Лекция 2. Государственная политика в информационной сфере
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• основы государственной политики в информационной сфере;
• основные положения информационного законодательства по вопросу использования информационных технологий;
• направления правовой информатизации;
• технологии и средства информатизации;
• технологии и средства информатизации отдельных видов юридической деятельности;
уметь
• использовать современные информационные технологии для поиска документов, реализующих государственную информационную политику, и актов информационного законодательства;
владеть
• навыками формулирования целей, задач, стратегий и направлений развития в области правовой информатизации.
Стратегия развития информационного общества
Политика (от греч. politika – государственные и общественные дела) – особая форма социальной деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами[1].
Анализируя текущее состояние развития информационного общества, следует отметить в 2000–2010 гг. внедрение информационных и телекоммуникационных технологий развивалось высокими темпами. Ежегодный прирост отрасли информационных технологий и информационных услуг составлял около 25%, что существенно выше среднегодовых темпов роста валового внутреннего продукта и роста отдельных отраслей.
Однако сводные индексы и межстрановые сопоставления до сих пор говорят о недостаточном уровне развития российской отрасли информационных технологий, об отставании от мировых лидеров, а также о нереализованности потенциала уже существующих инфраструктур и технологий[2].
Основными факторами, негативно влияющими на уровень распространения информационных технологий и развитие информационного общества в России, являются:
• недостаточно высокий уровень социально-экономического развития многих субъектов РФ;
• недостаточный уровень распространения в обществе базовых навыков использования информационных технологий. Это касается как населения в целом, так и государственных и муниципальных служащих;
• высокий уровень зависимости российского рынка от зарубежной продукции в сфере информационных технологий. В подавляющем большинстве создаваемых информационных систем в России сегодня используются в основном зарубежные разработки;
• угроза применения "информационного оружия" против информационной инфраструктуры России в связи с интенсивным внедрением зарубежных информационных технологий в сферы деятельности граждан, организаций и государственных органов, а также с широким применением открытых информационно-телекоммуникационных систем, интеграцией отечественных информационных систем и международных информационных систем;
• низкий уровень правовой защиты интеллектуальной собственности;
• отсутствие массового интерактивного взаимодействия граждан и организаций с государственными органами власти при оказании последними государственных услуг;
• разрозненность государственных информационных ресурсов, невозможность сопоставить данные, содержащиеся в этих ресурсах, а также значительное дублирование информации. Необходимо обеспечить полноту, достоверность, актуальность и доступность официальной правовой информации в электронном виде, в том числе за счет модернизации механизмов официального опубликования правовых актов, интеграции систем информационно-правового обеспечения органов государственной власти.
Решение указанных проблем невозможно без формирования четкой сбалансированной государственной политики в информационной сфере. Необходимо уже в среднесрочной перспективе реализовать имеющийся культурный, образовательный и научно-технологический потенциал страны и обеспечить Российской Федерации достойное место среди лидеров глобального информационного общества.
Основы государственной политики закреплены в Стратегии развития информационного общества.
Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:
• формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
• повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;
• совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;
• развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;
• повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;
• развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
• сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
• противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.
Развитие информационного общества в Российской Федерации базируется на следующих принципах.
• партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;
• свобода и равенство доступа к информации и знаниям;
• поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
• содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
• обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.
Для решения поставленных задач государство:
• разрабатывает основные мероприятия по развитию информационного общества, создает условия для их выполнения во взаимодействии с бизнесом и гражданским обществом;
• определяет контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации;
• обеспечивает развитие законодательства и совершенствование правоприменительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий;
• создает благоприятные условия для интенсивного развития науки, образования и культуры, разработки и внедрения в производство наукоемких информационных и телекоммуникационных технологий;
• обеспечивает повышение качества и оперативности предоставления государственных услуг организациям и гражданам на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;
• создает условия для равного доступа граждан к информации;
• использует возможности информационных и телекоммуникационных технологий для укрепления обороноспособности страны и безопасности государства.
Основными направлениями реализации Стратегии являются следующие.
1. В области формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставления на ее основе качественных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий и обеспечения высокого уровня доступности для населения информации и технологий:
• создание инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории Российской Федерации, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства;
• повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
• формирование единого информационного пространства, в том числе для решения задач обеспечения национальной безопасности;
• модернизация системы телерадиовещания, расширение зоны уверенного приема российских телерадиопрограмм;
• создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам, в том числе государственной системы правовой информации.
