Главные художники поп-арта
Джэспер Джонс (род. 1930) - представитель нью-йоркской школы, один из основоположников поп-арта в США. Он точно воспроизводит флаги, мишени, карты. На его картине "Три флага" зритель видит звезды и полосы, однако флаги выглядят неестественно - они не развиваются на ветру и расположены один под другим. С помощью энкаустики Джонс делает изображение неотличимым от изображаемого объекта. Таковы его бронзовые имитации пивных банок и электроламп.
Довольно невнятно теоретизируя о природе изображения в поп-арте, Джонс утверждает, что равенство не изменится оттого, приравняем ли мы объект к изображению или изображение к объекту: Я думаю, что объект как таковой - сомнительное понятие... Холст-объект, краска-объект и объект есть объект. Если холст может быть наделен каким-то пространственным значением, то и объект можно наделить таким значением в пределах холста.
Художник, дизайнер, режиссер, продюсер, писатель, издатель, коллекционер Энди Уорхол был одним из ведущих художников поп-арта. Суть его эстетической позиции передает его высказывание: "Если хочешь добиться успеха, то рисуй действительно интересующее тебя. Тогда это деньги". Сказано откровенно, искренне - это хорошо, но сказано нестерпимо пошло и противоречит высоким идеалам мирового искусства! Однако в соответствии со своей эстетической позицией художник с упоением рисовал доллары.
Уорхол выбирает для своих произведений общезначимые темы и сюжеты - расовые волнения и электрический стул, жестяные бутылки кока-колы, портреты Элвиса Пресли, Мэрилин Монро и другие подобные образы, господствующие в массовом сознании, и тем самым, по мнению Урхола, являющиеся символами демократии, сексуальности и красоты. Художник считал, что он демистифицирует такие глобальные проблемы, как слава и смерть. Многократное повторение изображения в произведении придавало ему характер изделия, созданного на конвейере массового производства.
Уорхол организовал популярный рок-бэнд "Велвет-андеграунд", снял несколько фильмов. Свою мастерскую он превратил в выставочную галерею, назвав ее "Фабрика".
Уорхол-рекламист, умевший подать себя с учетом массового американского сознания: "Если вы хотите знать все об Энди Уорхоле, просто посмотрите на поверхность моих картин, на меня и мои фильмы. За этим ничего нет".
В середине 1970-х Уорхол высказал свое довольно странное представление о критериях красоты: "В Москве нет ничего красивого, так как там нет "Макдоналдса".
Одним из главных идеологов поп-арта считается Роберт Рау-шенберг (р. 1925) - автор известных коллажей и композиций, в которых использовались фотографии, трава, лоскутки, чучела животных.
Этапным для Раушенберга стало его произведение "Стертый Кунинг" (1953). Зритель видит пожелтевший лист, на котором остались следы рисунка художника Виллема де Кунинга. Так Раушен-берг прощался с культурой прошлого. Это вызвало восхищение большой части публики. Программным стало произведение Раушенберга "The Bed" ("Кровать"). Застеленная и забрызганная краской настоящая кровать художника была поставлена вертикально. Он был мастером эпатажа.
Рой Лихтенштейн (1923-1997), как и Уорхол, считается основоположником и классиком поп-арт. Он вошел в искусство в начале 60-х. Это были годы господства рок-музыки и культа потребления, сменившего аскетизм военных и послевоенных лет. Он завоевал известность большими картинами-панно, в которых монументализируются отдельные кадры популярных комиксов.
Его произведения были близки по эстетике крикливой и навязчивой рекламе (голливудский поцелуй) или детскому рисунку (взрывающиеся самолетики). И все это сопровождалось надписью из комиксов: "Вам! Трам! Таррарам!".
Близость к простоте комиксов, примитивистско-детский взгляд на мир и рекламная броскость делают работы поп-артистов столь популярными.
Живописец, скульптор и организатор хеппенингов американский скульптор Клас Олденбург (р. 1929) изображал муляжи и товары с витрин магазинов. Такова его поделка "Гигантский мягкий выключатель" (1966). В произведениях этого художника много объектов из ресторанного меню (шницели, бутерброды, гигантских размеров мороженое, лосось под майонезом).
Манифестируя свои творческие принципы, Олденбург писал: Я за искусство, которое не сидит на своей заднице в музее, а делает что-то другое. Я за искусство, которое вырастает и не подозревает о том, что оно - искусство... Я за искусство, которое смешано с повседневной чепухой и все же поднимается наверх... Я за искусство, которое выходит из трубы, как черные волосы, и рассеивается в небе... Я за искусство, которое лижет ребенок, сорвав с него обертку... Я за искусство, развертывающееся, как карта, которое вы можете сжать, как руку своей подружки, или поцеловать, как собачонку.
На проходившей в 2002 г. в Нью-Йорке выставке Олденбурга зрители увидели огромную булавку и садовый совок, гигантский носовой платок, причем каждый из этих объектов достигает в высоту почти семи метров. А в Милане на площади перед вокзалом в землю наполовину воткнута гигантская иголка с торчащей из нее красно-желтой зеленой ниткой (на противоположной стороне площади имеется другой конец ниток с узелком).
Р. Лихтенштейн. But its hopeless!
К. Ольденбург. Нож
Газета "Die Welt" сообщала: "В Нью-Йорке поп-искусство создало невероятный шедевр. Джеймс Розенквист создал картину, высота которой достигает трех метров, а длина - двадцати шести. Свое чудовищное творение Розенквист назвал "F-111" - так называется один из американских бомбардировщиков (оригинал имеет в длину только двадцать четыре метра). Картина была тут же куплена одним из нью-йоркских предпринимателей, который заявил, что это произведение искусства - самое значительное из всех созданных за последние пятьдесят лет. Стоимость картины 60 000 долларов". Эстетическим критерием ценности произведения в поп-арте при таком подходе становятся длина и высота полотна и количество денег, уплаченных за шедевр.