Государственная организация
Совет Коммуны, ее высший орган власти, был избран в составе 80 человек. Почти половина была из рабочих, остальные - служащие и лица интеллигентных профессий. Среди них были и бланкисты, и якобинцы, и прудонисты, и беспартийные. Твердого большинства никогда не было.
Это наложило отпечаток на организацию деятельности Совета Коммуны, который стремился построить свою работу на началах широкого, но отвлеченного демократизма, не считаясь с окружающей политической обстановкой. Он не создал постоянного президиума Совета, а избирал его лишь на неделю; не создал было даже постоянного секретариата, но наплыв обращений от широких кругов трудящихся и самый ход работы побудил Совет Коммуны учредить генеральный секретариат.
Большим достижением Совета Коммуны было стремление явиться "совокупностью комиссий, работающих совместно, а не парламентом, где каждый стремится сказать свое слово" (протоколы Коммуны, с. 321). Совет Коммуны выбрал из своего состава 10 комиссий: труда и обмена, общественных служб, продовольственную, просвещения, юстиции, военную, общественной безопасности и внешних сношений.
Для объединения и согласования работы этих комиссий была избрана Исполнительная комиссия, которая должна была организовать контроль за исполнением декретов Коммуны. Но недостатки в организации комиссий, отсутствие в них ответственных руководителей и неудовлетворительность состава Исполнительной комиссии, не справлявшейся со своими функциями, вызвали реорганизацию комиссий: во главе каждого ведомства ставился делегат Совета Коммуны, а комиссии превращались в своеобразные контрольно-совещательные коллегии при этих делегатах. Все 0 делегатов составляли Исполнительную комиссию Совета Коммуны, объединившую и направлявшую их согласованную работу.
Ближайшая неделя показала неудовлетворительность такой организации Исполнительной комиссии: ее 9 делегатов, возглавлявшие всю громадную сложную работу комиссий - министерств Коммуны - в исключительно напряженной и усложняющейся обстановке не находили почти времени для совместных заседаний по общекоммунальным делам. Усиливались требования и в Совете Коммуны, и на местах о создании Советом Коммуны властного Исполнительного комитета или Комитета общественного спасения по аналогии с таким же комитетом эпохи Конвента.
30 апреля 1871 г. Совет Коммуны принял следующий декрет из 3 статей: I. Немедленно организуется Комитет общественного спасения. И. Он составляется из б членов, назначаемых Коммуной путем голосования каждого кандидата в отдельности. III. Этому комитету даются самые широкие полномочия в отношении делегаций и комиссий. Комитет ответственен только перед Коммуной.
После переправы наступавших на Париж версальцев на левый берег Сены Совет Коммуны избрал Комитет общественного спасения и объявил его заседания непрерывными.
В общем и целом Совет Коммуны выполнял функции и законодательные в своих декретах, и исполнительные в лице своих комиссий, возглавлявших ведомства и судебные функции, как единственная судебная инстанция по делам депутатов Коммуны и как высшая инстанция по военно-судебным делам.
Исходя из условий исторической обстановки, Маркс писал в "Гражданской войне", что "Коммуна должна быть не парламентарной, а работающей корпорацией, в одно и то же время и законодательствующей и исполняющей законы".
Организация, компетенция, функции, линия работы возглавляемых комиссиями нового государственного аппарата Коммуны, разрушившей старый госаппарат, не могли полностью развернуться в несколько недель работы в исключительно тяжелых условиях. Характерные черты этой части госаппарата Коммуны будут отмечены при рассмотрении отдельных комиссий; здесь надо отметить черты общие для коммунальных ведомств в целом.
Несмотря на организованный правительством Тьера саботаж и бегство большинства чиновников, ставшие у власти коммунары добились нормальной работы ведомственного аппарата. Они привлекли к работе оставшихся технических и часть других служащих. Выдвинули из своей среды ведущих работников. Установив высшие ставки жалования ниже декретного максимума, они подняли размеры низших ставок. Штаты ведомств были сокращены в среднем на 75%, структура была упрощена. Ведомства тесно связывались со своей производственной базой, откуда черпали кадры, применяя в ряде случаев конкурс и экзамены, знания для которых обычно получались поступающими в порядке предварительного стажирования. Но в обоих оборонных ведомствах - Военной комиссии и Комиссии общественной безопасности, где нужны были квалифицированные специалисты, рабочие массы не могли в короткий срок создать их, и это тяжело отражалось на обороне и на борьбе с контрреволюцией.
