Глоссарий
Аксиомы – наиболее общие, очевидные и потому не доказываемые в конкретной области человеческой деятельности обобщения (положения).
Амфиболия - логическая ошибка, которая заключается в нечетком использовании многозначного понятия, вследствие чего возникает двусмысленность, смешение понятий.
Аргументированная речь – языковой и логико-психо- логический процесс речевого взаимодействия говорящего и слушателя, когда происходит утверждение в сознании и поведении слушателя системы ценностей, предмета мысли говорящего.
Аргументы – истинные исходные теоретические или фактические положения, которыми пользуются при воспроизводстве речи.
Диспозиция (расположение) – соединение выявленных и выделенных понятий и мыслей, отражающих суть темы речевого взаимодействия, в определенную последовательность или порядок.
Достоверные сведения – информация, которая получена ритором от тех предметов, которые воздействует на его органы чувств прямо или опосредованно, и зафиксированная в признанной сообществом системе знаков.
Закон гармонизирующего диалога – эффективное речевое общение ритора и слушателей, предопределенное и созданное при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации.
Закон науки – внутренняя существенная устойчивая необходимая повторяемая связь явлений, которые отражают природу конкретного предмета (вещи, явления, процесса).
Закон сопричастности красноречия – слушатель с помощью говорящего должен быть ориентирован в пространстве речи и чувствовать, что он вместе с говорящим продвигается к цели.
Закон тождества – необходимость сохранять тождественность мысли о предмете, а также тождественность уже сформулированных мыслей, которая должна соблюдаться на протяжении всего рассуждения о предмете конкретного речевого взаимодействия собеседников.
Закон эмоциональности красноречия – ритор обязан не только мыслить, не только рассудком творить свою речь, но и чувствовать, переживать эмоционально то, о чем он сообщает слушателю.
Знания – сведения, информация, полученные человеком, переработанные и осмысленные им на основе личного опыта или общественной практики и выполняющие роль основных принципов его практически-преобразовательной деятельности.
Инвенция – процесс развития мысли о предмете речевого взаимодействия; испытанная временем традиция развития мысли о каждом конкретном предмете в конкретной речевой и социальной ситуации.
Индивид (индивидуум) – отдельный человек в группе или обществе в целом, которому присущи свойства и черты данной общности.
Индивидуальность – понятие, характеризующее единство биологического и социального в человеке; "уходящая ввысь вершина великого социально-биологического синтеза" (П. Тейяр де Шарден).
Истинные сведения – сведения, которые адекватно отражают предмет изучения, исследования; они могут быть относительно истинными или абсолютно истинными.
Красноречие – определенный вид говорения, или мыслеречевой деятельности оратора, которому присущи следующие признаки:
– высокий уровень выражения сущности предмета мысли;
– использование самых эффективных средств и способов донесения и предъявления предмета мысли слушателю;
– доступность для понимания и уяснения сути предмета мысли слушателями;
– адекватность трактовки предмета мысли слушателя и говорящего;
– благозвучность для восприятия ее слушателями;
– свобода оратора в общении со слушателями;
– проявление нравственной зрелости оратора;
– соблюдение им требований грамотной речи;
– способность оратора эффективно убедить слушателя в том, что для него изначально является неочевидным.
Культура оперирования понятиями – процесс подлинно рационального, научного отбора понятий, которые адекватно отражают предмет речевого взаимодействия риторов, а также такое изобретательное и логико-этическое их использования, которое позволяет создать красноречие высокого уровня.
Культура оперирования понятиями в письменной речи – это высокий уровень владения эпистолярным жанром, твердые и глубокие знания родного языка, достаточный уровень профессиональных знаний, сформированная система понимания, интерпретации и объяснения.
Личность – человек, занимающий в общности конкретный статус, выполняющий в соответствии с ним определенные функциональные обязанности и способный нести ответственность за свои поступки и действия.
Логомахия – логическая ошибка, возникающая вследствие того, что стороны в речевом взаимодействии придерживаются разных значений одного и того же понятия.
Метафора – вид тропа, осуществляющий перенос признаков с одного предмета на другой на основе схожести выбранных признаков сопоставления предметов.
Методологическая культура юриста – уровень его профессиональной, социальной зрелости и надежности, а также степень развития методологической дисциплины мышления и практического действия, позволяющие ему выявлять истинный смысл социальной ситуации, смысл и значение норм права (нормативно-правового акта) и обеспечивать их адекватное применение к субъекту противоправного деяния, устанавливая при этом высокий уровень социальной справедливости, обеспечивая права человека, а также интересы общества и государства.
Метонимия – вид тропа, осуществляющий перенос признаков с одного предмета на другой, на основе смежности или близости признаков сопоставления предметов.
