Глоссарий
Абсолютная рента – доход собственника земли, который он получает при передачи земли в аренду. Связана с частной собственностью на землю. Исчезает, если собственник земли становится ее пользователем (фермером, предпринимателем). Абсолютная рента в силу ограниченности земли уплачивается со всех земельных участков (худших, средних и лучших). Она тем больше, чем больше спрос на землю.
Альтернативные издержки – количество одного блага, от которого необходимо отказаться для увеличения производства другого блага.
Амортизация – стоимость израсходованного основного капитала, перенесенная на стоимость конечного продукта.
Антимонопольная политика – политика государства, направленная на пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и на защиту конкуренции.
Барьеры входа и выхода (в отрасли) – условия, препятствующие свободному входу новых фирм на рынок или новому входу или выходу фирмы на рынок.
Бухгалтерская прибыль – разность между валовой выручкой (доходом) фирмы и ее явными издержками.
Бюджетная линия – верхняя граница множества рыночных возможностей потребителя.
Валовая выручка от реализации продукции (доход) – денежные средства, полученные (вырученные) фирмой от продажи продукции.
Величины "Ех ante и ex post" – Ex ante – предварительное оценивание; Ex post – фактическое или итоговое оценивание.
Вероятность – частота, с которой происходит повторяющееся событие.
Вертикальная интеграция – имеет место в случае объединения производителей, которые осуществляют разные стадии единого технологического процесса.
Внешние эффекты, или экстерналии (externalities), – это воздействия (неопосредованные рынком) одних экономических агентов на результаты деятельности других, которые не находят отражение в системе рыночных цен.
Взаимодополняемость – определенное свойство благ, способное удовлетворять потребности только в общей совокупности друг с другом.
Взаимозаменяемость – определенная способность благ удовлетворять потребности людей за счет других благ.
Горизонтальная интеграция – происходит при объединении производителей, выпускающих однотипную продукцию и предоставляющих сходные услуги, либо производящих одинаковую стадию производственного процесса.
Двухсторонняя монополия – характеризует ситуацию, когда каждый субъект торговой сделки (как продавец, так и покупатель) является монополистом.
Диверсификация производства – распределение вкладываемых в экономику денежных капиталов между разнообразными объектами с целью снижения риска потерь и в надежде получить более высокий доход.
Диверсификация рисков – способ защиты от вероятных потерь, при котором субъекты используют ресурсы в разных сферах.
Дисконтирование – процесс приведения экономических показателей будущих лет к их сегодняшней ценности.
Дифференциальная рента – доход, получаемый на всех участках, но качеству земли превосходящих предельные (худшие) земли.
Дифференцированные товары – товары, несколько отличающиеся от товаров-заменителей других производителей (например: автомобили; сигареты; бытовая техника).
Дуополия – разновидность олигополии, когда на рынке функционируют всего две конкурирующие фирмы.
Естественная монополия – отрасль, где конкуренция вредна, так как действие положительного эффекта масштаба настолько сильно, что наличие нескольких конкурирующих между собой фирм приведет не к увеличению эффективности отрасли, а к ее потере. В отрасли естественной монополии функционирует всего одна фирма, обслуживающая весь отраслевой спрос.
Закон предложения – рост цен увеличивает предлагаемое на рынке количество товара, а снижение цен уменьшает это количество.
Закон спроса – снижение цен увеличивает покупаемое на рынке количество товара, а повышение цен уменьшает это количество.
Закон убывающей отдачи (производительности): если при неизменном технологическом уровне производства фирма увеличивает объем производства путем последовательного присоединения дополнительных единиц переменного ресурса к неизменному постоянному ресурсу, то начиная с определенного момента отдача от присоединения переменного ресурса перестает возрастать, а затем – начнет убывать.
Запасы – определенное количество благ, которое измерено и находится в наличии на данный период времени. Они характеризуют накопление и использование ценностей субъектами экономики.
Земельная рента – плата за пользование землей и другими природными ресурсами, предложение которых ограничено.
Издержки отвергнутых (упущенных) возможностей –
количество одного блага, от которого необходимо отказаться для увеличения производства другого блага.
Издержки производства – денежное выражение использования производственных ресурсов, в результате которого продукция производится и реализуется.
Излишек потребителя – разница между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за некоторое количество товара, и рыночной ценой, которую он фактически заплатил.