Иначе обстояло дело в ведомствах производственно-хозяйственных, Комиссии труда и обмена, Комиссии общественных служб, Продовольственной комиссии и Комиссии финансов. Комиссии эти справлялись успешно со своими сложными текущими задачами, обслуживая и оборону Парижа и в то же время делая шаги в области социалистического строительства.
В первую очередь это относится к Комиссии труда и обмена Она установила тесную связь с профсоюзами и др. рабочими организациями, предоставив им помещение в одном из бывших министерств и привлекши их представителей к разработке законов и мероприятий, необходимых рабочему классу, и к контролю за их выполнением.
Из мероприятий комиссии надо отметить создание комиссий по обследованию и организации труда, подкомиссии общественных работ, закрытие частных посреднических бюро по найму рабочей силы, организацию биржи труда, организацию обеспечения инвалидов труда, урегулирование труда женщин и подростков.
Комиссия общественных служб реорганизовала их в интересах трудящихся в области транспорта, водоснабжения, в области обеспечения жилищами особенно пострадавших от военных действий, опираясь в своей работе на окружные органы Коммуны.
Финансовая комиссия бесперебойно финансировала работу Коммуны с 19 марта до конца мая. За это время комиссия израсходовала 46 300 тыс. франков, из которых 16 960 тыс. было получено из продолжавшего функционировать Национального банка; остальные покрыты доходами, из которых налоги составили 12 млн. Из этого бюджета Коммуны около 40 млн франков было израсходовано на военные нужды.
Комиссия просвещения опиралась в значительной мере на организованные в ней 3 Комитета по делам обучения, Комитет федерации художников и Комитет федерации артистов зрелищных предприятий. К работе комиссии привлечены были выдающиеся силы, в их числе знаменитый ученый Э. Реклю. Через Комитет обучения проводились мероприятия по средним школам, по освобождению школы от влияния церкви, по организации профессионального образования, по улучшению материального положения учителей и учительниц. По высшей школе, особенно по восстановлению работ медицинского факультета, брошенного бежавшими в Версаль профессорами, работал Комитет из делегатов преподавателей, студентов и врачей, который занялся реформой высшей школы. Комиссией просвещения были реорганизованы музеи, библиотеки, было установлено бесплатное снабжение школьников учебными пособиями и проведен ряд других мероприятий.
Комиссия юстиции провела коренную перестройку судоустройства и судопроизводства, ряд мероприятий по борьбе с контрреволюционной буржуазией, бесплатное совершение актов гражданского состояния, реорганизовала работу нотариата, оценщиков, судебных приставов.
Комиссия внешних отношений должна была установить, с одной стороны, дипломатические отношения с иностранными государствами и политические связи с трудящимися этих стран, а с другой стороны - связь с городами, департаментами, округами и деревнями Франции; но в первой области задач комиссией ничего не было достигнуто, кроме признания ее de facto командованием прусской армии под Парижем; она даже не связалась с парламентариями - социалистами и демократами разных стран, а внутри Франции не сумела достаточно поддержать и укрепить революционное движение различных местностей.
В области организации местного управления большим достижением была постановка работы в 20 округах Парижа. Здесь Коммуна не пошла по путям формальной демократии - выборов окружных муниципалитетов, несмотря на неоднократные требования этого со стороны некоторых кругов. Декретом Совета Коммуны 30 марта руководство округами было возложено на депутатов Коммуны от данного округа с организуемой при делегации комиссией, составляемой делегатами из актива округа.
Эта система централизации руководства при децентрализации деятельности вполне себя оправдала в тех трудных условиях; в порядке живой связи с массами и по их инициативе Совет Коммуны издал и осуществил ряд декретов.