных услуг составлял около 25%, что существенно выше среднегодовых темпов роста валового внутреннего продукта и роста отдельных отраслей.

Однако сводные индексы и межстрановые сопоставления до сих пор говорят о недостаточном уровне развития российской отрасли информационных технологий, об отставании от мировых лидеров, а также о нереализованности потенциала уже существующих инфраструктур и технологий[2].

Основными факторами, негативно влияющими на уровень распространения информационных технологий и развитие информационного общества в России, являются:

• недостаточно высокий уровень социально-экономического развития многих субъектов РФ;

• недостаточный уровень распространения в обществе базовых навыков использования информационных технологий. Это касается как населения в целом, так и государственных и муниципальных служащих;

• высокий уровень зависимости российского рынка от зарубежной продукции в сфере информационных технологий. В подавляющем большинстве создаваемых информационных систем в России сегодня используются в основном зарубежные разработки;

• угроза применения "информационного оружия" против информационной инфраструктуры России в связи с интенсивным внедрением зарубежных информационных технологий в сферы деятельности граждан, организаций и государственных органов, а также с широким применением открытых информационно-телекоммуникационных систем, интеграцией отечественных информационных систем и международных информационных систем;

• низкий уровень правовой защиты интеллектуальной собственности;

• отсутствие массового интерактивного взаимодействия граждан и организаций с государственными органами власти при оказании последними государственных услуг;

• разрозненность государственных информационных ресурсов, невозможность сопоставить данные, содержащиеся в этих ресурсах, а также значительное дублирование информации. Необходимо обеспечить полноту, достоверность, актуальность и доступность официальной правовой информации в электронном виде, в том числе за счет модернизации механизмов официального опубликования правовых актов, интеграции систем информационно-правового обеспечения органов государственной власти.

Решение указанных проблем невозможно без формирования четкой сбалансированной государственной политики в информационной сфере. Необходимо уже в среднесрочной перспективе реализовать имеющийся культурный, образовательный и научно-технологический потенциал страны и обеспечить Российской Федерации достойное место среди лидеров глобального информационного общества.

Основы государственной политики закреплены в Стратегии развития информационного общества.

Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:

• формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

• повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

• совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;

• развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

• повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

• развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

• сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

• противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.

Развитие информационного общества в Российской Федерации базируется на следующих принципах.

• партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;

• свобода и равенство доступа к информации и знаниям;

• поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

• содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

• обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.

Для решения поставленных задач государство:

• разрабатывает основные мероприятия по развитию информационного общества, создает условия для их выполнения во взаимодействии с бизнесом и гражданским обществом;

• определяет контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации;

• обеспечивает развитие законодательства и совершенствование правоприменительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий;

• создает благоприятные условия для интенсивного развития науки, образования и культуры, разработки и внедрения в производство наукоемких информационных и телекоммуникационных технологий;

• обеспечивает повышение качества и оперативности предоставления государственных услуг организациям и гражданам на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

• создает условия для равного доступа граждан к информации;

• использует возможности информационных и телекоммуникационных технологий для укрепления обороноспособности страны и безопасности государства.

Основными направлениями реализации Стратегии являются следующие.

1. В области формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставления на ее основе качественных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий и обеспечения высокого уровня доступности для населения информации и технологий:

• создание инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории Российской Федерации, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства;

• повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

• формирование единого информационного пространства, в том числе для решения задач обеспечения национальной безопасности;

• модернизация системы телерадиовещания, расширение зоны уверенного приема российских телерадиопрограмм;

• создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам, в том числе государственной системы правовой информации.

2. В области повышения качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий:

• расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования;

• внедрение новых методов оказания медицинской помощи населению, а также дистанционного обслуживания пациентов;

• предоставление гражданам социальных услуг на всей территории Российской Федерации с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

3. В области совершенствования системы государственных гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере основным направлением является развитие законодательных механизмов.

