Глоссарий
А
Анализ прибавочной стоимости (АПС) – метод оценки реализации проекта, построенный на сравнении запланированной и реально выполненной работы. См. также РРВР, ПБСЗР, ПБРВР, "Отклонение от нормативных затрат", "Разница между реальным и запланированным уровнем завершения работ", "Критический коэффициент".
Б
Бизнес-анализ – структурированное изучение проблемы, имеющей отношение к бизнесу. Проводится, чтобы лучше понять проблему, а затем оценить, что требуется для ее устранения.
Бизнес-кейс/коммерческое предложение – коммерческая цель или выгода. Является причиной выполнения проекта и может официально фиксироваться в документе, называющемся бизнес-кейсом, или коммерческим предложением. Этот документ обычно включает финансовые показатели (например, прирост выручки, снижение издержек и т.п.) или другие параметры (например, повышение уровня обслуживания потребителей, повышение мотивированности персонала и т.д.).
Будущие поступления наличными, приведенные в оценке настоящего времени – см. "Чистая дисконтированная стоимость".
Бюджет проекта – необходимые для реализации проекта денежные средства. Первоначальная оценка бюджета после утверждения превращается в собственно бюджет.
В
Влияние – последствия принятого решения, проблем, риска или изменения для проекта. Обычно измеряется по отношению к объему работ, стоимости, качеству, срокам или рискам проекта. Например, влияние проблемы может проявиться в увеличении сроков или стоимости проекта; принятое решение может повлиять на рост рисков проекта; влиянием изменения может стать уменьшение объема работ.
Взаимозависимость – ситуация, при которой действие не может быть начато до тех пор, пока не будет завершено предыдущее.
Внедрение – использование и эксплуатация в реальных условиях продукта, полученного в результате выполнения проекта. Охватывает широкий круг задач, в том числе ознакомление и обучение пользователей.
Внешняя зависимость – связь одной или нескольких задач проекта с задачами, в него не входящими (иными словами, внешними по отношению к нему).
Внутренний коэффициент окупаемости капиталовложений – процентная ставка, при которой чистая дисконтированная стоимость проекта равна нулю. См. "Чистая дисконтированная стоимость".
Выполнение – завершение проекта или задачи с соблюдением определенных условий (обычно получение ожидаемых результатов в срок и с соблюдением бюджета).
Г
График выполнения работ – имеющий определенную структуру перечень действий и задач с более подробной разбивкой.
График Ганта – один из методов планирования проекта. Действия изображены в виде горизонтальных полос, длина которых пропорциональна времени, необходимому для того или иного действия.
Графический метод оценки приоритетов – см. "Сетевое планирование с помощью узлового графика".
Д
Действие – один из элементов работы над проектом. Обычно имеет определенную продолжительность и требует финансовых и других ресурсов.
Декомпозиция – процесс деления (сложной) задачи на более мелкие, чтобы лучше ее понять и выполнить.
Дерево решений (Work Breakdown Stucture – WBS) – формальное описание всех задач, необходимых для выполнения проекта, представленное в определенной последовательности. WBS является результатом декомпозиции проекта на составляющие его задачи.
Ж
Жизненный цикл проекта – обобщенное, высокоуровневое описание тех этапов, через которые проходит проект.
З
Зависимость – логическая связь между двумя или более задачами в проекте, которая определяет последовательность их выполнения.
Задача "черный ящик" – задача проекта, которой не нужна подробная декомпозиция, так как она передана на аутсорсинг. В плане она определяется как один пункт. Менеджеру проекта нет необходимости управлять действиями, относящимися к этой задаче.
Заказчик проекта – лицо (или группа лиц), в интересах которого выполняется проект. Обычно заказчик определяет требования проекта, оплачивает работы и получает готовый продукт, за что надеется получить определенную (экономическую) выгоду.
Замедление темпов – время, на которое действие может быть задержано без угрозы повлечь за собой задержку завершения всего проекта.
