Глоссарий
Агрегировать [лат. aggregates — присоединенный] — объединять, суммировать какие-либо однородные показатели (величины) с целью получения более общих, обобщенных, совокупных показателей (величин).
Адаптация [лат. adaptado — приспосабливать] — приспособление структуры и функций систем к внешней среде.
Адаптивная организационная структура — организационная структура, способная своевременно перестраиваться в соответствии с изменениями внешней среды.
Аддитивный [лат. additio — прибавление] — получаемый путем сложения так, что величина (свойство), соответствующая целому объекту, равна сумме величин, соответствующих его частям (каким бы образом объект ни разбивали на части).
Адекватный [лат. adaequatus — приравненный] — равный, тождественный, вполне соответствующий.
Актив — экономический ресурс, задействованный в хозяйственных операциях организации, от которого ожидается в будущем полезный эффект, статья бухгалтерского баланса.
Акция — ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом и дающая право ее владельцу на получение определенного дохода (дивиденда) из прибылей акционерного общества.
Алгоритм [по латинской форме имени среднеазиатского математика аль-Хорезми Algorithm] — система операций (например, вычислений), применяемых по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит к решению поставленной задачи.
Альтернатива [.чат. alter — один из двух] — необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями.
Анализ [греч. analysis — разложение, расчленение] — метод изучения ситуации, проблемы и т.д., состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части, выявлении и сопоставлении свойств и характеристик объектов.
Аналогия [греч. analogía — сходство] — сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями или понятиями; форма умозаключения, при которой на основании сходства двух предметов, явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях.
Анкета [ фр. enquête] — список вопросов, ответы на которые служат исходным материалом для анализа, обобщений, подготовки альтернативных вариантов решений или их оценки; опросный лист для получения сведений о том, кто его заполняет.
Анонимный — безымянный, без указания имени.
Апеллировать обжаловать какое-либо постановление, подавать апелляцию.
Апостериори [лат. a posteriori — из последующего] — на основании опыта.
Аппарат [лат. apparatus ] — совокупность органов управления; совокупность работников в какой-либо организации; 3) совокупность приемов; 4) прибор, техническое устройство, приспособление, например математический аппарат.
Аппаратные или штабные полномочия — полномочия, несущие преимущественно консультативный характер. Работники, которым делегированы аппаратные полномочия, разрабатывают рекомендации дня линейного руководителя, которому они непосредственно подчинены.
Априори [лат. a priori — без предшествующего] — независимо от предшествующего опыта.
АРМ — автоматизированное рабочее место.
Аспект [лат. aspectus — взгляд, вид] — точка зрения, с которой рассматривается ситуация, предмет, явление.
Ассоциация [лат. associatio — соединение] — объединение, союз.
Аттестация — [лат. att.estat.io — свидетельство] — определение квалификации, уровня знаний специалиста.
Бизнес — экономическая деятельность, дающая прибыль; вид деятельности, приносящий доход.
Бизнес — план — описание целей предполагаемого бизнеса, а также условий и путей их достижения.
Бюрократическая система управления — [фр. bureau — бюро, канцелярия + тр. kratos — власть] — система управления организацией, в основе которой строгое регламентирование функций, нрав и обязанностей, инструкции и иерархическая система подчинения и ответственности. Эффективна при мало изменяющихся обстоятельствах.
Венчурные инвестиции — инвестиции в проекты, связанные с повышенным риском. В случае успешной реализации проектов обеспечивают получение более высоких прибылей.
Видение — это управленческая конструкция, отражающая представление субъектом управления управленческой ситуации, текущего и желательного положения объекта управления, путей перехода от текущего положения к желательному.
Власть в организации — право и возможность принимать и реализовывать управленческие решения.
Внешняя среда — это внешнее окружение организации, способное оказать влияние на ее деятельность.
Внутренняя среда — это внутренние составляющие организации, способные оказать влияние на ее деятельность. К внутренней среде относятся основные функциональные ресурсы, производство, технологии, персонал, организационная культура, традиции и т.д.
Волюнтаризм — стиль управления, при котором решения принимаются в основном исходя из субъективных оценок, представлений и целей менеджера.
Глобальные стратегии конкурентной борьбы — к глобальным стратегиям конкурентной борьбы относятся стратегии: минимизации издержек, фокусирования, дифференциации, инноваций, быстрого (или оперативного) реагирования.
Глоссарий — | греч. glupsa — язык + лат. glossrium — словарь] — толковый словарь малоупотребительных слов и выражений к какому-либо тексту.
