Глоссарий

Анализ – мысленное или реальное расчленение объекта на элементы, сопоставление элементов, предметов или явлений в той или иной сфере действительности, изучение посредством расчленения и сопоставления, метод исследования.

Аспект исследования – грань изучения проблемы, одна из сторон ее проявления (например, организационный, социальный, психологический аспекты).

Вопрос – форма представления проблемы, обращение для получения информации, средство коммуникаций людей.

Восприятие – сложный процесс интеллектуального и эмоционального отражения реальности, определяющий ориентирование человека в окружающей среде, распознавание предметов, признаков, свойств действительности и своего места в ней.

Гипотеза – предположительное и предварительное представление об изучаемом предмете исследования, основанное на ранее полученных сведениях или знании и необходимое для первого шага изучения явления. Для некоторых видов исследования гипотеза может быть их конечным результатом. Это вероятностное знание, предварительное объяснение.

Декомпозиция – метод исследования, заключающийся в обоснованном разделении целого на части по критериям функционального вхождения части в целое, критериям содержания целого. Отличается от классификации тем, что предметом разделения является не общность явлений, а целостность их существования.

Делегирование – передача полномочий, прав, обязанностей, функций, ответственности и т.д. другому лицу или звену системы управления.

Дефиниция – определение понятий, построенное по принципам формальной логики и служащее конструкционной основой научной концепции.

Деятельность – совокупность сознательных действий человека для достижения какой-либо цели.

Диалектика – комплекс принципов исследования, направленных на поиск и учет противоречий, тенденций развития и отрицаний.

Диалектический подход к исследованию – использование объективно обусловленных, научно разработанных, практически проверенных и наиболее эффективных в конкретных условиях таких принципов исследования, как, например, принципов комплексности, системности, развития, взаимоотношения общего и особенного, качества и количества, целого и части, и т.д.

Дихотомия – вид классификации, разделение на две группы по определенным признакам, выявление и исследование противоречий.

Доказательство – интеллектуальная операция, состоящая в установлении истинности некоторого суждения посредством его вывода из других суждений, истинность которых полагается установленной до этой операции и независимо от нее, а также посредством подтверждения фактами и практической деятельностью.

Закономерность – устойчивая тенденция изменений, объективные связи явлений, определяющие их изменения.

Знания – закрепленное в мышлении человека отражение окружающей его действительности, понимание явлений и предметов, фактор, определяющий осознанные ориентиры поведения и деятельности.

Имитация – подражание чему-либо, воспроизведение существующего, отличающееся от оригинала.

Инновации – поиск, определение и реализация различных новшеств, нововведений в деятельности человека, отражающих его потребность в изменениях, развитии, модернизации, реконструкции, совершенствовании, реформировании и пр.

Интегральный интеллект – эффект объединения интеллектуальных возможностей исследователей посредством соответствующего их отбора и организации совместной деятельности.

Интересы – реальная причина действий человека, которая определяется его потребностями, мотивами, ценностями, идеями, опасениями и пр. Стремление достичь какого-либо результата.

Интуиция – способность постижения истины без ее обоснования и доказательства, необъяснимое ощущение реальности, идущее из подсознания человека и определяющее некоторые стороны его поведения. Степень развитости интуиции влияет на эффективность исследования.

Информация – структурированное и предметно-объектное отражение в сознании человека окружающего его мира, мыслительное воспроизведение человеком действительности, совокупность сведений об исследуемой проблеме.

Исследование – вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и ОГЛАВЛЕНИЕ явлений, познать и оценить проблемы, определить тенденции развития, найти возможности использования знаний в практической деятельности, в частности в практике управления.

Качество исследования – комплексная совокупность свойств и характеристик исследования, отражающая его особенность и позволяющая оценить его результативность.

Классификация – прием, посредством которого из некоторого множества объектов выделяются все входящие в него классы таким образом, чтобы каждый, принадлежащий исходному множеству объект, попал в один и только в один класс, разделение множества явлений или предметов на группы по признакам одинаковых или родственных, близких свойств или характеристик.

Консультации – советы и рекомендации, даваемые специалистами на основе изучения конкретных обстоятельств деятельности и ведущие к улучшению результатов работы.