Затраты на оборудование – затраты на аренду, закупку, наем или использование оборудования, необходимого для реализации проекта.
Затраты на рабочую силу – затраты на оплату труда сотрудников.
И
Изменение – трансформация одного из пяти параметров проекта (см. "Параметры проекта"). Изменение проекта всегда должно быть следствием осознанного выбора, а не случайным результатом каких-то действий.
Интегрированная организация проекта – тип организации проекта, при котором деятельность по его реализации интегрирована в структуру организации клиента.
К
Каталог требований/спецификация –документ, содержащий набор требований, которым должен удовлетворять проект.
Контрольная точка – показатель того, что завершен важный этап проекта. Контрольные точки используются с той целью, чтобы было легче отслеживать ход выполнения проекта.
Команда проекта – группа лиц, работающих над проектом под управлением менеджера проекта.
Косвенные издержки – издержки, не связанные с каким-либо конкретным действием, а имеющие отношение к решению общих задач.
Коэффициент рентабельности – отношение чистой дисконтированной стоимости к величине необходимого капитала.
Критическая операция – любая деятельность в пределах критического пути.
Критический коэффициент – коэффициент управления прибавочной стоимостью: (реальные результаты / нормативные результаты) × (предусмотренные бюджетом расходы / реальные затраты).
Критический путь – последовательность действий, обеспечивающая скорейшее завершение проекта.
М
Матричная организация проекта – тип организации проекта, при которой руководитель проекта разделяет обязанности по контролю над деятельностью членов команды с их непосредственным начальником.
Менеджер проекта – лицо, несущее общую ответственность за выполнение проекта.
Метод критического пути – метод сетевого анализа, используемый для определения продолжительности проекта, начиная от первого и заканчивая последним мероприятием по проекту. Также называется анализом метода критического пути.
Метод целевой группы – метод разрешения возникающих проблем.
МОА – метод оценки и анализа; один из методов сетевого анализа, используемый для оценки продолжительности проекта в тех случаях, когда нет уверенности в продолжительности того или иного действия.
Н
Независимая организация проекта – тип организации проекта, при котором команда, занимающаяся проектом, существует как независимая организация и отделена от организации клиента.
Неопределенность – недостаточно полная информация о продолжительности, степени вероятности каких-либо событий в будущем или расходах, связанных с ними.
Норма прибыли – прибыль за год/расходы на реализацию × 100%.
Нормативная стоимость – расчетные издержки, часто известные из прошлого опыта, которые используют как для оценки проекта, так и для его проверки.
НПСС – наиболее поздний срок события.
НРСС – наиболее ранний срок события.
Нулевая точка – положение дел, при котором нет возможности произвести какие-либо действия или между действиями нет запаса времени.
О
Объем работ – формальное описание и определение работ, которые входят в проект.
Ограниченная дельность –деятельность в стрелочном графике, имеющая нулевую продолжительность, но указывающая на взаимозависимость.
Описание проекта – документированное описание цели (целей) и объема работ по проекту.
Ответственный за проблему – член команды проекта, ответственный за разрешение проблемы.
Отклонение – разница между тем, что было запланировано или предусмотрено бюджетом, и тем, что было реально достигнуто.
Отклонение от нормативных затрат – разница между запланированными и реальными затратами. В управлении прибавочной стоимостью рассчитывается как ПБРВР – РРВР.
Отношение дохода к издержкам – см. "Коэффициент рентабельности".
Оценка – приблизительные данные, основанные на вероятности, объеме или стоимости ресурсов, необходимых для достижения конкретных целей или выполнения действий, предусмотренных проектом.
П
Параметры проекта – у проекта есть пять параметров: объем работ; качество полученных результатов и выполненных работ; сроки, в которые проект будет завершен; его стоимость и уровень риска. Эти пять параметров представляют собой взаимосвязанные переменные, которые можно осознанно и явно менять относительно друг друга, чтобы приспособить проект под нужды заказчика.