Градация — [лат. gradado — постепенное повышение] — деление шкалы; последовательность, постепенность в расположении чего-либо, расчленение процесса на этапы, ступени.
Делегирование полномочий — передача другому лицу или звену системы управления нрава принятия и реализации управленческих решений.
Департаментализация — структурирование организации в соответствии с основными направлениями ее деятельности, формирование структурных подразделений, задачей которых является решение определенного круга проблем, имеющих самостоятельное значение в деятельности организации.
Диагностика [греч. diagnostikos — способность распознавать] — установление и изучение признаков, определяющих развитие ситуации и позволяющих предотвратить нежелательные отклонения в ее развитии. Используется при подготовке альтернативных вариантов решений.
Диверсификация [лат. diversus — разный + faceré — делать] — разностороннее развитие производства, одновременное развитие нескольких (многих), несвязанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий. Использование различных финансовых инструментов с целью минимизации риска.
Дивиденд — [лат. dividentus — подлежащий разделу] — доход, получаемый владельцем акций, представляющий собой часть прибыли акционерного общества.
Дилетант [ит. diletante — услаждать, забавлять] — поверхностно знакомый с какой- либо областью профессиональной деятельности (в бизнесе, науке или искусстве).
Динамика [греч. dynamikos — относящийся к силе, сильный] — состояние движения, ход развития, изменение какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов.
Дискретный — прерывистый, состоящий из отдельных частей.
Дисперсия [лат. dispersas — рассеянный] — рассеяние, отклонение от среднего.
Доверие к субъекту управления — это ожидания, как правило, подтвержденные обратной связью, справедливых и благожелательных решений и действий со стороны субъекта управления, эффективного решения проблем.
Доминировать — господствовать, преобладать, быть основным, возвышаться над чем-либо.
Дорожная карта — это управленческая конструкция, которая получила широкое распространение в практике стратегического управления и занимает промежуточное положение между стратегией и стратегическим планом. Она позволяет конкретизировать стратегию развития объекта управления, наглядно представляя ее реализацию в виде последовательности логически вытекающих друг из друга, взаимоувязанных действий.
Идея [греч. idea — понятие, представление] управленческая — мысль, замысел, лежащие в основе управленческого решения, формирования системы управления, логического построения.
Идея управленческая глобальная способная повлиять па положение объекта управления во внешнем мире или на его внутреннее состояние.
Иерархия [греч. hierarchic — hieras — священный + arche — власть] — расположение частей или элементов системы в порядке от высшего к низшему; расположение служебных должностей в порядке их подчинения.
Имидж образ управленца или организации, возникающий при восприятии их деятельности. Способствует целенаправленному и эмоциональному ее восприятию. Имидж может и не соответствовать реальным качествам объекта.
Имитация — подражание кому-либо, чему-либо, воспроизведение, подделка.
Инвестиция [лат. investiré — облачать] — способ вложения капитала в какое-либо предприятие, дело, с целью получения прибыли.
Индекс [лат. index — указатель, список] — численный показатель, выражающий последовательные изменения какого-либо экономического объекта.
Интеллект — ум, рассудок, мыслительная способность человека.
Интуиция [.лат. intueñ — пристально, внимательно смотреть] — чутье, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования.
Инфляция [.лат. inflado — вздутие] — чрезмерное увеличение находящейся в обращении массы денег по сравнению с реальным предложением товаров, падение стоимости денежной единицы.
Итерация [лат. intratio — повторение] — результат применения какой-либо математической операции, получающийся в серии аналогичных операций. Из последовательных итераций состоит алгоритм, процесс выработки управленческого решения.
Карьера управленца — это последовательность этапов его деятельности, различающихся его положением в системе управления организацией, ролевыми характеристиками, управленческим потенциалом, социальным статусом.
Квалификация — [.лат. quads — какой, какого качества + faceré — делать] — степень и уровень профессиональной подготовленности к какому-либо виду труда; профессия, специальность.
Коалиция [позднелат. coalition — союз] управленческая — союз субъектов управления, направленный на реализацию совместно принятых решений.
Команда — группа работников, объединенная вокруг лидера для достижения общих целей, наделенных определенными управленческими полномочиями, зонами ответственности и ролевыми функциями.
Команда проекта — группа работников, осуществляющих функции управления проектом и руководства персоналом проекта.
Комиссия — [лат. commissio — поручение] — группа лиц, облеченных полномочиями для выполнения какой-либо задачи.
