Глоссарий
Абдукция – операция перехода от индуктивных принципов к дедуктивным. Знаменует собой переход от индукции к дедукции. См. дедукция, аддукция, индукция.
Аддукция – операция перехода от предсказанных переменных к их эмпирическим значениям. Является выражением смысла эксперимента, знаменует собой переход от дедукции к индукции.
Верификация – подтверждение теории, концепт из неопозитивизма. См. фальсификация.
Вменение ценностей – рассмотрение чего-то в качестве символа некоторой ценности. Актуально только в случае, если объект или его признаки действительно необходимы для достижения некоторой ценности.
Герменевтика – см. философия герменевтическая.
Гипотеза – теория на стадии дедукции.
Гносеология – теория познания, то же самое, что эпистемология.
Дедукция – переход "принципы – законы – переменные". Составляет первый этап концептуальной трансдукции.
Закон дедуктивный – связь между переменными на стадии дедукции.
Закон индуктивный – связь между переменными на стадии индукции.
Закон научный – связь между переменными.
Закон эмпирический – то же самое, что закон индуктивный. Строго говоря, на стадии эксперимента нет законов. Они появляются лишь на стадии индукции.
Знак – нечто, представляющее не себя, а то явление, с которым оно взаимосвязано.
Знание – теории и их фрагменты, представленные в языковой или ментальной форме.
Идеализация – понятие, полученное посредством упрощения некоторых черт изучаемых явлений.
Изоморфизм – соответствие структур, функций систем или их элементов.
Индукция – переход от экспериментальных фактов к индуктивным законам и принципам.
Интерпретация – разъяснение смысла чего-либо посредствам некоторой теории.
Истина – знания в составе интерпретационного строя теорий.
Истина прагматическая – знание в составе самой развитой аксиологической теории.
Концепт – относительно самостоятельные компоненты теории, в частности, переменные, законы, принципы. Концепт всегда выступает как постижение множественного посредством одного.
Концепция – то же, что и теория.
Метанаука – наука, предметом изучения которой является другая наука, которую называют субнаукой.
Метод абдуктивный – правила осуществления абдукции.
Метод аддуктивный – правила осуществления аддукции, эксперимента.
Метод аксиоматический – дедуктивный метод.
Метод дедуктивный – правила осуществления дедукции.
Метод индуктивный – правила осуществления индукции.
Метод научный – тщательно выверенный способ проведения научной работы.
Метод проблемный – правила осуществления проблематизации.
Метод системный – правила изучения элементов, связей и отношений в рамках их некоторого единства.
Методология – учение о методах научного исследования.
Моделирование интернаучное – установление соответствия между различными науками. При этом одна из наук рассматривается в качестве рецептора, а другая – в качестве донора.
Модель явления интратеоретическая – теоретический образ изучаемого объекта на стадии, непосредственно предшествующей эксперименту.
Наука – теории в составе своего интерпретационного ряда.
Науки аксиологические – науки, концепты которых являются ценностями.
Науки естественные – науки, концепты которых являются не ценностями, а описаниями (дескрипциями).
Науки прагматические – то же самое, что науки аксиологические.
Объект – вещь как совокупность признаков, сведения о которых содержит теория.
Онтология – учение об объектах.
Парадигма – образцовое знание.
Переменная – элементарный концепт.
Позитивизм – философское направление с акцентом на эксперимент и индукцию. Прошел три этапа развития. Первый – O. Конт, Дж. С. Милль, второй – Э. Мах, Р. Авенариус, третий – P. Карнап, X. Рейхенбах. Третий этап развития позитивизма часто называют неопозитивизмом, или логическим позитивизмом. Достижения позитивизма ассимилированы аналитической философией.
Понятие – то же, что концепт.
Прагматик–сторонник прагматизма, философского направления.
Прагматика – та часть теории, в которой акцент делается на понятиях как ценностях.
Принцип – наиболее содержательный концепт, придающий тот или иной смысл законам и переменным.
Проблема – затруднение теории, препятствующее ее развитию.
Проблематизации – целенаправленный поиск, осмысление и преодоление проблем.
Рационализм критический – философское направление, основателем которого является К. Поппер. Акцент делается на дедукции и фальсификации.
Революция научная – события, обусловившие резкий рост научного знания.
Редукционизм – концепция, согласно которой одни науки сводятся к другим. Например, полагают, что химия может быть сведена к физике.
Релятивизм – философское учение, абсолютизирующее изменчивость знания.
Ряд теорий интерпретационный – строй теорий, начинающийся с самой развитой теории. Интерпретационный ряд теорий строится на основе проблемного ряда теорий.
Ряд теорий проблемный – ряд теорий, в котором каждая поВперед концепция преодолевает некоторые затруднения своей предшественницы.
Семиотика – наука о знаках.
Символ (в составе семиотики) – знак некоторого концепта.
Система – совокупность элементов, объединенных связями и отношениями в рамках некоторого единства.
Субнаука – базовая наука, предметом которой являются некоторые объекты и процессы. Субнаука является предметом метанауки.
Теория – управление связной совокупностью концептов, а именно принципов, законов и переменных.
Трансгрессия – непрекращающаяся изменчивость чего- либо.
Трансдисциплинарность – максимально полная реализация интернаучных отношений.
Трансдукция – управление концептами, их переходами.
Трансдукция интернаучная – переходы между науками, или междисциплинарные связи.
Трансдукция интертеоретическая – переходы между теориями, в частности, в составе проблемных и интерпретационных рядов теорий.
Трансдукция интратеоретическая – объединение дедукции, аддукции, индукции и абдукции.
Фальсификация – опровержение теории.
Физикализм – присвоение какой-либо науке черт, которые присущи только физике.
Философия – общая метанаука.
Философия аналитическая – одно из основных современных философских направлений, характерное, в первую очередь, для англоязычного мира. Его особенность состоит, во-первых, в опоре на эксперимент; во-вторых, в тщательном лингвистическом и логическом анализе, понимаемом как незаменимое средство достижения максимально возможной научной ясности. Виднейшие представители аналитической философии – Л. Витгенштейн, Р. Карнап, У. Куайн.
Философия герменевтическая – одно из основных современных философских направлений, в рамках которого все концепты группируются вокруг проблемы взаимопонимания людей в процессе их диалога друг с другом. Крупнейшие представители этого направления – В. Дильтей, Х.-Г. Гадамер и Ю. Хабермас.
Философия диалектическая – философское направление, в рамках которого движущими силами всего происходящего являются диалектические противоречия. В науке концепт диалектического противоречия считается ложным. Крупнейшие представители диалектики – Г. Гегель и К. Маркс.
Философия науки – метанаука, предметом которой является критика, проблематизация и тематизация базовых наук.
Философия постструктуралистская – одно из основных современных философских направлений, сердцевиной которого является проблема плюрализма. Виднейшие представители направления – М. Фуко, Ж. Деррида и Ж.-Ф. Лиотар.
Философия феноменологическая – одно из основных современных философских направлений, в рамках которого концепты понимаются как синтез переживаний. Основателем феноменологии является Э. Гуссерль.
Школа историческая (в философии) – совокупность теорий о динамике теорий. Виднейшими представителями являются К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд.
Ценности – концепты аксиологических наук. Их количественными мерами являются оценки.
Эксперимент – исследование изучаемого явления посредством манипулирования им в специально созданных условиях. То же самое, что аддукция.
Эпистемология – теория познания. То же самое, что гносеология.