Глобализация и глобальные проблемы человечества. Альтернативные модели глобализации
С социально-экономической глобализацией связано возникновение глобальных проблем, специфика которых состоит в том, что они:
• затрагивают жизненные интересы всего человечества;
• для своего решения требуют скоординированных усилий в глобальном масштабе;
• являясь глобальными, структурированы в соответствии со структурными особенностями современного глобального мира, т.е. по-разному проявляются в регионах Севера и Юга, "Центра" и "Периферии";
• возникновение глобальных проблем обусловлено активностью человека, в первую очередь хозяйственной. Все они являются антропогенными, и во многом обусловлены попытками решения других локальных и глобальных проблем: преодоление бедности требует экономического роста, который в свою очередь порождает экологические проблемы;
• являются продуктом современного развития человечества, поэтому не имеют аналогов в прошлом и требуют для своего решения принятия беспрецедентных, качественно новых мер и формирования принципиально новых социальных институтов;
• принципиально неразрешимы на локальном (страновом, региональном) уровне. Механизмы решения глобальных проблем связаны с диалогом цивилизаций.
Количество и ОГЛАВЛЕНИЕ глобальных проблем постоянно меняется. Научно-технический прогресс, развитие социально-экономической сферы, рост взаимосвязанности и взаимозависимости экономик разных стран и регионов, возникшие в последние десятилетия возможности глобальной коммуникации в режиме реального времени создают как новые проблемы для человечества, так и новые возможности их потенциального разрешения. В число глобальных проблем входят:
• экологическая проблема и связанные с ней проблемы изменения климата, нехватки воды, исчезновения лесов, "цивилизации мусора" и т.д.;
• демографическая проблема и связанная с ней проблема миграции и т.д.;
• проблема бедности и связанные с ней проблемы голода, "цифрового неравенства", развития человеческого потенциала и т.д.;
• проблема безопасности и борьбы с террористическими угрозами и т.д.
Перечень глобальных проблем этим не исчерпывается, он постоянно
пополняется, например проблемами освоения космического пространства и т.д.
Экологическая проблема и устойчивое развитие
Важнейшей проблемой, принципиально влияющей на облик современного общества, его экономическое развитие, является состояние окружающей среды. Человечество уже не может развивать экономику с прежней интенсивностью, черпая ресурсы из природы и оказывая прежнее давление на нее. Экологическая проблема является глобальной, поскольку, во-первых, она так или иначе затрагивает жизненные интересы всего человечества; во-вторых, ее реальное решение возможно лишь в глобальном масштабе; в-третьих, современные проявления экологического кризиса структурированы в соответствии с глобальной системой мироустройства "Центр" – "Периферия": экологический кризис провоцируется развитым "Центром", а его негативные последствия сказываются прежде всего на качестве жизни "Периферии".
Экологическое сознание стало важнейшей составляющей современного общественного сознания. Ее принципиальное отличие от индустриальной модернизации состоит в том, что 1) острота экологической проблемы достигла объективно критического уровня; 2) экологические ценности стали неотъемлемой частью общественного сознания, что отразилось в хозяйственной и конфессиональной культуре; 3) возникли реальные предпосылки для перехода к экологически безопасным производствам не только за счет развития технологии, но благодаря изменению самой философии экономического развития, основу которого должны составить не природные ресурсы, а творческий потенциал человека.
Истоки экологического кризиса следует искать в специфике культуры "модернити" на Западе. В рамках индустриальной модернизации человечество долгое время наращивало свой промышленный, потребительский, а также и военный потенциал, не задумываясь о том вреде, который наносится природе. Причиной этому послужило в первую очередь отношение к природе, обусловленное культурными ценностями западной цивилизации. Как показал М. Вебер, активная мирская аскеза протестантизма (который исповедовался в ведущих индустриальных странах, внесших наибольший "вклад" в загрязнение окружающей среды) предполагала деятельность по преобразованию мира. Человек полагал возможным и даже необходимым любое вмешательство в природные процессы, насильственно преобразовывал природу во имя своих целей и долгое время не задумывался о последствиях. Наряду с Реформацией, гуманистический пафос Просвещения и проповедуемая западными мыслителями вера в Человека и его неограниченные возможности также поощряли неограниченное вмешательство в природу, ресурсы которой казались неисчерпаемыми.
Столь же губительными для природы оказались и установки коммунистической идеологии (западной по своему генезису) на преобразование окружающей среды "в интересах человека" и в целях создания "материальной базы коммунизма". Изменение русла рек, затопление пойменных земель искусственными морями, распашка целины, бездумное уничтожение лесных богатств и т.д. стали трагическими результатами не только необдуманного и неграмотного хозяйствования, но и представлений о неограниченных "созидательных" возможностях человека.
Промышленный рост в интенсивно развивающемся Китае превратил страну в зону экологического бедствия. Мегаполисы, в которых концентрируются производства, становятся малопригодными для проживания людей из-за чрезвычайной загазованности, постоянного смога.
С середины XX в. загрязнение атмосферы, рек и мирового океана, утрата биологического разнообразия планеты (гибель множества видов животных и растений) целых природных комплексов (гибель Аральского моря в СССР, лесов в Западной Европе и США, угроза опустынивания и т.д.)" губительная для здоровья загазованность больших городов, вредные выбросы многих производств, парниковый эффект, загрязнение химикатами продуктов питания и т.д. сделали дальнейшее насилие над природой реальной угрозой для существования человечества. В это же время стала очевидной и ограниченность природных ресурсов, не только нефти, угля и металлов, но и таких, казалось, неисчерпаемых, как пресная вода и кислород. Под активным воздействием человека экологическая система Земли постепенно утрачивает способность к саморегуляции и воспроизводству: не успевают восстанавливаться природные ресурсы, которые до сих пор считаются возобновимыми. В очевидную угрозу превращается возможное изменение климата под воздействием "парникового эффекта", т.е. роста концентрации в атмосфере выбросов сжигания топлива как промышленными предприятиями, так и крупными мегаполисами как потребителями энергии.