Коммуникация — это средство организации процесса получения и передача управленческой информации.
Концепция — это управленческая конструкция, содержащая общее системное представление путей перехода от текущего положения объекта управления к желательному. Используется при управлении развитием объекта управления.
Конформизм [лат. conformis — подобный, сходный] — приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей.
Критерий — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.
Лаг — разрыв во времени между двумя явлениями или процессами, находящимися в причинно-следственной связи.
Лидер — это лицо в неформальной или формальной организации, обладающее влиянием, необходимым для реализации принимаемых им решений.
Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.
Лимит [лат. limes (limitis) — межа, граница] — предельное количество, предельная норма.
Линейные полномочия — это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному. Обладая .линейными полномочиями, работник может в оговоренных рамках без согласования с непосредственным начальством принимать решения относительно переданных в его распоряжение ресурсов.
ЛПР — лицо, принимающее решение.
Маркетинг — система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения сбыта производимых товаров.
Менеджер — специалист но управлению, занимающий управленческую должность в организации.
Менеджмент — управление организацией в бизнесе; совокупность принципов, методов, средств и форм управления организацией.
Метод Делфи — метод организации и проведения экспертизы.
Миссия это управленческая конструкция, которая определяет то, ради чего создана организация, ее предназначение, позиционирование во внешнем мире, внутреннюю культуру. Основными составляющими м. являются: 1) философия и предназначение; 2) для чего и по какой причине существует организация (цель создания); 3) отличие от других организаций; 4) отражение интересов заинтересованных лиц; 5) формирование корпоративного духа.
Многомерная организация организация, в которой подразделениям делегируются значительные полномочия. Подразделения выступают как самостоятельные центры прибыли, в ряде случаев они наделены нравами самостоятельной компании.
Мониторинг [лат. monitor— предостерегающий] — специально организованное систематическое наблюдение за состоянием каких-либо объектов.
Мотив действия — это причины, пусть не всегда осознанные, побудившие человека это действие совершить.
Мотивация — это процесс, активизирующий мотивы совершения действий работником для достижения целей организации.
Норма управляемости — это оптимальное количество подчиненных, непосредственно замкнутых на руководителя.
Ноу-хау — не защищенные охранными документами (например, патентом) знания или опыт, производственного, управленческого, коммерческого, финансового или иного характера. Термин ноу-хау происходит от английского выражения знать как сделать.
Обратная связь — это получение и анализ руководителем информации о результатах выполнения принятых им управленческих решений, используемой им при принятии последующих управленческих решений.
Объект управления — объект, в отношении которого принимаются и реализуются управленческие решения. Объектом управления, как правило, выступает формальная или неформальная организация.
Оперативное решение — управленческое решение, предназначенное для реализации стратегии или решения возникшей проблемы в конкретной управленческой ситуации.
Организация — это группа людей, объединившихся для достижения общих целей.
Параметр (греч. parametron — отмеривающий) — величина, характеризующая какое-либо свойство ситуации, объекта, устройства, процесса и т.д.
Партисипативная организация — организация, построенная на принципе активного участия работников в процессе выработки и принятия решений. Работник оказывается включенным в процесс определения целей, принятия тактических решений и их реализации.
Предприятие (фирма) — коммерческая организация, одной из основных целей которой является извлечение прибыли.
Прерогативы — исключительное право, принадлежащее какому-либо государственному органу или должностному лицу.
Престиж авторитет, влияние, уважение, которым пользуется кто-либо.
Принципы [лат. principium — основа, начало] — основные, исходные положения какой-либо теории, основные правила деятельности.
Приоритет [лат. prior— первый] — первенствующее значение чего-либо; первенство в каком-либо открытии, изобретении и т.п.
Проблема — это несоответствие между текущим и желательным состоянием объекта управления (управленческой ситуации).
Прогноз — научное предвидение развития ситуации, состояния объекта прогнозирования на будущий период, последствий принимаемых решений.
Программно-целевое планирование — это вид стратегического планирования, ориентированный на достижение стратегической цели путем последовательной реализации иерархически упорядоченных подцелей с использованием конкретных способов и средств их достижения.
Профессия — род трудовой деятельности (занятость) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.
Процесс управления — это последовательность управленческих актов, включающих подготовку, принятие и реализацию управленческих решений.
Рентабельность — величина прибыли в процентах, которую можно получить от реализации проекта, инвестиций или других активов, приносящих доход.