Параллельные действия – действия, которые могут осуществляться одновременно.
Параметрическая оценка – параметрический метод, основанный на использовании уже известной величины издержек и применении ее к характеристикам результатов проекта, таким, как общая площадь, производительность, варианты программного обеспечения и т.д.
ПБРВР – предусмотренные бюджетом расходы на выполненную работу. Также именуются прибавочной стоимостью.
ПБСЗР – предусмотренная бюджетом стоимость запланированной работы. Также именуется плановой стоимостью.
Переменные издержки – издержки, величина которых меняется в зависимости от интенсивности проекта или вида деятельности.
Перерасход – см. "Косвенные издержки".
Период окупаемости – период времени, за который совокупная величина движения денежной наличности достигает нуля.
План проекта – подробное описание шагов, необходимых для выполнения проекта. Включает задачи, необходимые для завершения проекта, при этом определяются очередность их решения, ресурсы, требующиеся для этого, и сроки, в которые выполняется проект. План проекта нужен для того, чтобы понять, сколько времени уйдет на выполнение проекта; определить ресурсы, необходимые для его завершения; объяснить проект команде и заказчику; распределить работу между членами команды; управлять работой.
Принцип Парето – взаимосвязь, которая говорит о том, что важных элементов в любой группе всегда меньше ("значимое меньшинство"), а основную долю в группе составляют сравнительно малозначащие элементы ("малозначащее большинство"). Это означает, что меньшая часть элементов в любой группе имеет наибольшее значение с точки зрения их влияния и последствий.
Проблема / управление проблемами – проблема, возникающая в рамках проекта, которая неблагоприятно влияет на его выполнения. Управление проблемами – один из процессов управления проектами, призванный выявлять и разрешать проблемы.
Программа / менеджер программы / управление программой – крупный или сложный проект, обычно состоящий из ряда взаимозависимых проектов, которые в совокупности направлены на достижение общей цели. Управление программой – "продвинутая" форма управления проектами, осуществляемая менеджерами программ.
Продолжительность – время от начала до завершения работы над задачей. Сюда входят как время активной работы над задачей (см. "Трудоемкость"), так и любые задержки или ожидание между началом и завершением работы.
Проверка – сбор, сравнение, анализ данных и предоставление соответствующего отчета о ходе проекта.
Проект – последовательность взаимосвязанных событий, имеющих место в определенный период времени и направленных на достижение уникального и в то же время конкретного результата.
Прямые издержки – издержки, которые можно связать напрямую с какими-либо действиями.
Пять основных характеристик – все проекты представляют собой единоразовые усилия, они неповторимы, сопряжены с изменениями, ограничены жесткими временны́ми рамками и дают определенные результаты.
Р
Разница между запланированным и реальным уровнем завершения работ – в управлении прибавочной стоимостью выражается как ПБРВР – ПБСЗР.
Расходы – деньги, выделенные или предоставленные для приобретения, производства, выполнения или поддержания чего-либо; цена, уплаченная за что-либо (см. также "Прямые издержки", "Затраты на оборудование", "Постоянные издержки", "Расходы на исходные материалы", "Затраты на рабочую силу", "Косвенные издержки", "Нормативная стоимость", "Переменные издержки").
Расходы на исходные материалы – расходы на принадлежности, сырье и прочие необходимые товары.
Регулирование ресурсов – процесс, облегчающий использование ресурсов.
Резерв – запас времени и средств, которым располагает менеджер проектов дополнительно к времени и средствам, необходимым для завершения проекта, указанным в плане проекта. Используется для управления рисками, связанными с непредвиденными обстоятельствами, возникающими в рамках проекта, а его величина зависит от объема связанных с проектом рисков.
Результат – продукт, получаемый по завершении проекта.
