Город, ремесло, торговля

Индийский город - это административный центр, в котором находились дворцы правителей и знати. В то же время города были средоточиями ремесленного производства, центрами внутренней и внешней торговли, портами. Здесь сложилась богатая городская культура.

С древнейших времен Индия была поставщиком ремесленной продукции и в первую очередь высококачественных хлопчатобумажных тканей. Индийские ремесленники достигли также больших успехов в металлургии, обработке металлов, камня, дерева, кости и т.д. Индийцы умели сооружать плотины, водоподъемные колеса, здания сложной архитектуры. Существовали судоверфи, строившие речные и морские суда, мастерские по изготовлению парусов, канатов, снастей и т.п., оружейные мастерские, монетные дворы и т.д.

В г. Агре жило много строительных рабочих разных специальностей, в Гуджарате - мастеров-инкрустаторов, в г. Бенгалии - судостроителей. Были широко распространены и другие ремесла: добыча и обработка железа и цветных металлов, строительного камня, соли, селитры; выработка бумаги; изготовление ювелирных изделий и т.п.

Самые крупные города находились на основных караванных путях и на южном побережье. Долина Ганга не являлась определяющей доминантой экономического развития, как, например, долина Нила. Вместе с тем здесь происходила интеграция разнообразных народов, росли и укреплялись города, развивались ремесленное производство и торговый обмен.

В городах кастам придавали еще большую роль, чем в деревне. Все торговцы и ремесленники разделялись на касты. Причем представители близких каст и профессий объединялись в более крупные специализированные корпорации - шрени, которые возглавлялись советами и лицами, ответственными перед властями за своевременное исполнение повинностей. Вся ремесленная и торговая деятельность находилась под жестким контролем государства. В трактате "Наука о политике", написанном еще в IV в. до н.э., были четко определены размеры налогов, количество дней, которые ремесленник должен был отработать в государственной мастерской, был строго определен порядок регистрации местожительства, получения разрешения на отъезд и т.п. Шрени строились по образу и подобию сельских общин. Основополагающими в них были корпоративный коллективизм, взаимопомощь и взаимодействие, которые противостояли социальной и имущественной дифференциации.

Купеческие корпорации, как правило, контролировали значительные регионы. Такова была, например, корпорация купцов Лйяволе. Под ее влиянием находились районы Южной Индии и торговые центры купцов-индийцев в Юго-Восточной Азии, хотя центральный ее орган - совет пятисот (свами) находился в Южной Индии.

В эпоху Делийского султаната возросла численность ремесленников. Наряду с сельскими ремесленниками появились специализированные ремесленные поселения ткачей, оружейников, медников, а также каменщиков и каменотесов. Делийские султаны часто создавали ремесленные мастерские (кархана), в которых работало до 17 тыс. человек, получавших довольствие из казны и производивших продукцию для двора и знати. В их число входили ткачи, ювелиры и мастера иных специальностей, например строители высокого класса.

Вплоть до конца XIII - начала XIV в. портовые города в Южной Индии пользовались широкой автономией. Дела города вершили городские собрания. В них входили главы наиболее влиятельных и богатых купеческих каст, реже ремесленных. Собрание не только наблюдало за порядком и разрешало жалобы, но и собирало в свою пользу рыночные пошлины и налог с ремесленников, самостоятельно устанавливая их величину.

Широкое самоуправление индийских городов нельзя рассматривать в качестве основы рыночных отношений, как в Западной Европе. Оно свидетельствовало лишь о том, что власть не смогла еще подчинить себе всю экономику и общественную жизнь страны. Со временем города потеряли автономию. Пошлины стали собираться в казну государственными чиновниками. Они же определяли размер сборов и к ним же поступали доходы с лавок и ремесленных кварталов. Городские собрания распадались, а купеческие корпорации утратили политическое влияние. С конца XIII-XIV вв. правители стали даровать сановникам города, в которых они были полновластными хозяевами.

Довольно интенсивно развивалась индийская внутренняя и внешняя торговля: сухопутная и морская. Из Индии вывозились хлопчатобумажные и шелковые ткани, оружие, украшения и утварь из золота, серебра и меди, слоновая кость, жемчуг, перец и благовония.

Ввозились драгоценные и цветные металлы и изделия из них, вина, рабы, предметы роскоши, некоторые ткани, отличавшиеся от индийских выделкой и окраской, в большом количестве ввозились лошади, поскольку природа Индии не благоприятствовала их разведению.

Из Индии морские пути вели в Китай, Малайю, Персию, Африку, Аравию и Европу. Караванные пути шли из Индии через Кабул в Персию и Среднюю Азию, а через Кашмир - в Китай. Оживленные отношения поддерживались со странами Средиземноморья.

Для развития внутренней торговли наиболее удобной торговой артерией был Ганг с его притоками. Вверх по реке из Бенгалии везли рис, пшеницу, сахар, хлопчатобумажные и шелковые ткани дорогих сортов, а также голубую краску индиго. В Бенгалию - вниз по реке - отправляли соль, знаменитые кашмирские шали из тонкой шерсти, лошадей, оружие, изготовленное искусными ремесленниками Лахора и Дели.

Торговые пути, пересекавшие южные районы Индии, проходили вдоль больших рек. Из крупных портовых городов товары поступали во внутренние области страны. Из всех провинций Могольской империи в столицу привозили продовольствие для двора и армии правителя.

Оживленные ярмарки часто устраивали у мест паломничества. Внутренней торговлей занимались как отдельные крупные купцы, снаряжавшие речные суда и караваны, так и мелкие лотошники, ходившие из деревни в деревню.

Благодаря внутренней торговле расширялись экономические связи между отдельными районами, создавалась экономическая база для существования огромной империи, состоявшей из народностей, говоривших на разных языках, разделенных кастовыми и религиозными нормами. Но по сравнению с внешней внутренняя торговля была менее развита.

Несмотря на это, уже в XVI в. активно шел процесс образования местных областных рынков. Цены на пшеницу в разных областях Северной Индии различались ненамного, что свидетельствовало о формировании общеиндийского рынка.

Для развития внутренней торговли большое значение имел захват делийскими правителями морского побережья. Отсюда везли соль и кокосовые орехи, из которых делали масло и плели веревки. Плодородные, богатые рисом области Бенгалии посылали продовольствие в столицу для снабжения огромных армий султана. Однако хозяйство оставалось натуральным.

Расширению торговли и ремесла мешали многочисленные поборы и повинности, которые устанавливали делийские правители. Кроме налога, принятого во всех мусульманских странах и выплачивавшегося торговцами и ремесленниками в денежной форме в размере 2,5% от стоимости товара, они платили налог на землю, застроенную домами и лавками, разнообразные пошлины у застав и речных переправ, уплачивали сбор в пользу градоначальника и т.п.