Излишек производителя – разность между рыночной ценой, по которой производитель фактически продает свой товар, и минимальной ценой, по которой он готов продать этот товар.
Индекс цен – показатель динамики (увеличения или уменьшения цен), характеризующий относительное изменение цен за определенный период.
Институты – устойчивые, постоянно воспроизводящиеся на основе норм и правил отношения между людьми.
Интернализация внешних эффектов – перевод внешних издержек (выгод) во внутренние издержки тех, кто порождает эффекты, воздействующие на третьих лиц.
Исключаемые общественные блага – блага, на которые можно назначить цену и ограничить для желающих доступ к их потреблению. К их числу можно отнести образование, здравоохранение и др.
Капитал – ресурс, создаваемый с целью производства большого количества экономических благ и получения прибыли.
Клубное благо – это благо, потребление которого ограничено с помощью специальной системы доступа.
Конгломерация – объединение фирм, не связанных между собой технологически.
Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене – числовой показатель, отражающий отношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению цены некоторого другого товара.
Коэффициент прямой эластичности спроса по цене – числовой показатель, отражающий отношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению его цены.
Коэффициент эластичности предложения по цене – числовой показатель, отражающий отношение процентного изменения объема предложения товара к процентному изменению его цены.
Коэффициент эластичности спроса по доходу – числовой показатель, отражающий отношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению его цены.
Кривая безразличия – кривая, показывающая все возможные комбинации наборов благ, обладающих равной полезностью.
Кривая контрактов – геометрическое место точек Парето-эффективного распределения благ (точек касания кривых безразличия).
Кривая производственных возможностей – кривая, графически иллюстрирующая все сочетания максимального количества двух товаров, которые могут быть произведены в экономике при полном использовании имеющихся ресурсов и данном уровне технологий.
Кривая эффективного производства – геометрическое место точек Парето-эффективного производства (точек касания изоквант).
Кругооборот благ и доходов – взаимосвязь всех субъектов экономики через потоки благ и доходов, заинтересованы друг в друге, когда благополучие одного участника рынка зависит от благополучия других.
Максимизация прибыли – достижение фирмой максимальной общей прибыли при условии равенства предельного дохода предельным издержкам.
Макроэкономика – раздел экономической теории, который изучает поведение экономики в целом с точки зрения экономического роста, проблем безработицы и инфляции, а также равновесия во внешнеэкономической деятельности.
Межвременное бюджетное ограничение – ограничение потребления для домохозяйства в настоящем и будущем периодах соответственно бюджетом сегодня и бюджетом в будущем.
Межвременной выбор – сравнение различных денежных сумм во времени.
Микроэкономика – раздел экономической теории, изучающий поведение отдельных экономических единиц: потребителей, фирм, отраслей, отдельных рынков.
Минимизация убытков – достижение фирмой минимальных общих убытков при условии равенства предельного дохода предельным издержкам.
Монопсония – разновидность монополии, в которой монополистом является покупатель (г.е. при множестве продавцов существует только один покупатель).
Монопольная власть – возможность фирмы влиять на рыночную цену товара, завышая ее.
Монополистическая конкуренция – тип рыночной структуры, где достаточно большое количество фирм предлагает дифференцированные товары.
Моральный износ – снижение полезных свойств основного капитала. Моральное старение вызывается объективными причинами (технический прогресс) и субъективными (реклама).
Нарушение рыночного равновесия – результат непостоянства условий рыночного спроса и рыночного предложения.
Неблагоприятный отбор – это такая ситуация на рынке товаров и услуг в условиях асимметрии информации, когда происходит вытеснение высококачественных товаров низкокачественными товарами.
Несовершенная конкуренция – конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции.
Неявные издержки – альтернативные издержки использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы.
Номинальные величины – характеризуют стоимостные экономические показатели в действующих, текущих ценах.
Номинальная заработная плата – сумма денежных средств, начисленных в качестве платы за труд.
Оборотный капитал – часть физического капитала, которая участвуя в процессе производства, изменяет физическую форму и переносит свою стоимость на конечный продукт сразу за один производственный цикл (сырье, материалы, топливо). При реализации полученного продукта оборотный капитал полностью возвращается производителю и вновь используется в производстве.
Общая полезность – сумма полезностей всех доступных индивиду порций данного блага.