Концепция – комплекс ключевых положений, достаточно полно, целостно и всесторонне раскрывающих сущность, ОГЛАВЛЕНИЕ и особенности исследуемого явления, его существование в действительности или проявление в практической деятельности человека, служит основой разработки программы или плана действия.

Концепция исследования – комплекс ключевых положений методологического характера, определяющих подход к исследованию и организации сто проведения.

Критерий – основа сопоставления и выделения групп явлений или отдельных их свойств для установления классификационной или типологической принадлежности.

Логика – 1. Механизм мышления, обеспечивающий эффективность интеллектуальной деятельности человека. 2. Оперирование понятиями и суждениями как инструментами интеллектуальной деятельности человека в процессе исследования, совокупность мыслительных операций, позволяющих, опираясь на правила определения и построения суждений, делать умозаключения, дающие новое знание.

Менеджер – человек, осуществляющий профессиональную управленческую деятельность в условиях рыночной экономики; лицо, принимающее решения по согласованию совместной деятельности в группе и организующий реализацию этого решения, опираясь на полномочия или лидерство.

Методология исследования – логическая организация исследования, предполагающая осознание его цели, распознавание проблем, являющихся предметом исследования, выбор средств и методов исследования, определение рациональной последовательности исследовательской деятельности.

Методы исследования – способы проведения исследования, опирающиеся на определенные средства исследовательской деятельности – интеллект, эксперимент, документ, обобщенное мнение, тест, статистику и т.д.

Мышление – интеллектуальная деятельность человека, позволяющая познавать окружающий мир и определяющая сознательное поведение человека в природе и обществе.

Объект исследования – область деятельности человека, в которой обнаруживается и распознается проблема, требующая ее познания и разрешения. Среда, в которой проявляется проблема.

Операция – элемент процесса деятельности человека, элементарное действие, составляющее процесс деятельности.

Опыт – основанное на практике знание действительности, накопленные навыки деятельности.

Организация исследования – упорядочение исследовательских действий по временны́м, пространственным и содержательным критериям посредством регламентов, нормативов, инструкций, организационных требований и ограничений, а также установления ответственности; порядок проведения исследования, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.

Оценка – операция сравнения чего-либо с принятым критерием, отражающим нормативную ценность. Критерий может быть представлен в шкале оценок.

Персонал управления – работники, выполняющие функции и полномочия управления и представленные в комплексе всех своих индивидуальных качеств.

План исследования – организационная основа исследования, предполагаемая последовательность ключевых мероприятий, ведущих к разрешению проблемы, установление сроков, исполнителей и условий (требований) проведения исследования.

Планирование (исследования) – деятельность по разработке комплекса необходимых действий для достижения определенного результата. Является основой процессуальной организации исследования и контроля его проведения.

Поведение – процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью.

Подход – исходная и наиболее удачная позиция для "вхождения" в проблему, начальная позиция, отправная точка исследования, ограничение проблематики исследования (методологический подход и пр.).

Подход к исследованию – исходная позиция исследователя, определяющая выбор средств и методов исследования, пути и организацию его проведения.

Показатель – характеристика ситуации (проблемы, явления, системы управления, информации и пр.), отражающая ее основные черты и особенности, позволяющая ее оценивать, распознавать, познавать, сравнивать и пр. Показатели могут быть количественными и качественными.

Полемика – острый спор, дискуссия, столкновение мнений по какой-либо проблеме. Метод исследования, позволяющий в столкновении мнений находить новые аргументы, подходы, совершенствовать логику рассуждений.

Понятие – обозначение явлений и предметов действительности в мышлении человека, инструмент логического оперирования, обобщение существенных свойств и связей явлений.

Потребности – нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности, источник активности и поведения человека.

Потребность в исследовании – степень остроты проблемы, появление необходимости и возможности ее изучения. Проявление профессионализма управления, научного подхода к разработке управленческих решений, инновационный стиль управления.

Практика – целесообразная и в основе своей материальная деятельность людей по освоению и преобразованию объективной действительности; главный фактор и критерий познания человека и общества.

Предмет исследования – конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

Принцип – правило, которому сознательно следуют при осуществлении какой-либо деятельности.

Проблема – реальное противоречие, требующее своего разрешения на основе исследования его истоков, содержания, характера и возможных последствий.

