Государственная инновационная политика и правовая защита интеллектуальной собственности
С принятием в 2011 г. Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года был сформулирован тезис о том, что единственным возможным способом достижения целей долгосрочного экономического и социального развития России является переход экономики на инновационную социально ориентированную модель развития.
Государственная политика в области инноваций основана па взаимодействии органов государственной власти, специализированных федеральных и региональных центров, образовательной системы и бизнеса, в целях всестороннего развития инновационного потенциала страны.
За последние 10 лет государством была проведена определенная работа по формированию национальных исследовательских центров, развитию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, создания и развития инновационных кластеров. Создан ряд государственных советов и комиссий по модернизации, инновационному и технологическому развитию экономики страны (например, Совет при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России – совещательный орган, созданный для обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с модернизацией экономики и инновационным развитием России).
Тем не менее, выход на запланированный уровень индикаторов, касающихся спроса на инновации в реальном секторе экономики, по состоянию на 2013–2014 гг. не произошел. В основном это связано с существенным снижением спроса на инновации со стороны реального сектора вследствие кризисных явлений, а также сокращением бюджетных выплат по Федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2013 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.10.2006 №613.
Государственные средства, выделяемые на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), в большинстве секторов экономики расходуются недостаточно эффективно. Не в полной мере удалось решить проблему старения научных кадров, хотя для улучшения ситуации государство предприняло значительные усилия.
Ключевой проблемой можно считать низкий спрос на инновации в экономике России, а также специфику его структуры: приоритет импорта готового оборудования вместо внедрения собственных инновационных разработок.
Государственный и частный сектор не проявляют достаточный интерес к разработке и внедрению инноваций. Уровень активности субъектов рынка к внедрению инноваций значительно уступает таковому в ведущих странах мира.
К примеру, остается низкой восприимчивость бизнес-структур к инновациям технологического характера. В 2009 г. разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 9,4% общего количества предприятий российской промышленности, что значительно ниже значений, характерных для Германии (71,8%), Бельгии (53,6%), Эстонии (52,8%), Финляндии (52,5%) и Швеции (49,6%). Доля предприятий, инвестирующих в приобретение новых промышленных технологий, составляет 11,8% в общем количестве предприятий. Доля затрат на технологические инновации в общем объеме затрат на производство отгруженных товаров, выполнение работ, услуг организаций промышленного производства России составляет 1,9% (аналогичный показатель в Швеции составляет 5,4%, в Финляндии – 3,9%, в Германии – 3,4%).
В России пока недостаточно развита система государственно-частного партнерства в сфере реализации инновационных проектов. Доля получающих целевое бюджетное финансирование организаций составляет 0,8% (для сравнения, в Германии – 8,8%, в Бельгии – 12,7%). В 2011 г. стоимостная оценка объема программ исследования инноваций малого бизнеса и трансфера полученных технологий в США поставляла 2 млрд долл., в России эквивалентная оценка в соответствии с совместной программой Минэкономразвития России и Правительства РФ составляет примерно 67 млн долл.
Тем не менее, государство создает большое количество объектов инновационной инфраструктуры. Функционируют технико-внедренческие особые зоны. В вузах формируется инновационная инфраструктура.
