Гностицизм (Gnosticism)
Термин "гностицизм" происходит от древнегреческого "гно- сис", что означает "познание", "знание".
Для гностицизма характерно стремление к синтезу различных религий и философских учений. Возник гностицизм в I в. в Сирии или в Александрии; во II в. получил широкое распространение и соперничал с христианством. Различают гностицизм: христианский, языческий, семитско-вавилонский (мандеизм).
Схема 39. Космология Василида (в изложении Иринея)
Для гностицизма в целом характерно представление о едином божественном начале, из которого посредством ряда эманаций возникает иерархически организованный мир. Иногда в качестве второго первоначала (дуализм) предполагается существование материи = мрака (хаоса), являющейся антиподом Бога. И в том и в другом случае мир рассматривается как предельно удаленный от Бога. Если в неоплатонизме промежуточные сущности соединяют Единое и материю, то в гностицизме – разъединяют.
Христианский гностицизм. Крупнейшими представителями христианского гностицизма являются Валентин, Василид и Федот. У Василида ветхозаветный бог Ягве оказывается всего лишь главой ангелов низшего видимого неба (схема 39). Он же творец (демиург) нашего мира, созданного из небесного света и материи (= мрака = корня зла). Человек есть существо темного мира, но некоторые люди (пневматики) обладают душами, принадлежащими надкосмической сфере.
Гносеология. Познание человеком своего внутреннего "я" позволяет преодолеть свою расщепленность и восстановить внутреннее единство с небесной сферой. Для этого необходимо обладать гносисом, но это присуще лишь немногим людям.
Сущность гносиса (по Федоту) может быть понята из ответов на следующие вопросы: "Кто мы? Кем стали? Где мы? Куда заброшены? Куда стремимся? Как освобождаемся? Что такое рождение и возрождение?".
Приход на землю Христа служил для того, чтобы пневматики могли бы быстрее и эффективнее обрести гносис, и духовные души могли бы вернуться на небо, освободившись от плена материи.
Судьба учения. Гностицизм сыграл особо важную роль в появлении и развитии различных дуалистических учений и ересей (богомилы, катары и др.). Понятие гносиса вошло в учение Климента Александрийского, Оригена и др. Оказал свое влияние гностицизм и на герметизм эпохи Возрождения. В Новое время гностические мотивы и идеи можно обнаружить в философии Шеллинга, Гегеля, Соловьева, Бердяева, а также в теософии.
Ориген (Origen)
Биографические сведения. Ориген (185–253/254) – древнегреческий философ. Родился и долгое время жил в Александрии. Изучал философию в школе Аммония (где учился Плотин). В 217 г. Ориген возглавил философско-христианскую школу в Александрии, в которой ранее преподавал Климент Александрийский. Согласно некоторым сведениям, дабы избегнуть плотских искушений, Ориген произвел самооскопление. В 231 г. он подвергся осуждению двумя александрийскими синодами, приговорившими его к изгнанию из Александрии и лишению звания пресвитера. После этого переехал в Палестину, где открыл свою школу. Во время антихристианских гонений был арестован и брошен в тюрьму, где после пыток умер.
Основные труды. "Творение", "Против Цельса".
Философские воззрения. Три уровня смысла в Библии. Следуя Филону Александрийскому, Ориген разработал учение о трех уровнях смысла Библии:
• телесном – буквальном;
• душевном – моральном;
• духовном – философско-мистическом.
Наиболее глубоким является духовное.
Отношение к античной философии. Развивая свое понимание "духовного" смысла Библии, Ориген опирался на идеи языческой философии (стоицизма и неоплатонизма), в которых он искал обоснование и доказательство для основных положений христианского вероучения. Он считал языческую мудрость подготовкой к восприятию идей христианства, поэтому обучение своих учеников он начинал с античной философии, диалектики (логики), естествознания и математики (особенно – геометрии).
Космогония и сотериология. Еще до создания времени Бог единым творческим актом создал определенное число духов (духовных существ), способных воспринимать Бога и уподобляться ему. Все они наделены нравственной свободой. Один из этих духов с такой любовью устремился к Богу, что неразрывно слился с Божественным Логосом и стал его тварным носителем. Это и есть та душа, посредством которой Сын Божий позднее смог воплотиться на земле, так как непосредственное воплощение Божества немыслимо. Пользуясь нравственной свободой, другие духи повели себя по-разному, отсюда возникли три вида существ (табл. 32).
Таблица 32
Три вида существ
Вид существ |
Отношение к Богу |
Ангелы (различных разрядов) |
устремились к Богу (с разной силой) |
Демоны (различных разрядов) |
отвратились от Бога (с разной силой) |
Люди |
некоторое равновесие в душе между устремленностью к Богу и от Него |
Высшей целью творения является его причастие полноте Бога, поэтому падение ряда духов вызвало со стороны Бога ответные действия (схема 40). Так как природе Бога не свойственно действовать принуждением и духи свободны, то для спасения павших Бог создает физический мир, куда падают первозданные духи, охладевшие в любви к Богу и становящиеся при этом душами.
Схема 40. Космология Оригена
Схема 41. Ориген: истоки и влияние
Там души испытывают на себе последствия зла, но имеют возможность следовать путем добра, что и приводит павших к обращению и возвышает их до прежнего состояния. Таким образом, физический мир есть лишь средство для их исправления и восстановления. Нашему физическому миру предшествовало бесконечное количество таких же миров, и души, которые не обратились к Богу в одном мире, сохраняют эту возможность в последующих.
Ориген утверждает неизбежность полного спасения, т.е. возвращения к Богу (апокатастасис) для всех духов, включая дьявола, и, соответственно, временность адских мук.
Еретические идеи. Учение Оригена резко расходится по ряду вопросов с позднее сформировавшейся ортодоксальной христианской теологией. Особое осуждение церкви вызвали идеи:
• неизбежное спасение всех душ;
• существование бесконечного количества физических миров, предшествовавших нашему;
• заимствованное у Платона учение о предсуществовании душ и о знании как "воспоминании";
• учение о душе Христа как тварном (сотворенном) духе, ставшем носителем Божественного Логоса (в ортодоксальной традиции Христос понимается как "вторая ипостась", или Бог-Сын, а у Оригена Сын оказывается во всем ниже Отца).
Судьба учения. В 543 г. в эдикте императора Юстиниана Ори-ген был объявлен еретиком. Тем не менее его учение оказало большое влияние на многих отцов церкви (патристика) и на средневековую философию (схема 41).