Генезис взглядов на коррупцию
Феномен коррупции тесно связано с формированием законности (легальности). Можно сказать, что она возникла тогда, когда властные отношения начали регулироваться правовыми нормами. Однако представление о ней менялось с течением истории.
Законы Древних царств, таких как Египет, Вавилон, Индия, не содержали положений, устанавливающих правила организации управления. Общественное благо в этих государствах ассоциировалось с волей правителя, чиновники в своей деятельности должны были руководствоваться принципами преданности, лояльности и защиты его интересов. За свою службу они получали вознаграждение, причем в тех случаях, когда оно не могло быть выплачено из казны, допускалось его получение непосредственно от населения. Если чиновник при принятии решения руководствовался личным интересом, это рассматривалось как измена; если он получал дополнительное вознаграждение, не предусмотренное законом или распоряжением правителя, — как воровство из казны. Фаворитизм, напротив, трактовался как усиление преданности, а потому приветствовался.
Отмеченные тенденции характерны для любых абсолютных монархий, в которых государство тождественно государю, обладающему всей полнотой власти, а государственный аппарат выполняет функции по трансляции принятых правителем решений и организации их выполнения. Коррупционное поведение в этих государствах традиционно наказывается очень строго, но только потому, что тождественно измене, за которую всегда предусматривалось тяжелейшее наказание. Тем более, что строгое наказание не исключает официального признания практики кормлений или сбора налогов по нормам, установленным самим сборщиком. Практика кормлений в равной мере присуща Османской империи, Франции времен Людовика XIV и России.
Античный мир впервые ввел понятие "коррупция" как совершение действий, противоречащих общественному благу. В "Законах XII таблиц" -одном из древнейших сводов римского права — получение должностными лицами денежной мзды каралось смертью, но именно в Древнем Риме система протекционизма была вполне легальной, что привело к процветанию таких форм коррупции, как фаворитизм и опосредованное получение благ. Именно коррупция стала одним из факторов, обусловивших падение Римской империи, а вместе с ней и всего Античного мира.
Авторы Нового времени, опираясь на труды Аристотеля и Платона, оценивали коррупцию как вырождение властных институтов. Вслед за Н. Макиавелли они трактовали ее как болезнь, устранить которую можно только в случае раннего выявления. Дж. Локк, трактовавший государство как результат общественного договора, оценивал коррупцию как подмену подлинной, избранной народом власти фиктивной, не имеющей полномочий от общества[1] . Он подробно описывает ее виды (изменение способа выборов, подкуп избирателей, искусственный подбор выборщиков, систему гнилых местечек и т.п.) и последствия — расторжение общественного договора, сопровождающееся установлением тирании, зачастую сопровождающейся гражданской войной.
Т. Гоббс в работе "Левиафан" называет коррупцию "корнем, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам"[2]. Несоблюдение законов приводит к нарушению основных принципов и правил организации общественного взаимодействия.
Противодействие коррупции, по мнению этих ученых, невозможно, так как, раз возникнув, она проникает во все ветви власти, во все структуры общества. Необходимы кардинальные изменения, которые позволят обновить общественный договор и сформировать новые государственные институты, свободные от "вируса коррупции", т.е. смена режима правления. Именно эти представления лежали в основе буржуазных революций, одной из причин которых была демонстративная коррупция, пропитавшая всю систему государственной власти европейских монархий. Однако революционные потрясения доказали, что простая смена политического режима не приводит к изменениям привычных практик. Так, О. Мирабо, один из лидеров французской революции, после смерти был с позором выдворен из Пантеона, так как было доказано, что он брал взятки.
М. Вебер, анализируя политические системы XIX в., подчеркивал, что коррупция характерна для тех, кто расценивает политику как средство получения постоянного источника дохода. Они нарушают основополагающие принципы организации рациональной бюрократии профессионализм, непредвзятость и строгое следование формальным правилам. Опасность коррупции он видит в том, что она способствует снижению "чисто технической эффективности государственного аппарата". Противодействовать ей можно, сформировав слой профессиональных управленцев, "высококвалифицированных специалистов духовного труда, профессионально вышколенных многолетней подготовкой, с высокоразвитой сословной честью, гарантирующей безупречность".
Тем не менее, уже в работах М. Вебера содержался тезис, позволявший если не легитимировать, то хотя бы оправдать коррупцию. С. Хантингтон, основоположник концепции этнокультурного разделения цивилизаций, отмечал, что в некоторых обществах коррупция может иметь положительный эффект, так как носит антиреволюционный характер, позволяет снизить насилие и способствует адаптации общества к вновь возникающим цивилизационным рискам[3]. Р. Мертон видел источник коррупции в самом обществе потребления, в котором финансовая состоятельность является единственным критерием социальной успешности. В таких условиях доступ к рычагам распределения ресурсов — все равно, государственных или коммерческих — не может быть использован иначе, как для повышения личного финансового благополучия. Коррупция становится привычной, коррупционеры вместо общественного порицания получают всеобщее признание и уважение.
В XX в. преобладала точка зрения, осуждающая коррупционные деяния. Исследования коррупции, которые проводятся повсеместно, позволили сформулировать следующие причины ее возникновения и закрепления:
1) отставание закона от требований практики и жизни;
2) консервативность закона — внесение изменений в законодательство не всегда происходит своевременно;
3) невозможность всеохватного контроля;
4) двусмысленность законодательства — вновь принимаемые нормативные акты входят в противоречие с ранее принятыми;
5) правовая неграмотность — запутанное и двусмысленное законодательство приводит к непониманию его населением;
6) отсутствие ответственности — возможность для лиц, совершивших коррупционное деяние, избежать ответственности либо по этическим мотивам (если деяние рассматривается обществом как допустимое или желательное, например непотизм), либо использовать полученные ранее блага для подкупа судебных органов.
Главным последствием коррупции является возрастание социальной напряженности в стране, что угрожает общественному согласию и единству, а в удаленной перспективе — самой целостности государства. Именно поэтому борьба с коррупцией признана в настоящее время одной из первостепенных задач как межгосударственных формирований, таких как ООН и Совет Европы, так и правительств всех типов государств.