НИУ ВШЭ были опубликованы так называемый Индекс инновационного развития субъектов Российской Федерации и сопровождающий его рейтинг регионов по уровню инновационного развития за 2014 г. (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Рейтинг инновационного развития субъектов РФ за 2014 г.[1]
Рейтинг |
Регион |
Индекс |
1 |
Москва |
0,5850 |
2 |
Республика Татарстан |
0,5606 |
3 |
Сан кт-Петербург |
0,5382 |
4 |
Нижегородская область |
0,5006 |
5 |
Калужская область |
0,4934 |
6 |
Чувашская Республика |
0,4926 |
7 |
Свердловская область |
0,4755 |
8 |
Томская область |
0,4755 |
9 |
Московская область |
0,4751 |
10 |
Ульяновская область |
0,4661 |
11 |
Пермский край |
0,4594 |
12 |
Новосибирская область |
0,4584 |
13 |
Республика Башкортостан |
0,4446 |
14 |
Красноярский край |
0,4401 |
15 |
Пензенская область |
0,4336 |
16 |
Челябинская область |
0,4329 |
17 |
Ярославская область |
0,4287 |
18 |
Республика Мордовия |
0,4263 |
19 |
Тюменская область |
0,4220 |
20 |
Самарская область |
0,4134 |
21 |
Магаданская область |
0,4117 |
22 |
Липецкая область |
0,4104 |
23 |
Камчатский край |
0,4061 |
24 |
Белгородская область |
0,4042 |
25 |
Хабаровский край |
0,4025 |
26 |
Воронежская область |
0,3935 |
27 |
Ставропольский край |
0,3914 |
28 |
Владимирская область |
0,3909 |
29 |
Тверская область |
0,3908 |
30 |
Волгоградская область |
0,3882 |
31 |
Ленин градская область |
0,3807 |
32 |
Кемеровская область |
0,3765 |
33 |
Краснодарский край |
0,3764 |
34 |
Республика Коми |
0,3728 |
35 |
Саратовская область |
0,3687 |
36 |
Иркутская область |
0,3632 |
37 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
0,3625 |
38 |
Ростовская область |
0,3614 |
39 |
Алтайский край |
0,3595 |
40 |
Мурманская область |
0,3558 |
81 |
Республика Ингушетия |
0,1854 |
82 |
Республика Калмыкия |
0,1715 |
83 |
Чеченская Республика |
0,1563 |
Исследование показало, что главные центры по развитию инноваций в России – это Москва, Санкт-Петербург и Республика Татарстан (со столицей – г. Казань). Также можно видеть, что процесс регионального внедрения инноваций и динамика развития очень неравномерны. Индекс инновационного развития субъектов РФ был разработан в 2007 г. и направлен на измерение достижений в инновационном развитии всех регионов. В целях расчета индекса были выявлены 36 ключевых показателей, объединенных в несколько групп: 1) социально-экономические условия инновационной деятельности 2) научно-технический потенциал, 3) инновационная деятельность 4) качество инновационной политики. В результате региональный инновационный индекс был посчитан как среднее арифметическое значений всех включенных в рейтинг показателей.
Если говорить о международной оценке, то международной бизнес- школой INSEAD, Корнельским университетом (Cornell University) и Всемирной организацией интеллектуальной собственности ( World Intellectual Property Organization, WIPO) был совместно представлен аналитический доклад на тему "Глобальный индекс инноваций 2014" (Global Innovation Index 2014), согласно которому Россия в 2014 г. заняла 49-е место в списке из 143 стран, что на 13 позиций выше, чем в предыдущем году (табл. 2.2). Глобальный рейтинг рассчитывается на основе 80 переменных, детально характеризующих инновационное развитие 143 стран мира, в которых проживает 95% населения всей планеты и с совокупным ВВП в 99,5% общего мирового ВВП.
Расчет индекса происходит на базе суммы оценок двух групп показателей:
– "Innovation input" – располагаемые ресурсы и условия для проведения инноваций;
– "Innovation output" – полученные практические результаты осуществления инноваций.
Индекс представляет собой соотношение затрат и эффекта, что позволяет объективно оценить эффективность усилий по развитию инноваций в гой или иной стране.
