Лекция 19. ГЛОБАЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНОКРЕДИТНЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

В результате изучения главы 19 студент должен:

знать

• основные источники и способы получения информации, анализа и обработки данных, необходимых для анализа деятельности международных валютно-финансовых организаций;

• основные концепции, методы организации и типы международных финансовых организаций;

• исторические аспекты эволюции международных финансовых организаций;

• роль МВФ и группы ВБ в эволюции валютно-кредитных отношений;

• основные методы анализа состояния банковских систем, применяемые БМР;

• теоретические характеристики и практические аспекты кредитной деятельности МВФ и группы ВБ;

уметь

• давать оценку функциям и направлениям деятельности МФО;

• анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о деятельности международных финансовых организаций;

• выявлять проблемы экономического характера при анализе и оценке эффективности принимаемых решений по управлению и регулированию МВКО международными финансовыми организациями;

владеть

• навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы международных финансовых организаций;

• навыками использования информации, в том числе полученной в глобальных компьютерных сетях, с целью анализа особенностей функционирования международных финансовых организаций;

• терминологией, описывающей процессы функционирования международных финансовых организаций;

• историческими данными, объясняющими процессы эволюции международных финансовых организаций.

Понятие и классификация международных валютно-кредитных и финансовых организаций

Важным элементом современной мировой валютно-кредитной и финансовой системы являются международные валютно-кредитные и финансовые организации. Трудно в наши дни найти человека, не слышавшего о Международном валютном фонде или Всемирном банке.

Возникновение международных финансовых организаций было объективно обусловлено тем, что участники международных валютнокредитных отношений имеют, как общие для всех интересы (стабильность валютно-кредитной системы, быстрое и бесперебойное прохождение платежей), так и свои национальные, региональные и (или) частные интересы. Естественно, страны, компании, банки склонны ставить частные интересы выше региональных или национальных интересов. Примером этого может служить политика жесткого протекционизма, проводимая большинством стран в период Великой депрессии (1929–1930-е гг.). Британский экономист Дж. Робинсон дала этой политике исчерпывающее название "политика разорения соседа". В краткосрочной перспективе подобная политика может привести к определенному выигрышу, но в долгосрочной – от ее реализации проигрывают все, включая страну, проводящую такую политику. Поэтому для эффективного функционирования мировых финансов необходимы определенные структуры, заботящиеся о защите общих интересов участников экономической деятельности и международного валютно-кредитного рынка.

На уровне национальной экономики такую роль выполняют государственные органы, контролирующие деятельность компаний и банков и осуществляющие перераспределение финансовых ресурсов через кредитно-банковскую и финансовую системы.

На общемировом уровне эту функцию выполняют различные международные валютные, кредитные и финансовые организации. Первые международные организации, действующие в экономической, в том числе и финансовой сфере, зародились еще в Средние века. Наиболее ярким их представителем является знаменитый Ганзейский союз, объединявший вольные торговые города Северной Европы. Важную роль в средневековой европейской экономике играли также международные банкирские и торговые дома.

В XIX в. появляются уже знакомые нам формы межгосударственной экономической и финансовой интеграции•, тарифные, таможенные и денежные союзы, взаимодействие эмиссионных банков колоний и протекторатов с центральными банками метрополии и т.д. Однако значимость большинства из этих форм была невелика, что объясняется рядом факторов. Во-первых, в данный период технологии транспорта и связи были развиты слабо, поэтому возможности быстро связаться, согласовать свои действия, выработать единую политику у государственных органов были невелики. Во-вторых, в XIX в. глобализация мировой экономики была существенно меньше, чем в наши дни. Потенциальные выгоды от регулирования международных экономических отношений были не столь велики, чтобы оправдать издержки организации такого наднационального регулирования. Кроме того, финансовые технологии в этот период также были развиты слабо, что ограничивало набор рычагов влияния на международные валютно-кредитные и финансовые отношения, доступных для государств.

Ситуация радикально изменилась к 1920-м гг. Усложнение производственных технологий привело к углублению международного разделения труда и возросшей взаимозависимости стран мира, а развитие технологий транспорта и связи повысило оперативность международной координации действий. Ряд международных организаций, созданных в этот период (Банк международных расчетов, Международная торговая палата) действует и в настоящее время, являясь важными элементами инфраструктуры мирового финансового рынка и мировой экономики. Тем не менее в целом в этот период международные организации еще не играли существенной роли в мировой экономике. Это связано с тем, что существовали экономические предпосылки к развитию международных организаций, но отсутствовали предпосылки политические. В условиях сохранения международной напряженности и постоянных конфликтов страны были не готовы поступиться частью своего суверенитета в пользу международных организаций. Такие предпосылки сложились лишь после Второй мировой войны.

