Германский юнкерско-буржуазный империализм
Принято называть германский империализм юнкерско- буржуазным и военно-государственным. Юнкерско-буржуазным, потому что в Германии сильные позиции занимали помещики-юнкеры. Они сохранили господствующее положение в сельском хозяйстве, активно участвовали в промышленной и банковской сферах, в их руках оставалась армия. Человек, не имевший дворянского звания, не мог сделать военной карьеры. Как традиционные военные, они были заинтересованы в милитаризации, росте военных ассигнований, военных приготовлениях. Но германская буржуазия тоже была заинтересована в военных приготовлениях: ее обделили при разделе колоний, и она стремилась к их переделу в свою пользу. Германский империализм принято называть также военно-государственным, потому что здесь государство в военно-политических целях усиленно вмешивалось в хозяйственную жизнь. Оно не только давало военные заказы промышленникам, но и занималось организацией промышленных предприятий, ставило перед промышленниками конкретные задачи. Короче говоря, в Германии раньше, чем в других странах, начинается государственное регулирование промышленности.
Промышленное производство Германии с 1870 по 1913 г. развивалось опережающими темпами, германская промышленность обогнала английскую и французскую и вышла на первое место в Европе и второе в мире. При этом впереди шла тяжелая промышленность. На первое место в мире вышла германская металлургия и германская химическая промышленность. Германия стала монополистом и по производству анилиновых красителей. Первое место в мире занимала германская электротехническая промышленность. Германия производила половину электротехнических товаров мира, и отсюда в другие страны вывозились динамомашины, трамваи, электролампы.
Успехи германской промышленности были связаны с рядом политических обстоятельств. С 1871 г. Германия стала единым государством, что, несомненно, способствовало ускорению экономического развития. В результате победы над Францией в 1871 г. Германия получила в присоединенных землях богатые залежи железной руды, а также контрибуцию в 5 млрд франков. Эта контрибуция была почти целиком использована для развития промышленности.
Поскольку предприятия тяжелой промышленности, особенно новых отраслей, получивших преимущественное развитие в Германии, не могли быть мелкими, Германия выходит на первое место в Европе по концентрации производства. Высокая концентрация облегчала образование монополии, и в начале XX в. Германия становится классической страной монополий.
Среди германских монополий особое место занимал военный концерн Круппа. Созданный при участии государства и действовавший по государственной программе, он стал государством в государстве. В состав концерна входили не только военные предприятия, но и шахты, металлургические и машиностроительные заводы. Поскольку артиллерийские заводы создавались, когда еще были недостаточно развиты другие отрасли промышленности, они строились по феодальному принципу – на самообслуживании. Крупповские пушки готовились из крупповской стали на крупповских станках.
Как и в других странах, монополизация сделала наибольшие успехи в новых отраслях промышленности. В электротехнической промышленности возникли корпорации, сохранившиеся до настоящего времени: "Всеобщее электрическое общество" (АЭГ) и общество "Сименс".
Два концерна возникли и в химической промышленности. В старых отраслях пока преобладали низшие формы монополий. Из них можно отметить "Рейнско-вестфальский угольный синдикат" и "Германский стальной синдикат".
Успешно шла концентрация банковского капитала и формирование финансового капитала. Для Германии характерна связь банковского капитала с промышленным через "личную унию", личные связи. В начале XX в. в Германии образуется излишек капиталов, которым не находится применения внутри страны. Правда, на экспорт идет только 20% капитала: немецкие капиталы на мировых рынках встречаются с конкуренцией английских и французских, уже ранее занявших сильные позиции. Германия нуждается в колониях, хотя уже имеет колонии, главным образом, в Африке. И территория этих колоний в пять раз превышала территорию самой Германии. Но этого мало – ведь территория английских колоний в 100 раз больше Англии! И Германия начинает вынашивать планы передела колоний. Сначала начинается строительство железной дороги "Драй Б" – Берлин – Белград – Багдад, ведущей из германской столицы к сердцу британских владений на востоке – к Индии. По дороге прямо и дешево можно вывезти германские товары и ввозить сырье, а также в короткий срок перебросить солдат. В свою очередь Англии и то, и другое приходилось доставлять морем вокруг Европы. Англия пытается затормозить строительство дороги или повернуть ее на север, к границам России. Однако немцы не пошли на уступки. Так, Германия развязывает Первую мировую войну.