2. В области повышения качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий:
• расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования;
• внедрение новых методов оказания медицинской помощи населению, а также дистанционного обслуживания пациентов;
• предоставление гражданам социальных услуг на всей территории Российской Федерации с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
3. В области совершенствования системы государственных гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере основным направлением является развитие законодательных механизмов.
4. В области развития экономики РФ на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий:
• стимулирование применения организациями и гражданами информационных и телекоммуникационных технологий;
• создание условий для развития конкурентоспособной отечественной индустрии информационных и телекоммуникационных технологий, средств вычислительной техники, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения;
• привлечение инвестиций для развития российской отрасли информационных и телекоммуникационных технологий, а также отечественной электронной промышленности;
• создание условий для развития компаний, работающих в области электронной торговли;
• развитие венчурного финансирования высокотехнологичных инновационных проектов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
• стимулирование создания новых компаний, занятых производством высокотехнологичного оборудования и продукции в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
• увеличение объемов экспорта продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
• повышение экономической эффективности использования российскими правообладателями объектов интеллектуальной собственности;
• развитие системы региональной информатизации.
5. В области повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг:
• обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена;
• интеграция государственных информационных систем и ресурсов;
• увеличение объемов и качества государственных услуг, предоставляемых организациям и гражданам в электронном виде;
• совершенствование нормативно-правового обеспечения стандартизации и администрирования государственных услуг;
• совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям.
6. В области развития науки, технологий, техники и подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий:
• развитие приоритетных направлений науки, технологий и техники на основе формируемых долгосрочных прогнозов технологического развития (форсайт);
• создание условий для коммерциализации и внедрения результатов научных исследований и экспериментальных разработок, а также расширение обмена, научной информацией;
• создание правовых, организационных и иных условий для укрепления научно-исследовательского сектора высшей школы, государственных академий и отраслевой науки, оснащения вузов, научных организаций и исследовательских центров современным научно-исследовательским, технологическим и учебным оборудованием;
• повышение качества подготовки специалистов и создание системы непрерывного обучения государственных служащих в области информационных и телекоммуникационных технологий.
7. В области сохранения культуры многонационального народа Российской Федерация, укрепления нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развития системы культурного и гуманитарного просвещения:
• развитие системы библиотечных фондов на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий;
• поддержка реализации социально значимых проектов в средствах массовой информации;
• формирование государственного заказа на создание и распространение кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов в области культуры;
• поддержка деятельности государственных и негосударственных организаций по сохранению культурных и нравственных ценностей, традиций патриотизма и гуманизма в обществе;
• пропаганда культурных и нравственных ценностей российского народа;
• сохранение культурного наследия России, обеспечение его доступности для граждан.
8. В области противодействия использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России:
• обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
• обеспечение безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем ключевых объектов инфраструктуры РФ, в том числе критических объектов и объектов повышенной опасности;
• повышение уровня защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем;
• создание единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения нужд государственного управления, обороны страны, национальной безопасности и правопорядка;
• совершенствование правоприменительной практики в области противодействия угрозам использования информационных и телекоммуникационных технологий во враждебных целях;
• обеспечение неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, соблюдение требований по обеспечению безопасности информации ограниченного доступа;
• противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма, пропаганде насилия.
Основными направлениями реализации настоящей Стратегии в рамках международного сотрудничества в области развития информационного общества являются:
• участие в разработке международных норм права и механизмов, регулирующих отношения в области использования глобальной информационной инфраструктуры, включая вопросы интернационализации управления сетью Интернет;
• участие в международном информационном обмене;
• участие в формировании системы международной информационной безопасности, совершенствование взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и иностранных государств в области предупреждения, выявления, пресечения и лик идации последствий использования информационных и телекоммуникационных технологий в террористических и иных преступных целях;
• участие Российской Федерации в международных исследовательских проектах по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники;
• участие в разработке международных стандартов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, гармонизация национальной системы стандартов и сертификации в этой сфере с международной системой.