Во-первых, после разгрома гитлеровской Германии и се союзников, капиталистический мир стал сравнительно един в политическом отношении. Во-вторых, война продемонстрировала издержки разрешения конфликтов силовым путем и стимулировала поиск компромиссов, в том числе и за счет передачи спорных вопросов в сферу компетенции международных организаций. Уже в 1944 г. было подписано соглашение о создании Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). К настоящему времени в мире функционирует несколько сот государственных и негосударственных международных организаций.

Основной функцией международных валютно-финансовых организаций является защита общих интересов участников мирового финансового рынка и мировой экономики. Можно выделить три основных направления реализации этой функции. Первое направление состоит в том, что международные финансовые организации (МФО) осуществляют управление общими валютно-финансовыми ресурсами. В частности, для устойчивого и стабильного развития мировой экономики целесообразно оказывать поддержку странам, испытывающим временные трудности (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, неурожай и т.д.). Однако зачастую проблемы одних стран для других являются возможностью усилить свои экономические и политические позиции. В этом случае странам, столкнувшимся с проблемами, помощь не оказывается или оказывается на очень жестких условиях. Поэтому необходимы международные аналоги касс взаимопомощи, консолидирующие средства своих членов и использующие их для льготного кредитования проблемных стран (международные банки и фонды).

МФО осуществляют кредитование и финансирование (во многих случаях – на безвозвратной основе) приоритетных для мира в целом или отдельных регионов проектов (экология, образование, борьба с преступностью и т.д.). Естественно, отдельные страны и сами финансируют такие проекты. Однако, чаще всего, при этом финансируются те проекты, которые наиболее значимы для соответствующих стран. В результате финансирование важного направления осуществляется неоднородно, что снижает его эффективность. К примеру, каждая конкретная страна, финансируя борьбу с преступностью, прежде всего, концентрируется на борьбе с преступлениями, совершаемыми на ее территории. В то же время, финансирование борьбы с иностранными преступниками, находящими убежище в стране, финансируется по остаточному принципу. Подобный подход снижает эффективность деятельности правоохранительных органов во всех странах. Проблемы, связанные с неоднородностью финансирования, преодолеваются при помощи целевых международных фондов, финансирующих те проекты, которые систематически недофинансируются на национальном уровне.

На практике взаимодействие с международными организациями, управляющими валютно-кредитными и финансовыми ресурсами, играет не слишком большую роль в большинстве национальных экономик. Расходы на финансирование МФО составляют небольшую часть (менее 1%) государственных расходов в целом. При этом значительную часть финансовых операций государств составляют операции, связанные с реализацией денежно-кредитной и фискальной политики. Если политика стран, связанных друг с другом торговыми и финансовыми отношениями, существенно различается, возникает риск снижения ее эффективности. К примеру, если центральный банк одной страны проводит рестрикционную политику, а центральный банк другой страны – экспансионистскую политику, компании из первой страны легко могут привлекать заимствования во второй. В результате нивелируется эффект национальной рестрикционной политики (так как компании могут привлекать дешевые заимствования в стране, проводящей экспансионистскую политику). Одновременно снижается и эффективность экспансионистской политики (так как значительная часть средств, предоставляемых центральным банком кредитным организациям своей страны, вывозится в страну, проводящую рестрикционную политику). Для повышения эффективности государственной политики необходима ее координация. Особенно значима эта задача в условиях финансовых кризисов, когда потенциальные потери из-за неэффективности финансовой политики резко увеличиваются. Одним из механизмов координации фискальной и денежно-кредитной политики являются МФО, предоставляющие странам площадку для дискуссий, независимую экспертизу проектов действий и т.д.

Второе направление деятельности международных организаций – разработка международных стандартов. Использование единых стандартов резко сокращает транзакционные издержки международных операций и выгодно для всех участников международной экономической деятельности. Однако зачастую одни страны выигрывают от определенных стандартов существенно больше, чем другие (достаточно вспомнить дискуссии о выигрыше англоговорящих стран от того, что английский язык стал основным языком международного общения). Поэтому разработка и внедрение стандартов зачастую делегируется международным организациям.

Среди стандартов, устанавливаемых международными организациями, с некоторой долей условности можно выделить две основных группы. К первой относятся технические стандарты (кодовые обозначения валют и ценных бумаг, порядок оформления банковских документов и т.д.). Эти стандарты не представляют преимуществ кому-либо, они лишь упрощают совершение операций. Поэтому их внедрение не сталкивается с проблемами.