Общее правило объявления банкротства – если доход от реализации продукции меньше переменных издержек предприятия, то оно объявляет банкротство.
Общественное благо – это благо, свободно потребляемое всеми членами общества, предоставление которого посредством рыночного обмена затруднено или невозможно
Общие (валовые) издержки (Average total costs, ТС) – сумма постоянных и переменных издержек фирмы.
Общие внешние издержки (Total external cost, TEC) – затраты третьих лиц, связанные с устранением последствий отрицательных внешних эффектов.
Общие социальные или общественные издержки (Total social cost, TSC) – образуются суммированием общих частных и общих внешних издержек.
Общие частные издержки (Total private cost, ТРС) – совокупность постоянных и переменных издержек фирмы.
Объединение рисков – метод, направленный на снижение риска путем превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки.
Ограничение ликвидности – невозможность заимствования в настоящий период вследствие недостаточности начальной суммы денег.
Ограниченные общественные блага – блага, которые не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, полиция, обеспечивающая общественную безопасность граждан страны, предоставляет им общественное благо.
Однородные товары – товары, имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми. Примерами однородных товаров могут быть сталь, цемент, пшеница.
Олигополия – тип рыночной структуры, где на несколько крупных фирм приходится основной объем продаж рынка.
Основной капитал – часть физического капитала, которая участвует в производстве длительное время и стоимость на конечный продукт переносит постепенно (станки, машины, оборудование, здания, сооружения и т.д.).
Отрицательная отдача от масштаба производства – имеет место, если с ростом объема производства средние совокупные издержки возрастают.
Отрицательный внешний эффект – величина издержек третьих лиц в результате производства (потребления) блага, которые не отражены в его рыночной цене.
Парето-эффективное распределение благ – такое распределение, при котором повышение благосостояния одного индивида возможно лишь при уменьшении благосостояния другого.
Перегружаемое благо – это чистое общественное благо до точки перегрузки.
Переменные издержки (Average variable costs, VC) – издержки фирмы, зависящие от объема производства.
Поведенческие теории – выдвигают идею множественности целей фирмы. Данный подход основывается на рассмотрении корпорации как сложной системы с определенной иерархией субъектов и объектов управления и соответствующей иерархией интересов и целей.
Полезность – удовлетворение, которое благо приносит потребителю.
Положительная отдача от масштаба производства – имеет место, если при возрастании объема производства средние совокупные издержки убывают.
Положительный внешний эффект – величина выгод третьих лиц в результате производства (потребления) блага, которые не отражены в его рыночной цене.
Постоянная отдача от масштаба производства – имеет место, когда средние совокупные издержки в долгосрочном периоде остаются неизменными вне зависимости от объема производства.
Постоянные издержки (Fixed costs, FC) – издержки фирмы, не зависящие от объема производства.
Потоки – отражают движение ценностей от одних субъектов к другим в процессе экономической деятельности, измеряются в единицах за определенный период времени.
Потребительский оптимум – максимизация полезности от потребления набора благ в рамках ограниченного бюджета.
Право владения – возможность обладания вещью, позволяющая дарить ее, продавать, разрушать, но при этом не предполагающая участия ее владельца в хозяйственном процессе.
Право распоряжения – возможность управления вещью, позволяющая другим лицам изменять ее, отчуждать, сдавать в аренду.
Право пользования – возможность самостоятельно извлекать из вещи доходы и другие необходимые свойства.
Предельная внешняя выгода (Marginal external benefit, MEB) – выгода от внешних эффектов третьих лиц, не являющихся ни покупателями, ни продавцами.
Предельная социальная (общественная) выгода (Marginal social benefit, MSB) – общая сумма дополнительных предельных частных и предельных внешних выгод, получаемых обществом в результате увеличения производства и потребления данного блага на одну единицу.
Предельная норма замещения – отношение предельной полезности по товару X к предельной полезности по товару Y.
Предельная полезность – прирост совокупной полезности, получаемый в результате потребления дополнительной единицы данного блага.
Предельная частная или индивидуальная выгода – (Marginal private benefit, МРВ) – выгода, получаемая индивидом от потребления купленной дополнительной единицы блага.
Предельные издержки (Marginal costs, МС) – прирост издержек, обусловливающий выпуск дополнительной единицы продукции.