В рамках многостороннего сотрудничества государств – участников СНГ в сфере связи и информационных технологий решением Совета глав правительств СНГ были утверждены Стратегия сотрудничества государств – участников СНГ в сфере информатизации и План действий по реализации данной Стратегии па период до 2010 г. Реализация Стратегии и Плана действий позволила государствам Содружества выйти на более высокий уровень межгосударственных отношений, укрепила их информационное взаимодействие. Цели и способы их достижения, определенные в этих документах, помогали разрабатывать и выполнять национальные программы в области информационно-компьютерных технологий и способствовали развитию соответствующей правовой базы. Тем нс менее в различных государствах Содружества сохраняется цифровое неравенство и они нередко значительно отстают от высокотехнологичных стран в вопросах развития информационной инфраструктуры, использования информационных технологий и предоставления электронных услуг населению. Поэтому в развитие указанных документов 28 сентября 2012 г. в Ялте (Украина) на заседании Совета глав правительств СНГ подписано решение об утверждении Стратегии сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества и Плана действий по ее реализации на период до 2015 г.
Стратегией предусмотрена возможность привлечения средств международных организаций и инвесторов, а для финансирования важнейших научных исследований – возможность рассмотрения вопроса о создании специального фонда. По словам Министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова, План действий до 2015 г. ориентирован на реализацию кооперационных проектов, на активизацию информационного и научно-технического обмена по использованию информационно-компьютерных технологий в образовании, науке, культуре, здравоохранении, государственном управлении, в предоставлении услуг населению и по другим направлениям[3].
Уже сегодня имеются заметные результаты реализации Стратегии[4]. Отрасль современных информационно-коммуникационных технологий входит в тройку наиболее динамично развивающихся в нашей стране.
Главным результатом проводимой государством политики стало сокращение уровня неравенства в доступе к информационным технологиям между отдельными регионами и социальными группами. Сегодня такие современные инфокоммуникационные услуги, как мобильная связь и доступ к сети Интернет, являются практически общедоступными и получают самое широкое распространение. Так, более 78% населения имеют мобильные телефоны, 30% семей имеют современный компьютер. В рамках национального проекта "Образование" все российские школы получили доступ к ресурсам сети Интернет.
Государственная поддержка позволила стимулировать спрос на отечественные разработки в сфере информационных технологий. И сегодня в отдельных областях компании нашей страны успешно конкурируют с ведущими зарубежными корпорациями.
Создание и введение в ряде регионов единой информационной системы органов социальной защиты населения и единой базы данных "Электронный социальный регистр населения" позволило почти в два раза увеличить производительность труда государственных служащих. Расходы стали более прозрачными, соблюдается принцип адресности, комплексности подхода при определении размеров и направлений социальной помощи с учетом конкретной жизненной ситуации гражданина, потребности всей семьи.
Вместе с тем многие проблемы еще не получили должного решения.
Так, информатизация отраслей здравоохранения носит пока бессистемный характер, отсутствует нормативно-правовая база, единые информационные стандарты. Внедряемые медицинские системы между собой не стыкуются и не охватывают все процессы отрасли.
Медленно идет подключение муниципальных библиотек к сети Интернет и оснащение их компьютерами. Требуется концентрация усилий на решении таких проблем, как формирование электронных каталогов, оцифровка музейных фондов, что является необходимым этапом для включения коллекций музея в музейный фонд Российской Федерации и, соответственно, в государственный электронный каталог.
Непростая ситуация складывается с формированием в нашей стране электронного правительства. С одной стороны, в этой сфере достигнуты значительные результаты. Так, 5 марта 2012 г. ООН опубликовала рейтинг развития электронного правительства (Е- Government Development Index) за 2011 г., в соответствии с которым Россия поднялась с 59-го на 27-е место и вплотную приблизилась к лидерам развитых стран. В исследовании оценивается готовность государственных органов 193 стран к использованию информационно-коммуникационных технологий для предоставления государственных услуг. При этом Российская Федерация заняла первое место в рейтинге среди стран Восточной Европы и стран СНГ[5]. С другой стороны, существуют проблемы с организацией межведомственного электронного взаимодействия в субъектах РФ[6].
Если органы исполнительной власти субъекта подключены к региональной системе межведомственного электронного взаимодействия на 87%, то органы местного самоуправления – только на 47%.
Для регионального уровня запущено только два сервиса предоставления сведений для федеральных органов исполнительной власти. Только для одного субъекта указанные сервисы опубликованы, для 47 субъектов находятся в тестовом режиме, а для 35 субъектов даже нс разработаны.
Причинами существующих проблем в организации межведомственного электронного взаимодействия названы: несвоевременная реакция на изменения нормативного технического регулирования в сфере межведомственного взаимодействия, отсутствие сквозной системы управления изменениями, "раздробленность" системы эксплуатации.