Глоссарий

Альтернатива (фр. alternative от лат. alter - один из двух) - выбор между взаимоисключающими возможностями; каждая из исключающих друг друга возможностей.

Арбитраж (фр. arbitrage - справедливое решение) - представление сторонами переговоров своих соображений третьей стороне, которая выносит заключение, содержащее решение проблемы.

Аргументация (от лат. argumentum -довод, суждение) - искусство подведения оснований под какую-нибудь мысль или действие; способ убеждения оппонентов посредством значимых аргументов с целью их публичной защиты и побуждения оппонентов к определенному мнению.

Волюнтаризм (от лат. voluntas - воля) - апологетика свободной и иррациональной воли, не ограниченной ни космическим, ни нравственным законом.

Дресс-код (англ. dress code - кодекс одежды) - устойчивые нормы и представления о том, как надо одеваться в той или иной деловой или публичной ситуации в определенной социальной группе.

Денонсация (от фр. denoncer - объявлять, расторгать) - надлежащим образом оформленный отказ государства от заключенного им международного договора.

Депозитарий (от лат. depositarium - хранилище) - орган (государство или международная организация), которому сдается на хранение подлинник международного договора.

Золотое правило аргументации - требование в процессе дискуссии рассматривать аргументы по существу вопроса.

Игра с нулевой суммой - переговорная модель, при которой победитель получает все.

Игра с положительной суммой - переговорная модель, при которой каждый участник переговоров что-то выигрывает.

Имплементация (англ. implementation - осуществление, претворение в жизнь, от лат. implere - выполнять, исполнять) - 1) осуществление, исполнение государством международных правовых норм; 2) анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей.

Имидж (переговорщика) (англ. image - образ, представление) - целенаправленно формируемый образ, призванный эмоционально-психологически воздействовать на партнеров по переговорам.

Информационная кампания, сопровождающая переговоры, - заранее спланированный комплекс взаимосвязанных коммуникационных мероприятий, направленных на обеспечение конкретных целей организаторов переговоров путем целенаправленного воздействия на общественное мнение и позиции партнеров по переговорам.

Истеблишмент (англ. establishment - установление, основание) - правящие круги общества, доминирующие элиты (не только политические).

Карта вопросов для переговорного досье - рабочий документ, который составляется перед началом переговоров и включает пять основных блоков вопросов по теме переговоров (для привлечения внимания; для получения информации; заставляющие партнеров думать; подводящие итоги; запрещенные вопросы). Хорошо составленная карта вопросов поможет сторонам более уверенно вести переговоры на разных этапах.

Кластеризация (от англ. cluster - скопление) - информационный прием, означающий членение, дробление темы переговоров на яркие значимые осколки, которые можно обсуждать отдельно, каждый раз обращаясь к новому социальному слою общества.

Кокус (англ. caucus) - отдельное закрытое совещание, когда участвующая в переговорах сторона удаляется на короткое время с общей сессии переговоров. Имеет строгие временные рамки, определенные процедурным соглашением.

Коммюнике (фр. communique, от лат. communico - сообщаю) - официальное сообщение о ходе или результатах международных переговоров.

Консенсус (лат. consensus - согласие, единодушие) - процедура принятия решения путем согласования позиций без проведения голосования.

Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфронтация (от лат. con - против и frontis - лоб, фронт) - противоборство, столкновение, противопоставление.

Конформизм (от позднелат. conformis - подобный, сообразный) - установка на пассивно-приспособительный, соглашательский тип поведения в социальной жизни и в политике.

Концепция переговоров (от лат. conceptio - понимание, система) - цели, выдвинутые предложения, официально заявленные позиции, стратегия и тактика предполагаемых действий, шкала приоритетов участников переговоров и карта вопросов.

Ксенофобия (от греч. xenos - чужой, посторонний и phobos - страх) - неприязнь к чужакам, иностранцам, представителям другой расы и т.п.

Культура общения - соблюдение определенных правил и норм не только вербальной, но и невербальной коммуникации; на переговорах подразумевает правильность, точность, ясность и краткость деловой речи.

Культура с высоким контекстом - культура, в которой информация передается преимущественно невербальными средствами, огромное значение имеют подтекст, переносное значение слов, метафоры.