Риск / управление риском – возможность появления определенной проблемы. Риски измеряются по вероятности наступления нежелательного события и серьезности последствий этого события. Управление рисками – процесс, используемый в управлении проектами для предсказания и предупреждения нежелательных событий.
Ресурс – что-либо необходимое для выполнения работы (деньги, оборудование, люди, информация, опыт, знания, материалы).
Риск – подвергнутая оценке степень неопределенности.
РРВР – реальные расходы на выполненную работу.
С
Сетевое планирование с помощью сетевого графика – метод планирования проекта, в котором действия представлены в виде стрелок; данный метод также называют методом стрелочного графика.
Сетевое планирование с помощью узлового графика – метод планирования проекта, в котором действия представлены в виде узлов или прямоугольников; данный метод также называют графическим методом оценки приоритетов.
Системная интеграция – инженерная дисциплина, позволяющая сочетать два или более технических результата проекта (например, ИТ-приложения, технологические компоненты) в одной рабочей системе. Нередко системы строят из отдельных компонентов, проектировавшихся и разрабатывавшихся отдельно. Системная интеграция обеспечивает беспроблемное взаимодействие этих компонентов с другими в рамках единой системы.
Событие – начало или конец действия.
Совокупная сумма – метод совокупной суммы, используется для выявления тенденций.
Сокращение продолжительности – процесс сокращения продолжительности проекта на основе анализа альтернативных вариантов сокращения продолжительности при минимуме расходов.
Спад – см. "Замедление темпов".
Спецификация проекта – источник точной информации о масштабах, целях и задачах, организации, бюджете и обосновании проекта.
Сравнительная классификация – метод, позволяющий сделать выбор из нескольких альтернативных проектов; основан на суммировании полученных оценок, которые дают по определенным критериям.
Стартовая встреча – заседание или встреча, проводимая перед запуском проекта, чтобы удостовериться, что команда проекта готова приступить к нему.
Стрелочный график – см. "Сетевое планирование с помощью сетевого графика".
Т
Тестирование – структурированный и контролируемый процесс оценки соответствия результатов проекта требованиям, перечисленным в спецификации.
Техническое задание на тестирование – документированное описание тестов, необходимых для испытания готового продукта, которое проверяет, насколько полученные результаты соответствуют требованиям, перечисленным в спецификации.
Три "измерения" проекта – сроки, затраты и реализация.
Трудоемкость – количество времени, которое один исполнитель должен потратить на выполнение задачи.
У
Узел – точка соединения действий в сетевом планировании проекта; начало или конец действия в стрелочном графике, само действие в узловом графике.
Управление изменениями – набор процессов, инструментов и методов, обеспечивающих успешность изменений, вызываемых проектом. Изменение в данном контексте означает любую перемену, влияющую на сотрудников организации. Оно, например, может включать в себя реструктуризацию или разработку новых методов работы. Управление изменениями учитывает многие социальные аспекты, чтобы обеспечить принятие изменений со стороны тех, кого они затрагивают.
Управление проектом – набор правил, процессов, приемов и методов, используемых менеджером проекта для его выполнения.
Ч
Человеко-час/человеко-день/человеко-неделя/человеко- месяц/человеко-год – стандартные единицы трудоемкости, необходимые для завершения задачи в проекте. Человекочас – это объем работ, который обычно может быть выполнен одним человеком за час, человеко-день, человеко-неделя, человеко-месяц или человеко-год – объем работ, который обычно выполняется за день, неделю, месяц или год соответственно. Например, трудоемкость задачи, над которой два человека должны работать в течение месяца, оценивается как два человеко-месяца.
Чистая дисконтированная стоимость – алгебраическая сумма средств, необходимых для выполнения проекта, и текущей стоимости предполагаемой будущей прибыли на протяжении определенного количества лет.
Э
Экономическая выгода / коммерческая цель – финансовая выгода, которую получит заказчик от инвестиций в проект.
Этапы проекта – важные моменты в реализации проекта, обычно представляющие собой события критического пути.