Таблица 2.2
Рейтинг стран мира по индексу инноваций 2014 г.[2]
Рейтинг |
Страна |
Индекс |
1 |
Швейцария |
64,8 |
2 |
Великобритания |
62,4 |
3 |
Швеция |
62,3 |
4 |
Финляндия |
60,7 |
5 |
Нидерланды |
60,6 |
6 |
Соединенные Штаты Америки |
60,1 |
7 |
Сингапур |
59,2 |
8 |
Дания |
57,5 |
9 |
Люксембург |
56,9 |
10 |
Гонконг |
56,8 |
11 |
Ирландия |
56,7 |
12 |
Канада |
56,1 |
13 |
Германия |
56,0 |
14 |
Норвегия |
55,6 |
15 |
Израиль |
55,5 |
16 |
Южная Корея |
55,3 |
17 |
Австралия |
55,0 |
18 |
Новая Зеландия |
54,5 |
19 |
Исландия |
54,1 |
20 |
Австрия |
53,4 |
21 |
Япония |
52,4 |
22 |
Франция |
52,2 |
23 |
Бельгия |
51,7 |
24 |
Эстония |
51,5 |
25 |
Мальта |
50,4 |
26 |
Чехия |
50,2 |
27 |
Испания |
49,3 |
28 |
Словения |
47,2 |
29 |
Китай |
46,6 |
30 |
Кипр |
45,8 |
31 |
Италия |
45,7 |
32 |
Португалия |
45,6 |
33 |
Малайзия |
45,6 |
34 |
Латвия |
44,8 |
35 |
Венгрия |
44,6 |
36 |
Объединенные Арабские Эмираты |
43,2 |
37 |
Словакия |
41,9 |
38 |
Саудовская Аравия |
41,6 |
39 |
Литва |
41,0 |
40 |
Маврикий |
40,9 |
41 |
Барбадос |
40,8 |
42 |
Хорватия |
40,7 |
43 |
Молдова |
40,7 |
44 |
Болгария |
40,7 |
45 |
Польша |
40,6 |
46 |
Чили |
40,6 |
47 |
Катар |
40,3 |
48 |
Таиланд |
39,3 |
49 |
Россия |
39,1 |
142 |
Того |
17,6 |
143 |
Судан |
12,7 |
Как следует из табл. 2.2, Россия расположилась на 49-м месте, поднявшись по сравнению с 2013 г. на 13 позиций. В докладе отмечается, что сильные стороны нашей страны основаны на качестве человеческого капитала (30-е место), позитивных процессах развития бизнеса (43-е), развитии знаний и технологий (34-е), в то время как показатели развития инфраструктуры остаются на среднем уровне (51-е место).
Среди тормозящих развитие факторов выделены несовершенные институты (88-с место), низкие показатели результатов творческой деятельности (72-е) и развития внутреннего рынка (111-е место).
Динамику и соотношение фактических и планируемых показателей инновационного развития можно продемонстрировать в табл. 2.3.
Основные цели и этапы инновационного развития страны до 2020 г.:
1) увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства до 40–50% к 2020 г. (в 2009 г. – 9,4%);
2) увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и др.) до 5–10% в 5–7 и более секторах экономики к 2020 г.;
3) увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров до 2% к 2020 г. (в 2008 г. – 0,25%);
4) увеличение валовой добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте до 17–20% к 2020 г. (в 2009 г. – 12,7%);
5) увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25–35% к 2020 г. (в 2010 г. – 4,9%);
Таблица 2.3
Целевые индикаторы реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года[3]
Показатель |
Единица измерения |
2010 г. |
2013 г. |
2016 г. |
2020 г. |
Количество вузов, входящих в число 200 ведущих университетов согласно Мировому рейтингу университетов (Quacquarelli symonds world university rankings) |
шт. |
1 |
1 |
2 |
4 |
Валовая добавленная стоимость инновационного сектора |
% от ВВП |
12,7 |
13,5 |
15,2 |
17 |
Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10 тыс. человек населения) |
ШТ. |
2 |
2,1 |
2,3 |
2,8 |
Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг организаций промышленного производства |
% |
5,5 |
8.2 |
12 |
15 |
Интенсивность затрат на технологические инновации организаций промышленного производства (доля затрат на технологические инновации в общем объеме затрат на производство отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства) |
% |
1,9 |
1,95 |
2 |
2,5 |
Доля инновационных товаров, работ, услуг, новых для рынка сбыта организаций, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства |
% |
0,4 |
2 |
5 |
8 |
Доля новых для мирового рынка инновационных товаров (работ, услуг) в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства |
% |
0,03 |
0,04 |
0,12 |
0,28 |
Совокупный уровень инновационной активности организаций промышленного производства (доля организаций промышленного производства, осуществляющих технологические, организационные и (или) маркетинговые инновации, в общем количестве таких организаций) |
% |
11 |
24 |
47 |
60 |
Средний возраст исследователей |
лет |
49 |
47,5 |
45 |
43 |
Доля сектора высшего образования во внутренних затратах на исследования и разработки |
% |
8,4 |
10 |
12 |
15 |
Место России в международном рейтинге по индексу развития информационных технологий |
место |
48 |
В числе 45 ведущих стран мира |
В числе 10 ведущих стран мира |
В числе 10 ведущих стран мира |
Количество вновь созданных малых инновационных предприятий при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере |
шт. |
483 |
500 |
600 |
700 |
Доля экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров |
% |
0,25 |
0,4 |
1,1 |
2 |
Количество инновационных кластеров, получивших федеральную поддержку после 2010 г. и сумевших удвоить высокотехнологичный экспорт с момента такой поддержки, накопительным итогом |
шт. |
– |
5 |
12 |
15 |
Внутренние затраты на исследования и разработки |
% от ВВП |
1,3 |
1,5 |
1,9 |
3 |
6) увеличение доли средств, получаемых за счет выполнения научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ, в структуре средств, поступающих в ведущие российские университеты за счет всех источников финансирования, до 25%.