4. В области развития экономики РФ на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий:

• стимулирование применения организациями и гражданами информационных и телекоммуникационных технологий;

• создание условий для развития конкурентоспособной отечественной индустрии информационных и телекоммуникационных технологий, средств вычислительной техники, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения;

• привлечение инвестиций для развития российской отрасли информационных и телекоммуникационных технологий, а также отечественной электронной промышленности;

• создание условий для развития компаний, работающих в области электронной торговли;

• развитие венчурного финансирования высокотехнологичных инновационных проектов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

• стимулирование создания новых компаний, занятых производством высокотехнологичного оборудования и продукции в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

• увеличение объемов экспорта продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

• повышение экономической эффективности использования российскими правообладателями объектов интеллектуальной собственности;

• развитие системы региональной информатизации.

5. В области повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг:

• обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена;

• интеграция государственных информационных систем и ресурсов;

• увеличение объемов и качества государственных услуг, предоставляемых организациям и гражданам в электронном виде;

• совершенствование нормативно-правового обеспечения стандартизации и администрирования государственных услуг;

• совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям.

6. В области развития науки, технологий, техники и подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий:

• развитие приоритетных направлений науки, технологий и техники на основе формируемых долгосрочных прогнозов технологического развития (форсайт);

• создание условий для коммерциализации и внедрения результатов научных исследований и экспериментальных разработок, а также расширение обмена, научной информацией;

• создание правовых, организационных и иных условий для укрепления научно-исследовательского сектора высшей школы, государственных академий и отраслевой науки, оснащения вузов, научных организаций и исследовательских центров современным научно-исследовательским, технологическим и учебным оборудованием;

• повышение качества подготовки специалистов и создание системы непрерывного обучения государственных служащих в области информационных и телекоммуникационных технологий.

7. В области сохранения культуры многонационального народа Российской Федерация, укрепления нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развития системы культурного и гуманитарного просвещения:

• развитие системы библиотечных фондов на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий;

• поддержка реализации социально значимых проектов в средствах массовой информации;

• формирование государственного заказа на создание и распространение кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов в области культуры;

• поддержка деятельности государственных и негосударственных организаций по сохранению культурных и нравственных ценностей, традиций патриотизма и гуманизма в обществе;

• пропаганда культурных и нравственных ценностей российского народа;

• сохранение культурного наследия России, обеспечение его доступности для граждан.

8. В области противодействия использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России:

• обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

• обеспечение безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем ключевых объектов инфраструктуры РФ, в том числе критических объектов и объектов повышенной опасности;

• повышение уровня защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем;

• создание единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения нужд государственного управления, обороны страны, национальной безопасности и правопорядка;

• совершенствование правоприменительной практики в области противодействия угрозам использования информационных и телекоммуникационных технологий во враждебных целях;

• обеспечение неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, соблюдение требований по обеспечению безопасности информации ограниченного доступа;

• противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма, пропаганде насилия.

Основными направлениями реализации настоящей Стратегии в рамках международного сотрудничества в области развития информационного общества являются:

• участие в разработке международных норм права и механизмов, регулирующих отношения в области использования глобальной информационной инфраструктуры, включая вопросы интернационализации управления сетью Интернет;

• участие в международном информационном обмене;

• участие в формировании системы международной информационной безопасности, совершенствование взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и иностранных государств в области предупреждения, выявления, пресечения и лик идации последствий использования информационных и телекоммуникационных технологий в террористических и иных преступных целях;

• участие Российской Федерации в международных исследовательских проектах по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники;

• участие в разработке международных стандартов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, гармонизация национальной системы стандартов и сертификации в этой сфере с международной системой.

В рамках многостороннего сотрудничества государств – участников СНГ в сфере связи и информационных технологий решением Совета глав правительств СНГ были утверждены Стратегия сотрудничества государств – участников СНГ в сфере информатизации и План действий по реализации данной Стратегии па период до 2010 г. Реализация Стратегии и Плана действий позволила государствам Содружества выйти на более высокий уровень межгосударственных отношений, укрепила их информационное взаимодействие. Цели и способы их достижения, определенные в этих документах, помогали разрабатывать и выполнять национальные программы в области информационно-компьютерных технологий и способствовали развитию соответствующей правовой базы. Тем нс менее в различных государствах Содружества сохраняется цифровое неравенство и они нередко значительно отстают от высокотехнологичных стран в вопросах развития информационной инфраструктуры, использования информационных технологий и предоставления электронных услуг населению. Поэтому в развитие указанных документов 28 сентября 2012 г. в Ялте (Украина) на заседании Совета глав правительств СНГ подписано решение об утверждении Стратегии сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества и Плана действий по ее реализации на период до 2015 г.

