"Горячие" группы
Одним из средств реализации творческих возможностей людей, используемых в последнее время, выступают так называемые "горячие" группы (hot groups), которые, по сути, можно рассматривать как специфические команды. Авторами этой идеи являются два американских профессора из Калифорнии, занимающихся многие годы подготовкой менеджеров, Г. Ливитт и Д. Липман-Бламен. На основе многолетних наблюдений и личного участия в "горячих" группах они описывают специфику деятельности таких групп.
"“Горячая” группа оправдывает свое название тем, – пишут Ливитт и Липман-Бламен, – что это полная жизни, достигающая высоких результатов группа, обычно малая, члены которой обращены к вдохновляющей и трудной задаче. "Горячие" группы в течение всего времени своего существования полностью вовлекают в себя своих членов, всецело захватывая их сердца и разум"[1]. Такие группы могут называться командами, комитетами или специальными комиссиями по изучению какого-либо вопроса, но во всех случаях они должны обладать следующими характеристиками: активность, поглощение всего внимания своих членов, наполненность дискуссиями, юмор и очень усердная работа. "Горячие" группы интенсивно трудятся над своей задачей. Будучи в такой группе, люди могут ощущать, что они стали более способными, креативными и продуктивными, чем в другое время. Возбуждение, беспорядок и радость, порожденные в "горячей" группе, вызывают у всех участников чувства молодости и оптимизма независимо от их хронологического возраста. В таких группах обычные интеллектуальные и социальные запреты ослаблены. Все вышесказанное позволяет возродить у людей также чувство необычайной уверенности в себе, как это бывает у детей. Как правило, в более молодом возрасте люди с большей готовностью принимают участие в "горячих" группах. Ведь именно молодости свойственны ощущение всемогущества и стремление к выбору трудных задач, что характерно для "горячих" групп. Хотя возникновение таких групп почти никогда специально не планируется, они могут складываться при соответствующих условиях, если люди воодушевлены решением проблемы, которая кажется всем нерешаемой.
Ливитт и Липман-Бламен говорят, что по приказу создать "горячую" группу невозможно, поскольку, подобно растениям, они произрастают сами. При каких же условиях такие группы все-таки будут пышно расти?
1. Всеобщая поглощенность задачей является самой характерной чертой любой "горячей" группы. Ее члены думают о своей задаче постоянно. Они говорят о ней всегда и везде. Иногда члены "горячих" групп приносят в здание компании раскладушки с тем, чтобы поработать ночью. Чем более дерзкой, необычной или невозможной кажется задача, тем в большей степени члены группы преданы ей. Неудивительно, что их всеобщая поглощенность задачей сопровождается высокими показателями продуктивности. Члены группы чувствуют, что напрягаясь они превосходят себя, уходя за пределы своих собственных норм продуктивности. При этом люди здесь редко мотивируются обещаниями каких-либо материальных вознаграждений.
2. Интеллектуальная интенсивность, интеграция и обмен идеями. Все члены "горячих" групп используют свой разум интенсивно и продолжительно. Их интеллектуальная энергия отчасти обусловлена отсутствием каких-либо сдерживающих факторов. Члены групп выдвигают свои идеи с удивительной скоростью. Со стороны многие из этих идей могут выглядеть совершенно абсурдными и невозможными для осуществления. Хотя "горячие" группы действительно опровергают некоторые лимиты, многие из их крайних идей бывают хорошо доработаны для практического применения. Люди в таких группах часто спорят громко и страстно, нелегко приходят к согласию. Поскольку они зажигаются идеями друг друга, а их первейшая цель – найти лучшее решение, то шумные и неорганизованные дискуссии являются скорее правилом, чем исключением.
3. Эмоциональная интенсивность. Членов "горячих" групп сравнивают с людьми, находящимися в состоянии влюбленности. Они увлечены дерзостью своей задачи и часто действуют, как говорится, на свой страх и риск. В противоположность традиционным комитетам или специальным комиссиям, члены которых могут пытаться избежать дополнительных обязанностей, в "горячих" группах проявляется тенденция добровольно брать на себя дополнительную работу и даже создавать ее для себя. Члены таких групп рассматривают друг друга в связи с общим делом и концентрируют свое внимание на вкладе коллег в решение задачи, а не на их титул, ранг или статус. Эмоциональная интенсивность, которая здесь связывает людей вместе, может рассматриваться и как определенные издержки. Во-первых, она может изолировать членов "горячих" групп от остальной организации. Им не нравится какое-либо вмешательство извне. Они неохотно примут новых членов, которые могут нарушить динамику группы. Во-вторых, эмоциональная интенсивность "горячих" групп может иногда привести их к "выгоранию". Имеется в виду такое расстройство личности профессионала, которое характеризуется истощением физических и эмоциональных сил, потерей преданности работе, утратой креативности, отчужденностью от работы, фирмы, сотрудников, клиентов. Поэтому лидеры и члены "горячих" групп должны поддерживать друг друга, поднимая дух тех, кого охватила нерешительность, прибегая к интервалам для релаксации и восстановления сил.
4. Подвижная структура, небольшая величина. Трудно определить структуру "горячей" группы. Роли и обязанности ее членов могут изменяться неуловимо и быстро по мере того, как трансформируется задача. Лидерство также может перемещаться от одного члена к другому в зависимости от требований ситуации. В целом внутренняя организация "горячей" группы будет наиболее подходящей для решения задачи. При этом мы можем назвать две общие структурные черты. Во-первых, "горячие" группы почти всегда малы настолько, что это позволяет создать тесные межличностные взаимоотношения среди их членов. Обычно величина таких групп колеблется от 3 до 30 членов, хотя группы, насчитывающие 30 человек, сравнительно редки. Величина группы, как и сложность задачи и время, отведенное на ее решение, зависит от организационного контекста. Вторая черта "горячих" групп состоит в том, что они всегда являются временными и продолжительность их существования сравнительно невелика. По окончании своей работы они исчезают.
Как же формируются "горячие" группы? Главная причина, по которой такие группы являются сравнительно редким явлением, состоит в том, что они возникают только при соответствующих условиях. Прежде всего, отмечается важность радушной атмосферы в компании. "Горячим" группам необходимо сознание того, что они принадлежат сами себе, а не созданы искусственным образом для решения задач, определенных им организацией. Известно, что увлекательная задача может быть магнитом, который связывает людей вместе, и часто небольшие группы с общими интересами и ценностями формулируют свои собственные задачи, превращаясь в "горячие" группы. Это, конечно, требует легкого, неформального перехода через иерархические уровни и границы организационных подразделений. Поэтому "горячие" группы чаще возникают в новых пластичных организациях и исчезают по мере того, как те "затвердевают". Такие группы нуждаются также в независимости и автономии, им претит какая бы то ни было опека.
К числу важнейших внешних условий, влияющих на появление "горячих" групп, можно отнести кризис и конкуренцию. Так, во время кризиса руководство компании, скорее, услышит новые голоса и рассмотрит предложения, которые прежде игнорировались. Конкуренция, как и кризис, также может породить большую энергию людей и их преданность организации.
Наконец, современные информационные технологии и распространение различных альянсов среди организаций в немалой степени могут способствовать процессу возникновения "горячих" групп. Это объясняется тем, что в пределах лишь одной организации бывает трудно найти "критическую массу" людей, имеющих общие интересы, ценности и стили мышления. Как считают Ливитт и Липман-Бламен, в нашем новом мире прозрачных границ, охваченных сетью моментальных коммуникаций, должны возникать межорганизационные и даже межнациональные "горячие" группы. Можно полагать, что Интернет будет способствовать зарождению большого числа таких групп.