Предельные внешние издержки (Marginal external cos, MEC) – издержки, возникающие в связи с выпуском дополнительной единицы продукции, оплачиваемые не производителями, а третьими лицами.
Предельные социальные издержки (Marginal social cost, MSC) – общая сумма дополнительных затрат, которые несет общество в результате производства дополнительной единицы продукции. Они равны сумме частных издержек и предельных внешних издержек.
Предельные мастные издержки (Marginal private cost, МРС) – дополнительные издержки частных производителей, связанные с выпуском дополнительной единицы продукции.
Предложение – желание и способность производителей продавать на рынке определенный товар.
Предпринимательская монополия – монополия в отрасли, не относящейся к отраслям естественной монополии.
Принцип редкости – принцип, согласно которому в каждый конкретный момент времени количество ресурсов не соответствует тому объему, который необходим для удовлетворения потребностей людей.
Производственная функция – отношение между любым набором факторов производства и максимально возможным объемом продукции, производимой из данного набора. Она отражает технологическую зависимость между затратами факторов производства и выпуском продукции.
Равновесие потребителя – равенство отношений предельных полезностей различных благ к их ценам.
Распределение риска – метод, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом, что возможные потери каждого относительно невелики.
Реальные величины – величины, очищенные от влияния изменения цен.
Реальная заработная плата – "покупательная способность номинальной заработной платы". Она показывает, какое количество готовой продукции реально можно приобрести за номинальную заработную плату после всех видов удержаний и с учетом изменения потребительских цен.
Рента – доход, получаемый любым собственником благ, естественно или искусственно ограниченных по сравнению со спросом.
Ресурсы – источники, обеспечивающие производство.
Риск – опасность возникновения ущерба из-за принятия решений в условиях рыночной неопределенности, которая возникает, когда степень неопределенности или вероятность наступления некоторого события могут быть измерены.
Рынок – совокупность взаимодействий между покупателями и продавцами по поводу организованного движения товаров и денег.
Рынок совершенной конкуренции – тип рыночной структуры, характеризующийся множеством участников, мобильностью ресурсов, однородностью продукта, полнотой информации, рациональным поведением, что в совокупности определяет отсутствие влияния на рыночную цену.
Рыночная структура – тип или вид рынка, отличающийся количеством и размером фирм, характером продукта, легкостью входа-выхода на рынок, доступностью информации, поведением участников в отношении друг друга.
Рыночное предложение – предложение конкретного товара со стороны всех его потенциальных производителей.
Рыночное равновесие – положение на рынке, когда объем спроса на конкретный товар равен объему его предложения.
Рыночный спрос – спрос на конкретный товар со стороны всех потенциальных его потребителей.
Рыночные структуры несовершенной конкуренции – рыночные структуры, не соответствующие условиям совершенной конкуренции. Выделяются такие рыночные структуры несовершенной конкуренции, как чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.
Сетевые внешние эффекты – это эффекты, определяющие полезность товара для одного потребителя в зависимости от числа других людей (участников сети), потребляющих данный товар.
Собственность – отношения между экономическими субъектами в процессе владения, пользования и распоряжения экономическими благами.
Совершенно-конкурентная фирма – фирма, принимающая цену на свою продукцию как данную.
Совокупность явных издержек – формирует себестоимость продукции. Если из общей выручки от реализации продукции вычесть ее себестоимость, то можно получить величину прибыли фирмы. Явные издержки учитываются в бухгалтерской отчетности, поэтому прибыль, исчисленная таким образом, называется бухгалтерской прибылью.
Спрос – желание и способность потребителей покупать имеющийся на рынке товар.
Сравнительное преимущество – преимущество, принадлежащее агенту экономической деятельности при условии, что он имеет возможность произвести данную продукцию с меньшим объемом затрат по сравнению с другими агентами.
Средние издержки (Average costs, АС) – издержки на единицу продукции, которые можно получить путем деления издержек на объем производства (Quantity, Q). По этому принципу рассчитываются любые виды средних издержек: как средние постоянные (Average fixed costs, AFC) и средние переменные (Average variable costs, AVC), так и общие средние издержки (Average total costs, АТС).
Ставка заработной платы – рыночная цена единицы ресурса труда определенных качественных характеристик в единицу времени.