Ресурсы — основные факторы управления, которые используются для реализации принятых решений. Это не только сырье, материалы, энергия, персонал, финансы, но и все то, без чего не может быть достигнут ожидаемый результат: информация, деловые связи, имидж, реклама и т.д.
Ресурсы управленческие — это ресурсы, с помощью которых реализуются управленческие технологии
Ресурсы функциональные — это ресурсы, с помощью которых реализуются функциональные технологии
Решение — это выбор одного из возможных альтернативных вариантов, осуществляемый управленцем, направленный на достижение поставленной цели. Решение может рассматриваться и как организационный акт, и как один из основных этапов процесса управления.
Риск — принятие решений в условиях, когда возможен неблагоприятный исход; вероятность отклонения величины фактического инвестиционного дохода от величины ожидаемого, неопределенность получения убытка при страховании.
РПСР-анализ — вид управленческого анализа, который позволяет:
1) систематизировано классифицировать результаты реализации стратегии или принятых управленческих решений стратегического, тактического или оперативного характера;
2) устанавливать причины, позволившие или не позволившие обеспечить достижение поставленных целей;
3) на основании полученной структурированной информации выявлять сигналы о нежелательном развитии ситуации, а также о возникновении новых возможных вариантов развития;
4) используя выявленные причины полученных результатов и сигналы об опасностях и возможностях, вырабатывать рекомендации для принятия последующих решений стратегического, тактического или оперативного характера.
Аббревиатура РПСР образована первыми буквами последовательности "результаты причины - сигналы — рекомендации.
Руководитель — это лицо в организации, официально наделенное правом принимать и реализовывать обязательные для исполнения управленческие решения.
Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Их взаимосвязь определяет ее целостность, устойчивость, адаптивность.
Система управления —это система, реализующая функции управления организацией.
Системный подход к управлению — это управление организацией как единой системой, где любое управленческое воздействие на одну часть системы сказывается и на других ее частях, из чего следует, что управлять необходимо всей организацией в целом.
Ситуационный анализ — это анализ, который позволяет получить представление о положении объекта управления, исходя из установления основных факторов, оказывающих влияние на развитие управленческой ситуации и характера оказываемого ими влияния. Результаты ситуационного анализа используются при разработке сценариев развития объекта управления.
Спекуляция [лат. — выслеживание, высматривание] - скупка и перепродажа различных товаров, в том числе и ценных бумаг, с целью получения прибыли; основанный на чем-либо расчет, умысел, направленный на использование чего-либо в корыстных целях.
Среда принятия управленческого решения — это внешняя и внутренняя среда объекта управления.
Стратегическая карта — это системное описание функционирования объекта управления по основным направлениям деятельности. Ее можно рассматривать как одну из разновидностей дорожной карты.
Стратегические решения — это решения, определяющие долговременную перспективу развития организации.
Стратегический план — это управленческая конструкция, используемая в процессе стратегического управления на стадии реализации принятой в организации стратегии. В нем определяется последовательность действий по се реализации, технологии и ресурсы, исполнители, необходимые для достижения стратегических целей развития организации, сроки выполнения плановых работ.
Стратегическое управление — это управленческая технология, предполагающая:
— развитие организации в соответствии с разработанной стратегией;
— принятие тактических решений в соответствии со стратегией развития организации;
- мобильность организации, позволяющая изменять стратегию;
— корректировку стратегии развития объекта управления при изменении внешних или внутренних условий его функционирования или хода реализации принятых стратегических решений.
Стратегия | греч. — искусство разворачивания войск в бою] — управленческая конструкция, включающая:
- долговременные глобальные цели, определяющие деятельность организации (стратегические цели);
- технологии, с помощью которых реализуется достижение стратегических целей;
- ресурсы, которые будут использованы при достижении стратегических целей;
- систему управления, обеспечивающую достижение стратегических целей, в том числе людей, как основную составляющую часть системы управления.
Стратегия вертикальной интеграции — стратегия, предполагающая увеличение доли организации в цепочке от поставок сырья до поставок товаров потребителям.
Стратегия диверсификации — стратегия, предполагающая расширение сфер деятельности организации, пополнение портфеля сфер бизнеса новыми. Это может происходить за счет слияния организаций, приобретения организаций, создания организаций "с нуля", создания совместных организаций.
Стратегия дифференциации — стратегия, предполагающая более полное удовлетворение покупателей или клиентов и увеличение их контингента за счет большего разнообразия предлагаемой потребителю продукции или услуг.