Экологическая безопасность становится объектом поддержания и регулирования с помощью институционализированных мер, принимаемых как на локальных (природоохранное законодательство разных стран), так и на региональных и на международном уровнях. Вводятся ограничения на выбросы углекислого газа в атмосферу (Киотский протокол, вступивший в силу в 2005 г. после его ратификации европейскими странами, Россией и Японией), на ОГЛАВЛЕНИЕ вредных веществ в выхлопных газах автомобилей, отходах промышленных предприятий и т.д. Разрабатываются и внедряются экологически чистые технологии и продукты, а также продукты повторного использования, сокращающие давление на окружающую среду.
И все равно современную цивилизацию называют "цивилизацией мусора", поскольку она не только многократно превысила объемы отходов по сравнению со всеми предыдущими, но и качественно изменила эти отходы. Если отходы жизнедеятельности предыдущих исторических обществ в основном были подвержены достаточно быстрому разложению, то современные отходы, являющиеся продуктами высокотехнологичной индустрии, современной энергетики и массового производства химической промышленности, стали трудноразлагаемыми или неразлагаемыми – как известно, одноразовая пластиковая посуда, упаковка и т.д. не разлагаются естественным путем, без применения специальных технологий.
Трудность решения экологической проблемы состоит в том, что общая потребность в чистой окружающей среде часто вступает в противоречие с интересами производства и бизнеса, с необходимостью экономического роста, преодоления отставания и бедности отдельных регионов. Так, к Киотскому протоколу не присоединились развивающиеся страны, а США и Австралия вышли из него из соображений экономической целесообразности. Многие считают, что для эффективного решения экологической проблемы в глобальных масштабах (а ее можно решить только так) необходимо изменение ценностных ориентаций, стереотипов и норм поведения в отношении природы. Необходим переход от стереотипа насильственного преобразования к стереотипу гармонии, сохранения, ненасилия. Наряду с крупномасштабными производственно-техническими проектами постепенно в сознание общества внедряется представление о "красоте малого", ренессанс мелкого и среднего экологически безопасного производства соответствует императивам экологической культуры постиндустриального общества.
Одним из наиболее значимых общих подходов к решению глобальной экологической проблемы стала концепция устойчивого развития (sustainable development) как особого состояния взаимодействия социума и природной среды, в основе которого лежит стратегия экологической безопасности, обеспечение которой возможно только на базе долговременного экономического роста и формирования экологической культуры как важнейшей составляющей гуманизации общества. Устойчивое развитие предполагает комплексный и многоаспектный процесс, обеспечивающий стабильный рост социоприродной системы, не нарушающий ее безопасности и приводящий к повышению качества жизни как настоящих, так и будущих поколений. Концепция устойчивого развития предполагает принятие экологических показателей в качестве критерия эффективности производственного предпринимательства, ориентацию жизнедеятельности общества на природные циклы, духовную переориентацию человека. Все это в конечном счете должно обеспечить, по мнению теоретиков, переход индустриальной цивилизации к инвайроментализму как качественно новому состоянию системы природа – человек.
Однако, несмотря на создание плодотворных теоретических подходов, разработку экономических, технологических, правовых методик экологической защиты, реальное решение экологической проблемы в настоящее время осуществляется в рамках теории "золотого миллиарда". В ней отражается современное состояние модернизационного и постмодернизационного проектов, их практическое воплощение на уровне парадигмы мирового развития. Согласно теории "золотого миллиарда", если экосистема планеты не может выдержать распространения западных стереотипов потребления и уровня жизни на все человечество, то они должны остаться привилегией лишь обитателей высокоразвитых западных стран. Из теории "золотого миллиарда" следует, что основная тяжесть социальных последствий спровоцированного сверхразвитием Запада экологического кризиса ложится на слаборазвитые страны Востока, Африки, Латинской Америки, а в значительной степени и на Россию, которые стечением экологических и историко-политических обстоятельств оказываются лишенными возможности повышать уровень жизни, вынуждены довольствоваться "срединными технологиями" и полутрадициоиным уровнем и качеством потребления.
Необходимо также иметь в виду, что наметившееся в последние годы XX в. существенное улучшение экологии в развитых странах Западной Европы и в США обеспечивается не только высокотехнологичными экологическими производствами, строгим природоохранным законодательством и ростом экологического сознания, но и вынесением экологически грязных производств в страны с менее развитой экономикой и большой потребностью в рабочих местах, что стало возможно в условиях формирования глобального разделения труда и контроля над ним со стороны транснациональных корпораций. Наконец, богатые страны Запада могут себе позволить осуществлять захоронение и переработку вредных отходов производств (например, отработанного топлива АЭС).
Становится очевидным, что равномерное распределение между всеми субъектами мирового хозяйства тягот экологического кризиса резко подорвало бы не только экологию, но и экономику благополучного Запада, и уже этот факт ставит под сомнение радужные прогнозы относительно возможности решения экологической проблемы в современном обществе даже при опережающем развитии "информационной экономики". Кроме того, ситуация с глобальным экологическим кризисом отражает общую систему современных мировых связей, новую глобальную парадигму мирового экономического развития и соответствующих ему политических реалий, изменение которой в настоящее время не представляется возможным.