Навыки – доведенные до автоматизма осмысленные процедуры операций и действий, позволяющие человеку оптимально и эффективно достигать цели.
Оптимизация отношений со слушателями – совокупность создаваемых ритором условий, а также форм его поведения и приемов осуществления речевой деятельности, которые обусловливают и обеспечивают создание доверительных отношений между ним и слушателями, создание атмосферы эффективного восприятия передаваемой им
слушателям информации, ее понимание ими и личностную интерпретацию.
Парадоксы – мнения, суждения, которые резко расходятся с общепринятыми, устоявшимися мнениями или отрицают то, что представляется безусловно правильным.
Паттерн – повторяющиеся специфические изменения в позе тела, движениях головы, рук, ног, в мускулах, окраске лица, в ритме дыхания, темпе и тембре голоса, которые возникают при изменении позиции человека, его внутреннего мира.
Познавательная ситуация – содержательная характеристика процесса изучения субъектом какого-то объекта.
Постулаты – утверждения, принимаемые без доказательства в качестве исходного положения при любом рассуждении.
Правдивые сведения – информация, которая получена ритором от другого субъекта (источника), обладающего истинными или достоверными знаниями (информацией) и имеющего статус надежного.
Правило – выработанное на основе обобщения опыта или научных знаний требование к субъекту, которое определяет очередность и последовательность его познавательных действий.
Прием – закрепленное практикой и используемое людьми ОГЛАВЛЕНИЕ отдельного познавательного действия.
Речь – последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации.
Риторика – теория и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи.
Риторические фигуры – особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность речи, увеличивается сила ее воздействия на адресата.
Риторический канон – опробованная тысячелетиями и соответствующая общим законам человеческого мышления и речи парадигма (образец) мыслительной и речевой деятельности.
Роль социальная – ожидаемое поведение человека, обусловленное его статусом.
Смысл высказывания – конкретная информация, выраженная речью и при ее участии сформированная в сознании человека.
Статус – позиция человека в общности с определенными правами и обязанностями.
Софизмы – рассуждения, которые по форме кажутся логически правильными, но содержат скрытую логическую ошибку.
Судебная речь – публичная речь, обращенная к суду, а также ко всем участвующим и присутствующим при рассмотрении уголовного или гражданского дела, произнесенная в судебном заседании и представляющая собой изложение выводов оратора по данному делу и его возражения другим ораторам.
Судебные прения – часть судебного разбирательства, в которой стороны подводят итоги проведенного исследования фактических обстоятельств дела, анализируют собранные доказательства, высказывают и обосновывают каждый свое мнение по поводу вопросов, подлежащих разрешению судом.
Тактика красноречия – искусство организации качества речи, которая представляет предмет мысли говорящего слушателям с такой ясностью и убедительностью, что он утверждается в сознании и поведении слушателей эффективно и в рамках замысла говорящего.
Текст – словесное, устное или письменное произведение, представляющее собой единство некоторого более или менее завершенного содержания и речи, формирующей и выражающей это ОГЛАВЛЕНИЕ.
Теорема – предложение некоторой дедуктивной теории, устанавливаемое при помощи доказательства.
Трои – оборот речи, употребление слова или выражения в переносном значении.
Уловки – формы речевого взаимодействия, которые позволяют говорящему во время развития речевой ситуации облегчить, упростить для себя процедуру утверждения в сознании слушателя своего тезиса и одновременно затруднить эти операции для слушателя в отношении говорящего.
Умение – (применительно к мыслеречевой и речемыслительной деятельности) способность ритора образно, доходчиво, доступно для собеседника облекать в слова и высказывания свои мысли, а также понимать мысли оппонента, интерпретировать их.
Факты (фактические данные) – единичные события или явления, для которых характерны определенное место, время и конкретные условия их существования.
Хрия – упражнение, формирующее дисциплину речи и мысли.
Эквивокация – логическая ошибка, возникающая в результате использования ритором многозначного слова в различных значениях.
Элокуция – словесное оформление мысли, собственно красноречие; процесс превращения замысла речи, ее содержания в реальный текст.
Эмпирические обобщения – результаты выводов по фиксации первичных устойчивых связей между зафиксированными свойствами предметов исследования, полученные на основе методов эмпирического исследования (наблюдения, изучения документов, опроса специалистов) и выраженные в форме суждений.
Язык – совокупность и система знаковых единиц общения в отвлечении от многообразия конкретных высказываний отдельных людей, которая позволяет фиксировать знания о предметах реального мира, о самом человеке, хранить их и передавать поколениям, сохраняя при этом смысл высказываний и точность знаний.