Стратегия изменения курса и реструктуризации организации стратегия, при которой принимается стратегическое решение о преобразовании организации с целью повышения эффективности деятельности либо с целью спасения от серьезных экономических потрясений.
Стратегия инноваций — совершенствование технологий, оборудования, производственного процесса, включение в ассортимент принципиально новой продукции или услуг за счет внедрения инноваций. (См. глобальные стратегии.)
Стратегия международной диверсификации организации — стратегия, при которой деятельность организации распространяется на различные национальные рынки сбыта, что дает ей дополнительные возможности по варьированию деятельности и перераспределению сил в зависимости от экономической конъюнктуры на различных национальных рынках.
Стратегия минимизации издержек мероприятия, направленные на снижение себестоимости товарной продукции.
Стратегия несвязанной диверсификации — стратегия, предполагающая, что в объединенной организации — конгломерате — эффект стратегического соответствия незначителен. (См. стратегия диверсификации.)
Стратегия ограниченного роста — стратегия, при которой стратегические цели в организации формируются по принципу "от достигнутого" и не предполагают резких изменений в деятельности.
Стратегия оперативного (быстрого) реагирования — стратегия, предполагающая высокий уровень обратной связи при управлении организацией. Она предполагает быструю адаптацию производства или сферы услуг к изменяющемуся спросу на обслуживаемом организацией сегменте рынка сбыта. (См. глобальные стратегии.)
Стратегия откачки капитала и ликвидации организации — стратегия, используемая при неблагоприятном для организации ходе событий. При такой стратегии организация может продаваться, ликвидироваться, подвергаться процедуре банкротства.
Стратегия роста — стратегия, предусмотренная стратегическими целями организации, предполагающая достижение более значительных объемов производства продукции или оказания услуг, изменение области деятельности, переход па новые или расширение существующих рынков сбыта, внедрение новых технологий, переоснащение предприятия, расширение производства, изменение структуры управления организацией и т.д.
Стратегия связанной диверсификации — предполагает, что в объединенной организации — концерне имеет место значительный эффект стратегического соответствия. (См. стратегия диверсификации.)
Стратегия сокращения — стратегия, используемая в случаях, когда по тем или иным причинам для руководства организации более целесообразным представляется уменьшение объемов производства или оказываемых услуг, свертывания какого-либо из направлений деятельности, ликвидация организации. Для стратегии сокращения характерно снижение уровня целей, по сравнению с теми, которые ставились ранее.
Стратегия фокусирования концентрация усилий организации на обслуживании узкого сегмента рынка.
Сценарий — возможный способ развития объекта управления в сложной управленческой ситуации, в которой присутствует множество значимых, влияющих друг па друга факторов, тенденций и событий. Агрегирование этой неуправляемой массы данных в один, два или более обобщенных сценариев облегчает принятие стратегического решения.
Субъект управления — управленец, организующий принятие и реализацию решений, определяющих деятельность объекта управления. Иногда используется термин — лицо, принимающее решения (Л 11Р).
SMART-принцип — это принцип формирования целей, удовлетворяющий требованиям:
1) конкретности (Specific);
2) измеримости (Measurable);
3) согласованности (Agreeable, Accordant);
4) достижимости (Realistic);
5) определенности во времени (Timebounded).
SWOT-анализ — это вид анализа, который позволяет при принятии стратегических решений выявить слабые и сильные стороны, систематизировать ожидаемые угрозы и возможности при предполагаемом развитии ситуации. Результаты SWOT-анализа используются при определении основных направлений и приоритетов развития объекта управления, ключевых факторов успеха, на которые может быть сделана ставка при разработке стратегии. Название этой широко используемой разновидности анализа образовано первыми буквами английских слов, означающих в переводе силу, слабость, возможности и угрозы.
Тактика [греч. taktika — искусство построения войск, приемы, способы достижения какой-либо цели] — управленческое решение, предназначенное для достижения подцели стратегической цели, предполагающее систему управленческих воздействий.
Тезаурус [греч. thesauros — запас] — полный систематизированный набор данных о какой-либо области знания, позволяющий человеку или вычислительной машине в ней ориентироваться.
Тендер [лат. tender, tend — обслуживать] — конкурсная форма размещения заказов на закупку на мировом рынке оборудования подрядчиков для сооружения комплектных объектов, выполнения других работ, включая оказание инжиниринговых (консультационных, строительных, технологических, комплексных ) услуг.
Тест — задания стандартной формы, по которым проводятся испытания для определения профессиональной подготовки специалистов, способностей, волевых качеств и т.д.; вопросник, распространяемый как материал, используемый при социальных и социологических и других видов исследований.