Страхование – способ защиты от вероятных потерь, который позволяет обменять риск больших потерь на определенность малых за счет перенесения ответственности за риск на третьи лица.
Теневая экономика – экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учета.
Теория максимизации роста фирмы – теория, согласно которой собственники капитала и менеджеры имеют общую цель, а именно максимизацию роста фирмы как средства достижения личного обогащения и повышения статуса.
Точка бегства фирмы с рынка – ситуация равенства цены минимальному значению средних переменных издержек, при котором требуется приостановка производства.
Точка безубыточности – ситуация равенства цены минимальному значению средних общих издержек, при котором фирма получает нулевую экономическую прибыль.
Традиционная теория поведения производителя – объясняет поведение производителя (предприятия) стремлением максимизировать прибыль.
Условие долгосрочного равновесия фирмы – обстоятельства, определяющие такой объем производства, при котором фирма получает нулевую экономическую прибыль.
Условие краткосрочного равновесия фирмы – обстоятельства, определяющие такой объем производства, при котором фирма получает максимальную прибыль или минимальные убытки.
Условия рыночного предложения – факторы, влияющие на объем рыночного предложения товара при каждой из возможных его цен.
Условия рыночного спроса – факторы, влияющие на объем рыночного спроса на товар при каждой из возможных его цен.
Факторы производства – ресурсы, которые уже вовлечены в процесс производства и используются для создания готовой продукции.
Физический (технический) капитал – совокупность материальных средств, которые используются в производстве и увеличивают производительность человеческого труда (станки, машины, сырье, материалы, здания).
Финансовый капитал – совокупность денежных средств и ценных бумаг.
Фирма – хозяйственное звено, которое реализует свои экономические интересы посредством производства и реализации товаров и услуг путем целесообразного комбинирования факторов производства.
Формирование предложения фирмы – выпуск объема продукции, соответствующего кривой предельных издержек, начиная с точки бегства фирмы с рынка.
Ценовая дискриминация – установление различных цен на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей.
Частное благо – это индивидуальное благо, предназначенное для личного потребления.
Человеческий капитал – вложения, которые увеличивают физические и умственные способности человека.
Чистая монополия – тип рыночной структуры, когда на рынке функционирует единственный продавец товара, не имеющего близких товаров-заменителей.
Чистые общественные блага – блага, потребляемые людьми коллективно независимо от того, платят они за него или нет. Характерной особенностью этих благ является неконкурентность в потреблении. Использование блага одним человеком не уменьшает возможности потребления его другими индивидуумами.
Экономическая неопределенность – условия принятия экономических решений, изменения которых трудно предугадать, а вероятность их наступления нельзя оценить.
Экономическая политика – совокупность целей, задач и интересов в области экономики, которые формируются и достигаются специфическими методами, средствами и институтами. Экономическая политика состоит из тактики и стратегии, взаимообусловливающих и взаимодополняющих друг друга.
Экономическая прибыль – разность между валовой выручкой (доходом) фирмы и совокупными (явными и неявными) издержками фирмы.
Экономическая рента – плата за ресурс, предложение которого ограничено.
Экономическая система – совокупность всех явлений и процессов, формирующих на каждом этапе исторического развития экономический облик общества.
Экономическая теория – наука, изучающая целенаправленную деятельность людей по использованию ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных материальных потребностей в товарах и услугах.
Экономическая эффективность – отношение экономического эффекта к ресурсам, обеспечившим данный эффект.
Экономические агенты – участники экономического процесса, владеющие ресурсами, самостоятельно принимающие и осуществляющие свои хозяйственные планы.
Экономические блага – продукты труда, являющиеся результатом хозяйственной деятельности людей.
Экономические интересы – мотивы, стимулы хозяйственной деятельности, направленные на удовлетворение потребностей субъектов экономики.
Экономические принципы – совокупность основных положений экономической науки.
Эластичность – способность одной переменной реагировать на изменение других.
Эффект дохода – изменение реального дохода потребителя в результате изменения цен.
Эффект замещения – изменение состава набора благ, приобретаемых потребителем, в результате изменения цен.
Юридический капитал – совокупность прав на распоряжение ценностями, которые приносят их владельцам доход без затрат труда.
Явные (внешние) издержки – плата фирмы за ресурсы поставщикам, не принадлежащим к числу владельцев данной фирмы.