Глоссарий

Движение ресурсов – вид коммерческой и (или) производственной деятельности предприятия, направленный на перемещение ресурсов (в том числе готовой продукции) в требуемых направлениях по согласованию между звеньями логистических систем (в том числе цепей поставок), а также между данными звеньями и другими субъектами внешней среды.

Звено логистической системы – сознательно координируемое социальное образование с определенными границами (организация) или физическое лицо, выполняющее операции (функции) управления потоками материальных, информационных, финансовых ресурсов, а также потоками услуг.

Зона потенциального сбыта продукции – определенная часть географической территории, находящейся в сфере маркетинговых интересов предприятия-поставщика и охватывающей места расположения потенциальных потребителей реализуемой им продукции, которые могут иметь экономическую или иную выгоду от ее приобретения у данного предприятия по сравнению с альтернативными вариантами ее покупки у конкурирующих предприятий.

Концентрация – вид коммерческой и (или) производственной деятельности предприятия, направленный на проектирование, формирование и оптимизацию логистических фокусирующих систем (соответственно, систем обеспечения предприятия ресурсами и систем накопления ресурсов), а также процессов, которые они будут выполнять, и потоков, которые они будут перемещать по определенным траекториям.

Логистика – концепция управления предприятиями, которая связана с воздействиями субъекта управления на потоки ресурсов, перемещающиеся по определенным траекториям с помощью звеньев логистической системы (поставщиков и посредников), которые выполняют консолидацию/разукрупнение объектов данных потоков с целью предоставления конечным потребителям, расположенным на определенной территории, максимальной ценности в рамках заявленных ими параметров количества и качества продукции и услуг и согласованных параметров времени и затрат для их изготовления и реализации.

Логистическая операция – любое действие, нс подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках возникновения, преобразования или поглощения логистического потока.

Логистическая система – система управления потоками ресурсов с целью придания им количественных параметров и качественных характеристик в соответствии с требованиями конечных потребителей объектов данных потоков и получения конкурентных преимуществ звеньями данной системы.

Логистическая функция – обособленная совокупность логистических операций, направленных на достижение целей логистической системы и (или) ее звеньев.

Логистическая цепь – совокупность звеньев логистической системы, последовательно осуществляющих прямое или опосредованное воздействие на логистический поток с целью изменения их параметров, начиная от источника возникновения каждого из них и заканчивая источником поглощения.

Логистический менеджмент – вид деятельности предприятий, который связан с выполнением процессов концентрации, распределения и движения потоков материальных, информационных и финансовых ресурсов, а также потоков услуг с использованием оптимальных для них траекторий, к потребителям, расположенным на определенных территориях, в соответствии с целью, которую предприятия достигают совместно в составе логистической системы (или цепи поставок).

Логистический поток – совокупность объединенных по определенному признаку объектов (множество), перемещаемая в пространстве и во времени и адаптированная к количественным и качественным преобразованиям в соответствии с воздействиями на нее субъекта управления логистической системой.

Логистический сегмент рынка – группа потребителей продукции и услуг, которая является экономически

оптимальной с точки зрения выполнения логистических функций и операций в течение определенного периода времени функционирования логистической системы по согласованию с маркетинговой службой рассматриваемого хозяйствующего субъекта.

Логистический цикл – период времени между началом выполнения одной логистической операции и завершением той же или иной логистической операции.

Распределение – вид коммерческой и (или) производственной деятельности предприятия, направленный на проектирование, формирование и оптимизацию логистических диссипативных систем (соответственно, систем реализации продуктов и услуг и систем разделения ресурсов), а также процессов, которые они будут выполнять, и потоков, которые они будут перемещать по определенным траекториям.

Требование – 1) выраженная в решительной, категорической форме просьба, распоряжение; 2) правило, условие, обязательное для выполнения; 3) внутренние потребности, запросы; 4) официальный документ с просьбой о выдаче чего-нибудь, направления кого (чего-нибудь) куда-нибудь.

Управление возвратами – процесс перемещения продукта из точки его потребления через звенья цепи поставок к точке происхождения (производства), чтобы восстановить его ценность или обеспечить правильную утилизацию данного продукта.

Управление отношениями с поставщиками – скоординированная программа действий (интегрированный бизнес-процесс), разработанный совместно покупателем и поставщиком, чтобы улучшить общие показатели функционирования и снизить общие издержки цепи поставок.

Управление отношениями с потребителем – бизнес- процесс, предусматривающий выявление, привлечение и удержание наиболее ценных для звеньев цепей ценности потребителей.

Управление требованиями ("demand management") – это вид деятельности субъектов рыночных отношений (потребителей, поставщиков, посредников и др.), связанный с организацией их взаимодействия по поводу согласования и мониторинга количественных параметров и качественных характеристик компонентов логистики как концепции управления данными субъектами, а также систем и процессов проектирования, создания и доставки ценности конечному потребителю.

Управление требованиями ("requirements management") – 1) процесс, включающий идентификацию, выявление, документацию, анализ, отслеживание, определение приоритетов требований, достижение соглашения по требованиям и затем управление изменениями и уведомление соответствующих заинтересованных лиц; 2) систематический подход к выявлению, организации и документированию требований к системе, а также процесс, в ходе которого вырабатывается и обеспечивается соглашение между заказчиком и выполняющей проект группой по поводу меняющихся требований к системе.

Управление ценностью – 1) вид деятельности предприятий, включающий управление отношениями с потребителями в течение долгосрочного интервала времени; управление товаром и его коммерциализацию; финансовый менеджмент, учитывающий интересы участников цепей поставок; и логистический менеджмент, обеспечивающий доставку ценности потребителям; 2) промежуточная концепция управления предприятиями, которая связана с воздействиями субъекта управления на ресурсы и траекторию движения их потоков с целью создания ценности для конечных потребителей, находящихся на определенной территории, заказавших определенное количество продуктов и услуг определенного требуемого качества в установленное время и соглашающихся компенсировать затраты предприятия (поставщика), которые связаны с проектированием, созданием и доставкой этих продуктов и услуг.

Управление цепями поставок – 1) вид деятельности предприятий, включающий стратегический менеджмент сети этих предприятий; управление отношениями с поставщиками внутри и вне этой сети; логистический менеджмент и технологический менеджмент, которые формируют выполнение заказа и управление возвратами для создания и доставки ценности потребителям; 2) промежуточная концепция управления предприятиями, которая связана с воздействиями субъекта управления на линейно упорядоченные звенья логистической системы (поставщиков и посредников), которые выполняют консолидацию/ разукрупнение объектов потока ресурсов в соответствии с целями их потребителей.

Ценность – общая экономия или удовлетворение, получаемое покупателем в результате потребления (использования) приобретенного им блага, т.е. та польза, которую это благо ему приносит.

Цепь создания ценности – 1) взаимосвязанный набор видов деятельности, которые формируют ценность для потребителя, начиная от исходных источников сырья и материалов для поставщиков и заканчивая готовой продукцией, доставленной конечному потребителю, или услугой, предоставленной конечному клиенту; 2) комплекс задач, которые требуется решить, чтобы поставить продукты или услуги на рынок конечным потребителям.

Цепь ценности – совокупность звеньев экономической системы, последовательно осуществляющих прямое или опосредованное воздействие на траекторию движения логистических потоков с целью непрерывного наращивания достоинств (ценности) конечного продукта и (или) услуги для конечного потребителя, начиная от источника возникновения каждого из этих потоков и заканчивая источником их поглощения.