Законодательная база в области инноваций и инновационной деятельности пока находится в стадии становления и развития.
Законодательный опыт Российской Федерации в области инноваций применительно к условиям рыночной экономики пока еще сравнительно мал[4]. В большинстве случаев законодательная база в плане регулирования экономических отношений и интеллектуальной собственности опирается на принципы индустриальной экономики, в то время как в мире используют правовое поле постиндустриальной экономики[5].
Формирование базы происходит очень неравномерно. Основные понятия и определения заложены в Федеральном законе от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" в отношении научных исследований как одного из видов инновационной деятельности. При этом отдельного законодательного документа федерального уровня так и нс было создано, несмотря на то, что на региональном уровне законы существуют и постоянно совершенствуются.
В сущности, основной правовой базой инновационного процесса в настоящее время является законодательство в области интеллектуальной собственности. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ, правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в ведении Российской Федерации. Четвертая часть ГК РФ определила правовой статус изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, компьютерных программ и баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков, знаков обслуживания и т.д.
Также инновационные отношения регулируются международными договорами и соглашениями (Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Евразийская патентная конвенция и др.).
В 2006 г. на 27-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ (постановление от 16.11.2006 № 27–16) был принят модельный закон "Об инновационной деятельности", в котором были определены правовые, экономические, организационные основы регулирования инновационной деятельности в государствах – участниках СНГ.
Некоторые важные аспекты из этого закона:
• инновационная деятельность – деятельность, обеспечивающая создание и реализацию (введение в гражданский оборот) новаций (новшеств) и получение на их основе практического результата (нововведения) в виде новой продукции (товара, услуги), нового способа производства (технологии), а также реализованных на практике решений (мер) организационного, производственно-технического, социально-экономического и другого характера, оказывающих позитивное влияние на сферу производства, общественные отношения и сферу управления обществом;
• новация (новшество) – результат интеллектуальной деятельности, являющийся объектом гражданско-правовых отношений, обладающий признаками:
– новизны, т.е. новыми качествами, свойствами и иными отличительными от существующих аналогов признаками,
– практической применимости с точки зрения потребительской полезности и безопасности,
– экономической эффективности (конкурентоспособности).
Подзаконными актами разного уровня регулируются отдельные аспекты
инновационной деятельности. Например, распоряжением Правительства РФ от 30.11.2001 № 1607-р были определены Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности. Распоряжение было принято во исполнение Указа Президента РФ от 22.07.1998 № 863 "О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий".
Развитие научно-технической политики в России закреплено в следующих документах федерального уровня:
1) Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";
2) Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом РФ 30.03.2002 № Пр-576;
3) Указ Президента РФ от 13.06.1996 № 884 "О доктрине развития российской науки".
Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" па сегодняшний день является базовым федеральным документом, закрепляющим основные понятия инновационного процесса. Необходимо отметить, что изначально при создании закона инновационная составляющая вообще не была учтена, а сам закон регулировал исключительно вопросы развития науки и научной политики. Впоследствии закон был расширен некоторыми терминами и регулирующими положениями. Также в законе определены принципы финансового обеспечения инновационной деятельности, основные цели и принципы государственной поддержки инновационной деятельности, полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в области государственной поддержки инновационной деятельности.
