Лекция XII. Глобализация в свете культурологии
Говоря об универсалиях в сфере культуры, следует иметь в виду то общее, что присутствует в любой культуре. Универсалии культуры - это общечеловеческие репрезентации культурного опыта и деятельности. В каждой культуре мы обнаруживаем почтительное отношение к материнству, гостеприимство, коллективный труд. Такие качества человека как мужество, смелость, самообладание в экстремальных условиях вызывают восхищение, так же как трусость вызывает сожаление, порой презрение. Универсалии культуры - это вечные онтологические и экзистентные константы человеческого бытия, фундаментальные категории картины мира, суммарная аксиоматика внутреннего опыта.
Базовые универсалии сложились еще в архаических обществах и по мере их осознания выстраивались в представлении древних в некую пирамиду. Основание этой пирамиды составляли мифологемы хтонических сил (огонь, вода, земля, воздух) и связанные с ними элементы Космоса (Солнце, звезды, Луна, планеты в их именных персонификациях). Следующим был ближний мир предметов (камень, дерево, зерно, масло, утварь быта). Затем - природная органика (птицы, рыбы, насекомые) в ее пространственно-временной и хроматической определенности. Над ними свой мир строят универсалии терминов родства (в широком смысле) и древнейшие "метафоры" артефактов (дом, зеркало), экзистентных ситуаций (обмен, встреча, путь), границы состояний (сон, смех, слезы, тайна, экстаз) или их следов (тень, двойник, голос). Завершается пирамида универсалий культуры списком видов деятельности.
Современная наука предлагает систематизировать универсалы по субъект-объектному принципу, согласно которому, к объектному ряду относятся мир, целое, причина, изменение и т.п.; к субъектному - человек, честь, справедливость, счастье и т.д.; к субъект-объектному - познание, истина, деятельность и т.п. Их ОГЛАВЛЕНИЕ специфицируется в различных традициях, выражаясь в характерных для этих традиций системах символов и дискурсивных практиках.
Из истории изучения универсалий культуры
Проблемой универсалий культуры занимались Б. Малиновский, Л. Уайт, А. Бастиан, К. Уисслер, Э. Дюркгейм, М. Мосс, Г. Зиммель и др. В работе Ф. Боаса "Первобытное мышление" (1911) шестая глава названа "Универсальность культурных черт". В ней говорится, что мы можем основывать наши будущие соображения на теории сходства ментальных функций во всех расах, поскольку не только эмоции, интеллект и сила воли человека всюду одинаковы, но что среди весьма различных народов имеются детальные сходства в мышлении и действии. Математик Дж. Д. Биркгоф в своей работе "Мера эстетики" (1933) попытался разработать общечеловеческие каноны художественного восприятия. Развивая его идеи, некоторые исследователи утверждают, что точно так же, как существуют универсальные стандарты технической эффективности, есть и универсальные стандарты эстетического качества, которые базируются на одинаковых психологических импульсах. Р. Линтон в работе "Исследование человека" (1936) обсуждает "универсальные реакции человека", такие как зависимость человеческих существ от эмоциональных откликов других людей.
Исходя из разных методик, исследователи пытались определить так называемый общий знаменатель культур. Для этого было исследовано множество конкретных культур, в которых были обнаружены повторяющиеся универсалии - приготовление пищи, система родства, совместный труд и разделение труда, возрастная дифференциация, похоронные ритуалы, игры, подарки, праздники, религиозные культы, наличие языка, календаря, декоративного искусства, организация общества, система табу и др. Например, дарение предполагает выражение определенного отношения к одариваемому, игры выполняют функции разрядки и релаксации, система табу предполагает безусловное соблюдение и подчинение и т.п. Однако при всем сходстве универсалий (наличие общих черт и компоненте), их конкретное культурное ОГЛАВЛЕНИЕ может быть различно. Поэтому исследователи пришли к выводу, что действительные всеобщие черты (общий знаменатель культур) - это не идентичность содержания, а сходство классификации.
