Гипотеза о внимании

Это позволяет предполагать, что за направленностью сознания (психики) на объекты, обеспечивающей возможность воспринимать объект, обдумывать его или его запоминать, скрывается еще одна активность субъекта, а именно: приведение содержания работы психических процессов в соответствие с решаемой задачей или, другими словами, обеспечение совмещения содержания работы всех психических процессов и содержания решаемой в данный момент задачи (перцептивной или мыслительной, мнемической или поведенческой) по выделению и запоминанию новых способов достижения предметов потребностей, но выработке новых двигательных навыков, по составлению планов поведения и контроля за его осуществлением и т.д.

Вспомним положение Л. С. Выготского о системном строении высших психических функций. Вспомним и вывод о единстве психики человека, по которому все натуральные процессы функционируют совместно, решая одну и ту же задачу. Такое совмещение является проявлением принципа предметности психики, о котором мы говорили в первых главах. И здесь хочется сказать, что внимание, как и любые другие процессы, всегда направлено на свой предмет, и этим предметом должно быть психическое обслуживание решаемой в данный момент задачи.

Но все дело в том, что внимание вообще ни на что не может быть направлено. Направлены на объекты или, точнее, на предметы активности субъекта его процессы восприятия, мышления, памяти или эмоции. Внимание, если мы об этом договоримся, должно обеспечивать совмещение хода психических процессов с решаемой задачей – исследовательской или исполнительско-приспособительной. Такого совмещения требует деятельность (и внешняя, и внутренняя). Если внимательно читать С. Л. Рубинштейна, то у него можно выделить эту идею (или очень похожую). Обеспечение совмещения психических процессов с ОГЛАВЛЕНИЕм и ходом деятельности есть реальный факт, так же как и контроль за действием или отбор (селекция) нужной информации, а направленность сознания (психики) на действия и объекты среды есть необходимое условие этого процесса.

Теперь у нас появляется возможность выбрать ту реальность, которую мы можем приравнять к традиционно выделяемому вниманию, и, тем самым, придать понятию "внимание" новое ОГЛАВЛЕНИЕ. На это ОГЛАВЛЕНИЕ претендуют: селекция (отбор) сигналов, контроль за действиями, совмещение направленности и содержания психических процессов и решаемой задачи. И тут требуется анализ особенностей различных реальностей на предмет их соответствия понятию "внимание". Еще один вариант – исключить понятие "внимание" из числа психологических понятий или понимать его лишь как название избирательности сознания.

Активность по совмещению хода деятельности и обслуживающих ее психических процессов не имеет, как и контроль, своего особого предметного продукта (результата) и в этом совпадает с традиционно понимаемым вниманием. Она легко выделяется в случаях так называемого непроизвольного внимания, когда психика (сознание) независимо от желаний субъекта автоматически переводится на новый объект (сигнал) или событие. Выполняемая до того деятельность при этом прерывается, и субъект начинает исследовать новую ситуацию (изменившиеся условия среды), если не отвечает сразу оборонительными реакциями (поведением).

Можно предполагать, что за прерыванием текущей деятельности и переводом сознания (психики) на другие события и действия скрывается особая активность по созданию временной функциональной системы (функционального органа) для решения новой задачи, которая нуждается в совместной работе всех психических процессов (мотивации, эмоций, восприятия, мышления, памяти), объединенных временно в единое образование требованиями задачи и только на период ее решения.

Внимание само по себе ничего не исследует, не выделяет ориентиров поведения, не определяет объекты, имеющие смысл предметов потребностей, не ищет новые способы и средства поведения и т.д., оно создает временный психический функциональный орган решения текущей задачи, поставленной потребностями субъекта или принимаемой личностью как задача, обязательная для решения. Работа этой временной психической системы очень похожа на традиционно выделяемое внимание, и можно договориться эту активность называть вниманием, потом)' что главной задачей внимания всегда считалось обеспечение условий для улучшения текущей активности: восприятия, мышления, памяти или исполнительских действий. Создание таких временных функциональных органов при осуществлении деятельности является необходимостью, независимо от того, будем мы называть эту работу вниманием или не будем. Но если мы хотим оставить понятие "внимание" как понятие, необходимое для психологии и обозначающее особый процесс, то мы должны договориться о его содержании. Предлагавшиеся варианты понимания внимания, на наш взгляд, неудовлетворительны.