В 2010 г. были приняты документы, направленные на стимулирование инновационной деятельности. Среди них можно отмстить следующие:
1) Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ "Об инновационном центре “Сколково”". Он закрепил новый подход к регулированию инноваций, определив отношения, возникающие при реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра "Сколково") и жизнедеятельности на его территории;
2) Комплексная программа "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", одобренная распоряжением Правительства РФ от 10.03.2006 № 328-р;
3) приказ Минэкономразвития России от 27.01.2015 г. N 32 "О мерах по реализации в 2015 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства";
4) постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 219 "О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования", которое предусматривает выделение на государственную поддержку инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования из федерального бюджета;
5) постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 220 "О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные организации высшего образования, научные учреждения, подведомственные Федеральному агентству научных организаций, и государственные научные центры Российской Федерации в рамках подпрограммы “Институциональное развитие научно-исследовательского сектора” государственной программы Российской Федерации “Развитие науки и технологий” на 2013– 2020 годы";
6) Указ Президента РФ от 18.06.2012 № 878 "О Совете при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России", созданный в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с модернизацией экономики и инновационным развитием России.
Таким образом, отдельного федерального закона, исчерпывающе регулирующего инновационную деятельность и определяющего общую политику в этой области, пока не принято. Вместо этого существует большое количество нормативных правовых актов, так или иначе, частями охватывающих инновационные процессы, тем самым порождая противоречивость отдельных правовых норм и неопределенность отраслевой принадлежности норм об инновационной деятельности в существующей системе права.
Чрезвычайно важным в развитии инновационной активности страны является правовой механизм защиты интеллектуальной собственности.
Частные и государственные инициативы по созданию новых, инновационных продуктов и процессов должны быть защищены от несанкционированного копирования, неправомерного использования и заимствования. Если такого механизма в стране нет либо он недоработан, то возникающие убытки и негативные последствия в скором времени:
– повлияют на прибыль инноватора;
– снизят его интерес к реализации новых инновационных идей и изобретений;
– заставят его искать иные правовые режимы либо вообще прекратить инновационную деятельность.
Все это в итоге крайне негативно скажется на экономике страны.
В нашей стране правовая охрана интеллектуальной собственности гарантируется основным законом – Конституцией РФ. В частности, ст. 44 определено, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
Законодательство, описывающее интеллектуальную собственность, включает в себя законодательство об авторском праве, о патентном праве, праве на товарные знаки и другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации и регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Будучи частью гражданского законодательства, оно кодифицировано в рамках четвертой части ГК РФ.
В соответствии со ст. 1225 ГК РФ к результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), относятся:
– произведения науки, литературы и искусства;
– программы для электронных вычислительных машин;
– базы данных;
– исполнения;
– фонограммы;
– сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
– изобретения;
– полезные модели;
– промышленные образцы;
– селекционные достижения;
– топологии интегральных микросхем;
– секреты производства (ноу-хау);
– фирменные наименования;
– товарные знаки и знаки обслуживания;
– наименования мест происхождения товаров;
– коммерческие обозначения.
Необходимо отметить, что это закрытый перечень, и он нс может быть расширен даже иным законом без внесения поправок в данную статью.
В правовом механизме защиты интеллектуальной собственности двумя важнейшими понятиями являются авторское право и исключительное право.
Авторское право – это право гражданина на результат интеллектуальной деятельности, творческим трудом которого он был создан. Право авторства не может быть отчуждено или передано кому-либо.
Исключительное право – эго право гражданина или организации на использование результата интеллектуальной деятельности и распоряжение им. Такое право может принадлежать одному или нескольким лицам совместно и быть передано.
Лицо, обладающее исключительным правом, называется правообладателем. Правообладатель может распорядиться принадлежащим ему правом любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (ст. 1233 ГК РФ).
Существуют еще так называемые права, смежные с авторскими или смежные права. К ним относятся интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности, на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач, на ОГЛАВЛЕНИЕ баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.
Отдельно описываются интеллектуальные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы – патентные права.
Виды интеллектуальных прав, документы, связанные с их юридическим закреплением, и сроки их действия указаны в табл. 2.4.