Стратегией предусмотрена возможность привлечения средств международных организаций и инвесторов, а для финансирования важнейших научных исследований – возможность рассмотрения вопроса о создании специального фонда. По словам Министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова, План действий до 2015 г. ориентирован на реализацию кооперационных проектов, на активизацию информационного и научно-технического обмена по использованию информационно-компьютерных технологий в образовании, науке, культуре, здравоохранении, государственном управлении, в предоставлении услуг населению и по другим направлениям[3].

Уже сегодня имеются заметные результаты реализации Стратегии[4]. Отрасль современных информационно-коммуникационных технологий входит в тройку наиболее динамично развивающихся в нашей стране.

Главным результатом проводимой государством политики стало сокращение уровня неравенства в доступе к информационным технологиям между отдельными регионами и социальными группами. Сегодня такие современные инфокоммуникационные услуги, как мобильная связь и доступ к сети Интернет, являются практически общедоступными и получают самое широкое распространение. Так, более 78% населения имеют мобильные телефоны, 30% семей имеют современный компьютер. В рамках национального проекта "Образование" все российские школы получили доступ к ресурсам сети Интернет.

Государственная поддержка позволила стимулировать спрос на отечественные разработки в сфере информационных технологий. И сегодня в отдельных областях компании нашей страны успешно конкурируют с ведущими зарубежными корпорациями.

Создание и введение в ряде регионов единой информационной системы органов социальной защиты населения и единой базы данных "Электронный социальный регистр населения" позволило почти в два раза увеличить производительность труда государственных служащих. Расходы стали более прозрачными, соблюдается принцип адресности, комплексности подхода при определении размеров и направлений социальной помощи с учетом конкретной жизненной ситуации гражданина, потребности всей семьи.

Вместе с тем многие проблемы еще не получили должного решения.

Так, информатизация отраслей здравоохранения носит пока бессистемный характер, отсутствует нормативно-правовая база, единые информационные стандарты. Внедряемые медицинские системы между собой не стыкуются и не охватывают все процессы отрасли.

Медленно идет подключение муниципальных библиотек к сети Интернет и оснащение их компьютерами. Требуется концентрация усилий на решении таких проблем, как формирование электронных каталогов, оцифровка музейных фондов, что является необходимым этапом для включения коллекций музея в музейный фонд Российской Федерации и, соответственно, в государственный электронный каталог.

Непростая ситуация складывается с формированием в нашей стране электронного правительства. С одной стороны, в этой сфере достигнуты значительные результаты. Так, 5 марта 2012 г. ООН опубликовала рейтинг развития электронного правительства (Е- Government Development Index) за 2011 г., в соответствии с которым Россия поднялась с 59-го на 27-е место и вплотную приблизилась к лидерам развитых стран. В исследовании оценивается готовность государственных органов 193 стран к использованию информационно-коммуникационных технологий для предоставления государственных услуг. При этом Российская Федерация заняла первое место в рейтинге среди стран Восточной Европы и стран СНГ[5]. С другой стороны, существуют проблемы с организацией межведомственного электронного взаимодействия в субъектах РФ[6].

Если органы исполнительной власти субъекта подключены к региональной системе межведомственного электронного взаимодействия на 87%, то органы местного самоуправления – только на 47%.

Для регионального уровня запущено только два сервиса предоставления сведений для федеральных органов исполнительной власти. Только для одного субъекта указанные сервисы опубликованы, для 47 субъектов находятся в тестовом режиме, а для 35 субъектов даже нс разработаны.

Причинами существующих проблем в организации межведомственного электронного взаимодействия названы: несвоевременная реакция на изменения нормативного технического регулирования в сфере межведомственного взаимодействия, отсутствие сквозной системы управления изменениями, "раздробленность" системы эксплуатации.