Программа исследования – комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, а также предполагаемый результат.

Профессионализм – совокупность знаний, опыта, навыков и искусства в какой-либо области деятельности, ведущих к устойчивому успеху выполнения работы.

Процесс (исследования) – закономерная последовательность этапов проведения исследований: цель, формулирование проблемы, поиск подходов, определение методов, анализ вариантов, получение результата, комбинация и последовательность использования средств и методов исследования, различных операций и процедур.

Результат исследования – в зависимости от целей и вида исследования: комплекс научных положений, объясняющих то или иное явление, конкретные рекомендации по преобразованию системы управления, разрешение обострившихся противоречий, комплекс нововведений, обусловленных тенденциями развития, методика выполнения какой-либо работы.

Ресурсы – предметы и средства осуществления деятельности и получения необходимого результата.

Ресурсы исследования – комплекс средств и возможностей, обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.

Решение – целенаправленная успешная деятельность по разрешению проблемы.

Свойства – отличительные признаки предмета или явления, отражающие его сущность, ОГЛАВЛЕНИЕ и особенности.

Синектика – метод исследования, основанный на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности.

Система – совокупность функционально различных, но взаимосвязанных образований (элементов, компонентов и пр.), определяющая целостность ее существования во внешней среде.

Система управления – 1. Совокупность отношений управления в социально-экономической системе (организации). 2. Система действий менеджера по реализации воздействия на деятельность группы. 3. Совокупность звеньев и связей между ними, участвующих в том или ином виде в процессе управления.

Ситуация – сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку.

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного вида деятельности. Не сводятся только к наличию знаний, умений и навыков; обнаруживаются в глубине, быстроте и надежности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей характеризует наличие таланта.

Стратегия – деятельность человека (или программа деятельности), основанная на предвидении будущего, прогнозировании событий и ориентированная на долгосрочные цели.

Стратификация – метод исследования, заключающийся в выделении страт (слоев) в тех явлениях, которые можно рассматривать как многослойные (атмосфера, месторождения, вертикаль управления, образование и пр.)

Стратификация – определение слоев (страт) в сложном, многослойном явлении.

Тактика – деятельность человека (или программа деятельности), основанная на глубоком анализе существующей ситуации и ориентированная на использование особенностей ситуации для достижения устойчивого успеха или неуклонного продвижения к стратегическим целям.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью, психологическое состояние человека, определяющее стремление к неизведанному, поиск нового, жажду открытия. Интеллектуально-эмоциональное состояние человека, позволяющее ему делать открытия.

Тенденция – направленность и общие характеристики какого-либо процесса (изменений, развития, мысли, поведения, отношения и пр.).

Тест – метод исследования в количественных параметрах глубинных процессов деятельности человека. Основан на анализе высказываний, сконструированных по целям исследования и соответствующим критериям оценок.

Техника (исследования) – технические устройства, используемые при проведении исследования (например, компьютеры).

Типологический анализ – сопоставление типов исследований с целью определения их преимуществ и недостатков и выбора наиболее эффективного в конкретных обстоятельствах.

Типология – разделение и систематизация объектов по критерию обобщенной модели, типичного состояния, практического образца.

Типология исследования – разнообразие исследований, упорядоченное по критериям практической типичности, образцам реального существования. Логическая схема различных типов исследования.

Управление – целенаправленное воздействие менеджера (руководителя) или органов управления (управляющей системы), согласующее и объединяющее совместную деятельность людей.

Факт – событие, реальность которого не подвергается сомнению.

Фактология – система (полнота, достаточность, связи) фактов, отражающих ситуацию; логика фактов, определяющая оценки, объяснение, решение.

Характеристика – совокупность фактов, отражающих ОГЛАВЛЕНИЕ, состояние или изменения того или иного явления.

Цель исследования – идеальный образ сущности, содержания, особенностей и состояния предмета исследования, определяющий получение нового знания, открывающий новые возможности эффективной деятельности человека.

Эксперимент – метод исследования, основанный на искусственном воспроизведении реальной действительности с целью определения характера проблем и нахождения вариантов их решения.

Эффективность исследования – соизмерение, сопоставление результата исследования и величины использованных для его получения ресурсов.