Таблица 2.4
Виды интеллектуальных прав и их защита
Интеллектуальное право |
Подтверждающие документы |
Срок действия права |
Авторское право |
||
Произведения в области искусства и науки, в том числе литературные, музыкально-драматические, географические, геологические и другие карты, а также относящиеся к другим наукам и искусствам. Производные и составные произведения науки и искусства; программы для ЭВМ |
Договор на отчуждение исключительных прав на произведение (программу) |
Пожизненно плюс 70 лет после смерти автора (п. 1 ст. 1281 ГК РФ) |
Права, смежные с авторскими (смежные права) |
||
Исполнение музыкально-драматических произведений искусства, фонограммы, тсле- и радиопередачи |
Договор об отчуждении исключительного нрава |
В течение 50 лет с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место первое исполнение (п. 1 ст. 1318 ГК РФ) |
Компьютерные базы данных |
15 лет с 1 января года, следующего за годом создания (п. 1 ст. 1335 ГК РФ) |
|
Право публикатора на произведения в области искусства и науки, обнародованные после их перехода в общественное достояние |
В течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом обнародования (ст. 1340 ГК РФ) |
|
Патентное право |
||
Изобретение |
Патент, договор об отчуждении исключительного права на модель, образец |
20 лет со дня поступления заявки (п. 1 ст. 1363 ГК РФ) |
Полезная модель |
10 лет со дня поступления заявки (и. 1 ст. 1363 ГК РФ) |
|
Промышленный образец |
15 лет с даты поступления заявки (п. 1 ст. 1363 ГК РФ) |
|
Право на селекционное достижение |
||
Сорта растений и породы животных |
Патент, договор об отчуждении исключительного права |
30 лет со дня регистрации и 35 лет на некоторые сорта винограда, древесных декоративных, плодовых культур и лесных пород (п. 1, 2 ст. 1424 ГК РФ) |
Право на топологию интегральных микросхем |
||
Томология интегральной микросхемы |
Свидетельство о регистрации, договор об отчуждении исключительного права. Договор подряда (заказа), выполнения НИОКР |
10 лет, начиная с наиболее ранней даты первого использования (ст. 1457 ГК РФ) |
Право на секреты производства (ноу-хау) |
||
Секреты производства (ноу-хау) |
Договор об отчуждении исключительного права. Договор подряда (заказа) на выполнение НИОКР. Внутренний нормативный акт организации о коммерческой тайне |
До тех пор, пока обеспечивается конфиденциальность (ст. 1467 ГК РФ) |
Права на средства индивидуализации |
||
Фирменное наименование |
Свидетельство о государственной регистрации |
В течение срока действия организации |
Товарный знак и знак обслуживания |
Свидетельство о регистрации, договор об отчуждении исключительного права |
10 лет со дня подачи заявки и еще 10 лет при каждом продлении исключительного права (ст. 1491 ГК РФ) |
Наименование мест происхождения |
Свидетельство о регистрации |
10 лет со дня подачи заявки и еще 10 ле г при каждом продлении срока действия исключительного права (ст. 1531 ГК РФ) |
Коммерческое обозначение |
Договор подряда (заказа) |
До тех пор, пока правообладатель не прекращает его использование в течение года (ст. 1540 ГК РФ) |
В случае нарушения прав интеллектуальной собственности (незаконное копирование, использование и распространение чужой интеллектуальной собственности, а также плагиат и контрафакция) законодательством предусмотрены определенные санкции. Они зависят в первую очередь от того, какие правовые нормы применяются: гражданского, административного или уголовного законодательства. Это может быть как возмещение убытков, причиненных правонарушителем, так и административный штраф, а также лишение свободы.
Выводы
1. Инновационная экономика должна создаваться на принципах не ресурсных, а технологических преимуществ. Инновационная экономика должна обладать гибкой, динамичной структурой, в которой создаются новые элементы, рынки и рыночные ниши.
2. Инновационная экономика должна быть конкурентоспособной на национальном и внешних рынках, иметь сильную региональную составляющую.
3. Одним из фундаментальных понятий в инновационной экономике является интеллектуальный капитал. У высокотехнологичных компаний затраты и стоимостная оценка интеллектуального капитала в несколько раз превышают затраты на материальные средства.
4. Государство должно всячески поддерживать инновационное развитие страны, создавая новые среды и инструменты для инноваторов, поощряя инновационную деятельность, совершенствуя механизмы социальной, экономической и правовой защиты интеллектуальной собственности, стимулируя частный и государственный спрос на результаты инновационного труда.