Культура с низким контекстом - культура, в которой ценится умение говорить коротко, ясно и по делу, не приветствуются двусмысленности и неопределенность.

Латентность (от лат. latentis - скрытый, невидимый) - свойство объектов или процессов находиться в скрытом состоянии, не проявляя себя явным образом; латентный - скрытый, не обнаруживающий (до поры до времени) видимых признаков.

Личные зоны в процессе коммуникаций - пространственные зоны, в рамках которых происходит общение. Экспертами выделяются зоны:

- интимная (от 15 до 45 см) - близкие знакомые, друзья;

- личная, или персональная (46-120 см), - коллеги, знакомые, деловые партнеры;

- социальная (120-360 см) - во время встречи в кабинетах и служебных помещениях с малознакомыми или незнакомыми людьми;

- публичная (свыше 360 см) - общение с большой группой людей.

Медиация (от лат. mediare - посредничество) - способ урегулирования конфликтов и споров при содействии посредника (медиатора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Менталитет (фр. mentalite - направление мыслей, от лат. mens, mentis - мышление, образ мыслей) - исторически обусловленная специфика мышления представителей разных стран и культур.

Модель переговоров

- интегративных - метод партнерских переговоров, в рамках которого главным является стремление и воля сторон к объединению, интегрированию своих стратегий ради увеличения стартового потенциала каждого партнера. Целью переговорной игры выступает достижение в итоге переговоров "положительной суммы" всеми участниками. Иногда подобные переговоры называют переговорами в духе сотрудничества, поскольку в них ярко выражен акцент именно на этот тип взаимодействия;

- полемических - метод переговоров, в рамках которого предполагается присутствие высокого конфликтного личностного потенциала партнеров, когда весь сложный процесс согласования интересов и полемика переносятся на сами переговоры. Полемическая переговорная игра происходит по модели противостояния партнеров, где участники играют в основном против, иногда - с позиции силы, иногда - занимая оборону. Каждый партнер внимательно следит за тем, чтобы во время полемики на все аргументы был дан соответствующий ответ;

- принципиальных - метод переговоров, ориентированный на то, чтобы решать проблемы на основе их качественных свойств, исходя из сути дела, но при этом не торговаться. Суть метода состоит в том, что каждый партнер стремится "быть мягким снаружи и твердым внутри": демонстрировать внимание и вежливость к оппонентам, но твердо отстаивать свои позиции. Подобные переговоры в равной мере отрицают как жесткие методы перехода к силовым приемам, так и мягкие приемы полюбовных решений.

Модель торга

- жесткого - модель, предполагающая за столом переговоров использование силовых приемов, рассчитанных на манипулирование поведением партнера. В определенном смысле жесткий торг рассчитан на абсолютный выигрыш: всё или ничего. Используются приемы оказания давления, нажим, обвинения;

- мягкого - модель, предполагающая за столом переговоров использование мягких переговорных приемов, рассчитанных на обмен взаимными уступками. Мягкая линия в этой стратегии подчеркивает важность создания и сохранения отношений: участники переговоров рассматриваются как друзья, которые делают уступки друг другу для культивирования отношений, пытаясь избегать состязания воли, при этом допускаются односторонние потери ради достижения соглашений;

- смешанного - модель, предполагающая за столом переговоров попеременное сочетание мягкой и жесткой стратегий при сохранении общей линии торга.

Мондиализм (от фр. monde - мир) - особая идеология, предполагающая слияние всех государств и народов в единое планетарное образование с установлением мирового правительства, уничтожением расовых, религиозных, этнических, национальных и культурных границ.

Национальный стиль ведения переговоров - приверженность определенным культурным ценностям, традициям и обычаям, ориентация на специфические механизмы принятия решений, а также соблюдение определенных правил поведения, глубоко укорененных в национальной культуре.

Национальный характер - совокупность наиболее ярких волевых и эмоциональных качеств, присущих определенному народу.

Невербальные коммуникации - совокупность жестов, поз, мимики, движения глаз, что в целом принято называть "язык телодвижений".

Нонконформизм (от лат. non - не и позднелат. conformis - подобный, сообразный) - психологическая и социокультурная установка на несогласие с общепринятым или навязываемым властью авторитетом.