Причины такого рода существования всеобщих черт культуры одни исследователи объясняют основными побуждениями и стимулами, определяющими человеческую деятельность, такими как самосохранение, репрезентация себя, самоудовлетворение и т.п. Такого рода побуждения можно объяснить присущими всем людям одинаковыми чувствами: голода, любви, тщеславия, страха. Другие исследователи дополняли эти подходы учетом других факторов, таких как наличие внешних стимулов, определяющих человеческие реакции: ритмы в природе (ночь и день); внешнее окружение (реакция на животных, растения, небесные светила); наличие фактора обучения и воспитания, вырабатывающегося в совместной жизнедеятельности; формирование базовой культурной привычки (навыка), которая обеспечивает возможность воспроизведения тех или иных реакций при одинаковых условиях и стимулах.
Возникла необходимость различать биологические и социальные детерминанты универсальных категорий культуры. Было замечено, что процесс формирования универсалий продолжается по мере развития культуры и усложнения любых общественных систем, независимо от их культурной специфики и разнообразия внешних условий. На это обращает внимание американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979), обосновавший существование эволюционных универсалий. В начале своей периодизации он выделяет те, которые присутствуют во всех известных социальных системах: 1) система коммуникаций; 2) система родства; 3) определенная форма религии; 4) технология. Эти универсалии складываются на "примитивном", согласно терминологии Т. Парсонса, уровне общества. Дальнейшее развитие связано с поэтапным формированием иных универсалий, которые повышают способность общества адаптироваться в меняющемся социокультурном пространстве.
Таким следующим шагом становится появление пятой универсалии - социальной стратификации, которая вызывает шестую - немедленную культурную легитимацию этой стратифицированной общности как единства. Переход к современному обществу связан с отделением правовой системы от религиозной и формированием административной бюрократии (седьмая универсалия), рыночной экономики (восьмая), системы обобщенных безличных норм (девятая), демократических объединений (десятая). Отсутствие одного из этих свойств блокирует дальнейшее развитие общества и культуры.
Концепция эволюционных универсалий имеет безусловную эвристическую ценность, что подтвердили конкретные социологические исследования разного уровня культурных обществ, и это означает правомерность модели при любых исторических условиях и типах культурного развития. Ключевым в концепции Т. Парсонса является понятие адаптационной способности, которая при возникновении каждой последующей эволюционной универсалии увеличивает возможности предвосхищать, анализировать, контролировать состояние социокультурной среды и мобилизировать ресурсы для приспособления к ней. Таким образом, предложенная Т. Парсонсом теория охватывает человеческую реальность во всем ее историческом многообразии.
Установление и уточнение универсалий продолжается. Так, постмодернистские авторы, пытающиеся объяснить многочисленные изменения в культуре, возникшие в последние десятилетия XX в., следуя иным методам, не рассматривают человека как некое целостное психологическое образование, обозначенное понятием Я, а предлагают Я фрагментарное как универсальную характеристику бытия личности, как условие ее существования. В противоположность целостному измерению личности, которое присутствовало в предшествующий период в европейской культуре и насильственно применялось к человеку как его финальное измерение, теоретиками постмодерна обосновывается фрагментированность как истинное состояние, обеспечивающее человеку ощущение внутреннего разнообразия. Создав образ человека как бесконечно беззаботной игры образующих его фрагментов и подчеркивая универсальность такой его трактовки, они тем самым побуждают к радикальной смене теоретических парадигм. Перечень универсалий пополняется за счет появления новых подходов к анализу человека, общества, культуры.
Биологические, психологические и социально-культурные универсалии дают возможность сравнивать культуры в терминах, которые не являются этноцентричными, а также фиксировать то общее, что лежит в основе многообразного человеческого сообщества.
В универсалиях культуры конституируется мировоззрение, специфическое для того или иного этапа культурной эволюции. Наряду с чувственным опытом универсалии культуры играют фундаментальную роль в когнитивных процессах и выступают инструментарием чувственно артикулированного мироощущения, мировосприятия, миропредставления и миропереживания. Таким образом, универсалии культуры создают тот фокус, вокруг которого и в котором кристаллизируются образы каждой культуры; одновременно они являются фундаментом, который обеспечивает взаимопонимание в межкультурном общении - как раз то, что способствует формированию единого и вместе с тем многообразного мира.