Высокий эмоциональный интеллект лидера
Эмоциональный интеллект – это системное явление, интегрирующее такие необходимые в области общения составляющие, как самопознание, управление собственными эмоциями, самомотивация, распознавание и управление эмоциями других людей (основанные на эмпатии), поддержание взаимоотношений (коммуникативность).
Пять главных областей эмоционального интеллекта по мнению Д. Гоулмана:
1. Знание своих эмоций. Самосознание – распознавание какого-либо чувства, когда оно возникает, – есть краеугольный камень эмоционального интеллекта... Способность время от времени отслеживать чувства имеет решающее значение для психологической проницательности и понимания самого себя. Неспособность замечать свои истинные чувства оставляет нас на их произвол. Люди, более уверенные в своих чувствах, оказываются лучшими лоцманами своей жизни, меньше сомневаясь в правильности различных решений, начиная с того, на ком жениться или за кого выйти замуж, и кончая тем, за какое дело взяться.
2. Управление эмоциями. Умение справляться с чувствами, чтобы они не выходили за подобающие рамки, – это способность, которая основывается на самосознании. Это способность успокоить самого себя, избавиться от безудержной тревоги, уныния или раздражительности и тем самым избежать последствий неудачи при овладении этим основным искусством справляться с эмоциями. Люди, которым не достает этой способности, постоянно сражаются с мучительным беспокойством, тогда как люди, ею обладающие, умеют гораздо быстрее приходить в норму после жизненных неудач и огорчений.
3. Самомотивация (мотивация для самого себя). Приведение в порядок собственных эмоций, чтобы сосредоточиться на достижении целей, овладеть собой и не утратить способность к творчеству. Самоконтроль над эмоциями – отсрочивание удовлетворения и подавления импульсивности – лежит в основе всяческих достижений. Способность привести себя в состояние "вдохновения", "драйва" обеспечивает достижение выдающегося качества любых действий. Люди, владеющие этим искусством, как правило, оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы они ни взялись. Управление чувствами подразумевает умение перенаправлять эмоции, устранять демотивацию, находить позитивный аспект в каждой негативной ситуации, расслабляться, не утрачивать ассертивность, т.е. уверенность в себе. Поддержанию оптимизма и перенаправлению эмоций способствуют внутренние диалоги, признание получения опыта любого рода в качестве ценности высокого порядка. В этом случае вы всегда сможете в "бочке дегтя найти хотя бы ложку меда".
4. Распознавание эмоций других людей. Эмпатия, еще одна способность, опирающаяся на самоосознание, является основным человеческим даром. Предметом исследования являются корни эмпатии, социальные издержки эмоциональной глухоты и причины, по которым эмпатия побуждает к альтруизму. Люди, способные сопереживать, больше настроены на тонкие социальные сигналы, указывающие, чего хотят или в чем нуждаются другие люди. Это делает их более подходящими для профессий или занятий, связанных с заботой о других, например, для преподавания, торговли и управления.
5. Поддержание взаимоотношений. Искусство поддерживать взаимоотношения по большей части заключается в умелом обращении с чужими эмоциями. С этим связано понятие социальной компетентности и некомпетентности и сопряженными с ним специфическими навыками и умениями. Это те способности, которые укрепляют популярность, лидерство и эффективность межличностного общения. Люди, отличающиеся подобными талантами, отлично справляются со всеми делами, успех которых зависит от умелого взаимодействия с другими; они – просто звезды общения[1].