"Отзеркаливание" собеседника - психологический прием; копирование жестов и поз партнеров по переговорам, подражание громкости их голоса, интонациям и темпу речи. Имеет большое значение в процессе коммуникации, поскольку выступает одним из способов показать собеседникам, что вы с ними согласны, они вам импонируют.

Парадигма (греч. paradeigma - пример, образец, доказательство, довод) - устоявшиеся образец или модель, создающие осознанную либо неосознанную установку мышления видеть явления в определенном свете или исследовать их в соответствующем методологическом ключе.

Патернализм (от лат. paternus - отцовский, отеческий) - установка на отцовскую опеку (заботу), перенесенная на все общество, свобода которого ограничивается властью, выступающей как благонамеренный опекун народа.

Переговорное досье - папка, совокупность материалов, включающая все важнейшие документы, собранные для предстоящих переговоров: тексты основных выступлений членов делегации, предполагаемые соглашения, а также справочные материалы, подготовленные экспертами по всем аспектам предстоящих переговоров. Содержит также наиболее важные официальные сообщения для публикации в СМИ.

Переговоры международные - специфический вид межличностного взаимодействия иностранных партнеров, ориентированный на разрешение конфликтов или организацию сотрудничества и предполагающий совместное принятие определенного решения, имеющего международное значение.

Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) - социально-философская и политическая концепция, согласно которой существует множество независимых и равноправных начал (позиций, интересов, партий, идеологий), чье разнообразие продуктивно.

Посредник - лицо (а также организация, государство), при участии которого ведутся переговоры между сторонами.

Принципы деловой этики - наиболее общие нравственные требования, регулирующие поведение людей в процессе деловых отношений, включающие ответственность, справедливость, соблюдение правовых норм, уважение и самоуважение партнеров, терпимость к представителям других культур, верований и народов.

Радикализм (позднелат. radicalis - коренной, от лат. radix - корень) - установка на крайние позиции и решительное, ни перед чем не останавливающееся претворение в жизнь тех или иных идейно-политических принципов.

Редукционизм (от лат. reductio - возвращение, приведение обратно) - упрощающая трактовка тех или иных явлений и процессов, связанная со сведением высших форм к низшим (например, духовных факторов - к экономическим, технологическим или биологическим).

Релятивизм (от лат. relativus - относительный) - учение об относительности, условности и проблематичности всех законов и норм: от научных, связанных с познанием, до культурных и нравственных.

Риторика (греч. rhetorike - ораторское искусство) - наука о красноречии, которая обращает внимание на основные принципы речевого воздействия и важнейшие коммуникационные эффекты, позволяющие многократно усилить действенность произносимых слов. Риторический вопрос - вопрос, не требующий ответа.

Связи с общественностью во время переговоров - искусство и наука достижения гармонии в обществе посредством взаимопонимания, основанного на своевременной информированности всех участников переговоров и общественности по поводу важнейших целей, задач и самого процесса проведения переговоров.

Софизм (греч. sophisma - хитрая уловка, измышление) - сознательная подмена тезисов в споре или при доказательстве сомнительных истин. Название ведет свое происхождение от школы софистов в Древней Греции, расшатывавших не только идеалы и достоверные объективные знания, но и многие нравственные ценности.

Стратагема (греч. strategema - военная хитрость), в переводе с китайского - стратегический план, в котором заключена какая-либо ловушка или хитрость.

Стратегия переговоров - разработанная генеральная линия проведения переговоров, направленная на достижение поставленных целей.

Тактика переговоров - конкретные приемы достижения определенных задач на каждом из этапов переговоров.

Фатализм (от лат. fatalis - предопределенный судьбой, роковой) - учение о царстве непреложной необходимости, или предопределении, не оставляющем места ни случайным вариациям, ни альтернативам и связанной с ними свободе человека.

Харизма (греч. charisma - божественный дар, благодать) - личный дар, основанный на исключительных качествах лидера внушать свою волю массам. Термин введен в социально-политические науки немецкими учеными Э. Трёльчем и М. Вебером.

Центризм - политическая установка на то, чтобы избегать крайностей левого и правого радикализма и стремиться к сближению позиций различных политических сил на основе реформистской умеренности.

Эмпиризм (от греч. empeiria - опыт) - установка на наблюдаемые факты, чувственный опыт, а не на умозрительные концепции и поспешные обобщения.