Вторую группу составляют стандарты государственного регулирования кредитно-банковского и финансового сектора (банковского надзора, регулирования рынка ценных бумаг и т.д.). Использование единых стандартов регулирования важно для стран, экономически связанных друг с другом, особенно – для стран, входящих в интеграционные группировки. В противном случае у участников мирового финансового рынка появляется возможность использования различий в нормах государственного регулирования разных стран (так называемого регулятивного арбитража). Банки и участники рынка ценных бумаг переводят свои операции в страны, в которых используются более мягкие стандарты регулирования соответствующих операций. Регулятивный арбитраж не только снижает эффективность финансового регулирования, но и создает "перекосы" в функционировании финансового сектора и создает предпосылки для наращивания системного риска.

В то же время механическое заимствование международных стандартов также может привести к негативным последствиям, так как каждая страна характеризуется специфическими особенностями национальной финансовой системы. Использование стандартов, разработанных для другой финансовой системы, может снизить конкурентоспособность национальной финансовой системы. Поэтому в большинстве стран международные стандарты финансового и валютно-кредитного регулирования используются как основа для разработки национальных стандартов регулирования.

Третье направление деятельности международных финансовых организаций – оказание услуг своим членам. Некоторые услуги (к примеру, обеспечение безналичных расчетов) необычайно важны для эффективного и бесперебойного функционирования национальной экономики. Оказание этих услуг коммерческими структурами или государственными органами отдельных стран дает им серьезные рычаги воздействия на своих клиентов. Поэтому для оказания этих услуг создаются специальные международные организации (схожим образом на национальном уровне для оказания услуг образования или охраны правопорядка создаются государственные структуры). К этой же группе организаций относятся и третейские суды, посредничающие в конфликтах между странами (к примеру, Международный центр урегулирования инвестиционных споров, входящий в группу Всемирного банка).

Наконец, организации, объединяющие ограниченные группы участников, могут выступать в качестве инструмента лоббирования интересов своих участников (так, Организация стран – экспортеров нефти лоббирует интересы нефтяного сектора, а региональные интеграционные объединения – интересы соответствующего региона).

Многие международные валютно-финансовые организации в той или иной мерс реализуют все три названных выше направления. По, как правило, одно из этих направлений является приоритетным. Это позволяет использовать классификацию МФО по их функциональности. В рамках этой классификации возможно выделить пять основных групп международных финансовых организаций: кредитные организации (консолидирующие средства своих членов и предоставляющие эти средства целевым группам заемщиков на условиях возвратности), целевые фонды (консолидируют средства своих членов и предоставляют их на безвозвратной основе), координирующие организации (согласовывают политику своих членов), организацииразработчики стандартов и, наконец, организациипоставщики услуг.

Международные координирующие организации и организации – разработчики стандартов на международном уровне слабее, нежели государственные регулирующие органы на национальном. Это обусловлено двумя причинами. Во-первых, МФО не обладают эффективными рычагами давления на страны (даже наиболее влиятельные международные организации, такие как МВФ и ВТО могут применить лишь слабые валютно-финансовые или торговые ограничения). Большинство серьезных инициатив в области регулирования мировой валютно-кредитной системы затрагивают интересы достаточно крупных групп стран. Принудить страны к согласию с этими инициативами МФО не могут, а многие инициативы в области финансового регулирования эффективны лишь при их повсеместном внедрении (иначе возникают возможности для регулятивного арбитража). Поэтому большинство инициатив, с которыми выступают международные организации, носит компромиссный, половинчатый характер.

Кроме того, целью создания МФО является образование структур независимых от отдельных стран, и благодаря этому занимающих нейтральную позицию и способных защищать общие интересы всех стран – членов. Однако на практике развитые и богатые страны, как правило, обладают большим влиянием на международные организации нежели развивающиеся. Поэтому рекомендации МВФ или ВБ зачастую могут восприниматься как отражающие позицию США и стран Западной Европы, что подрывает доверие к этим рекомендациям.

Классификация МФО по функциональности является не единственной. В зависимости от географического представительства в МФО выделяют глобальные организации (объединяющие страны из всех основных регионов мира), региональные организации (объединяющие страны из одного из основных регионов мира) и субрегиональные организации (объединяющие страны из небольшого географического региона). В зависимости от характера членства организации делятся на государственные (объединяющие государства или государственные органы), негосударственные (объединяющие компании, банки или биржи) и организации со смешанным членством.