Технология 1 — это способ преобразования исходного материала любой природы, сырья, материалов, комплектующих, информации, людей, любого другого ресурса, в том числе управленческого, в конечный продукт произведенную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.
Технология 2 — это способ перехода объекта управления из исходного состояния в желаемое.
Технология управленческая - это технология, с помощью которой осуществляется управление.
Технология функциональная — это технология, с помощью которой реализуются функции организации: изготавливается продукция, выполняются работы, оказываются услуги.
Управленец — субъект управления, принимающий и реализующий управленческие решения, в соответствии с которыми функционирует объект управления. Управленцами являются руководитель организации, работник высшего, среднего или низшего управленческого звена, специалист в области управленческого консультирования.
Управление — это организация деятельности объекта управления субъектом управления для достижения поставленных целей. Осуществляется субъектом управления путем принятия и реализации управленческих решений относительно объекта управления с помощью управленческих технологий и ресурсов.
Управленческая информация — сведения об управленческой ситуации, технологиях, ресурсах, системе управления, используемые при принятии и реализации управленческого решения. Один из основных управленческих ресурсов.
Управленческая конструкция — это представление различной глубины проработки и назначения о путях перехода от текущего к желательному положению объекта управления. Может быть оформлено в виде документа.
Управленческий акт (акт процесса управления) — это принятие и реализация управленческого решения в конкретной управленческой ситуации для решения конкретной управленческой проблемы.
Управленческая проблема — это проблема, возникшая перед управленцем в конкретной управленческой ситуации и требующая принятия управленческого решения.
Управленческий контроль — одна из основных функций управления, обеспечивающих достижение стратегических целей и реализацию принятых решений. При помощи контроля, используя механизм обратной связи, оценивается правильность принятых решений и определяется необходимость их корректировки.
Управленческий проект комплекс управленческих конструкций, разработанных для объекта управления при стратегическом управлении. В нем представляется видение управленческой ситуации, сложившейся для объекта управления, его миссия, концепция функционирования и развития, стратегия, дорожная карта, программа или стратегический план на определенный период планирования.
Управленческий ресурс — ресурсы, используемые для реализации управленческих решений.
Управленческое решение — это выбор пути перехода от текущего состояния объекта управления к желательному, включающее:
- цель, которая должна быть достигнута в процессе его реализации;
— технологию его реализации;
— ресурсы, необходимые для его реализации;
— систему управления его реализацией.
Управленческая ситуация — ситуация, в которой принимается управленческое решение.
Управленческая технология — технология, которая используется в процессе управления для достижения поставленной цели.
Управленческий цикл — это цикл, включающий принятие управленческого решения, управленческое воздействие и его результат в конкретной управленческой ситуации. Последовательность управленческих циклов образует процесс управления.
Форсайт [англ. foresight — взгляд в будущее] — эффективный инструмент формирования приоритетов, использующий большое количество участников для разработки прогнозов в таких сферах деятельности, наука, экономика, государство и общество. При стратегическом управлении форсайт-проекты используются для разработки развернутых прогнозов развития комплексных стратегически важных объектов и ситуаций.
Функциональная департаментализация — процесс деления организации на отдельные подразделения, каждое из которых имеет свои четко определенные функции и обязанности.
Цель — управленческая конструкция, определяющая положение объекта управления, к достижению которого стремится субъект управления.
Шкала [лат. — лестница] — последовательность чисел, служащая для измерения или количественной оценки каких-либо величин.
Эдхократическая организация — вид организации, который возник под влиянием высоких технологий в наиболее динамично развивающихся отраслях. Они отличаются ориентированностью на нестандартные и сложные работы, на трудно определяемые и быстро сменяющиеся структуры, с признанием большей важности компетентности и знаний, а не позиции в иерархии.
Эксперт [лат. — опытный] — высококвалифицированный специалист в некоторой области деятельности, владеющий технологиями проведения экспертиз и соответствующей нормативно-правовой базой, принимающий участие в проведении экспертиз.
Экспертиза — исследование какого-либо объекта, ситуации, вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения.
Экспертное прогнозирование — вид прогнозирования, основанный на использовании знаний и опыта высококвалифицированных специалистов — экспертов при разработке прогноза развития объекта управления.
Экстраполяция, экстраполирование [экстра + лат. — делать гладким, отделывать] — метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую часть его.
Эмпирический [греч. етрета — опыт] — основанный на опыте.
Эскиз — предварительный набросок.