Генезис до конца XX века
Сравнительная педагогика зародилась как следствие интересов и потребностей европейского образования. Труды первых компаративистов конца XVIII – первой половины XIX в. (И. Г. Гарднер, И. П. Бринкман (Германия); Э. А. Эверс (Швейцария); И. Ниф, Д. Грисом (США); С. Бассет, М. А. Жюльен (Франция) и др.) содержат описание педагогического опыта стран Западной Европы и США.
М. А. Жюльен Парижский (1775–1848), которого именуют "отцом" сравнительной педагогики, в "Очерке и предварительных заметках к исследованию по сравнительной педагогике" (1817) впервые употребил термин "сравнительная педагогика". Им сделана попытка сформулировать цели и функции сравнительно-педагогических исследований для разработки общеевропейской педагогической теории, обозначить методы сбора и систематизации фактического материала. Жюльен видел необходимость в учреждении европейского педагогического журнала и международной исследовательской ассоциации для классификации и сравнения содержания и методов образования в странах Европы. С целью получения репрезентативных данных Жюльен составил обширный вопросник (более 250 вопросов), касающийся разных сторон деятельности школы, и предлагал разослать его правительствам европейских государств. Некоторые вопросы предусматривали сбор количественных и фактических данных, например: "Какова продолжительность классных занятий в день?". Были и значительно более сложные вопросы, например: "Как выявляются и учитываются индивидуальные особенности учащихся?".
Для сравнительной педагогики XIX в. была характерна установка: обращать внимание в первую очередь на явления за рубежом, которые обладали позитивным потенциалом и могли быть учтены в отечественной педагогике и школе.
Ученые, изучая зарубежный педагогический опыт, заботились в первую очередь о совершенствовании систем образования в своих странах: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов (Россия); В. Кузен, Ц. Крузе, Ф. Тирш (Германия); М. Садлер (Великобритания); X. Манн, К. Стоу, Ч. Турберг (США) и др. Какая-либо концептуализация исследований не являлась приоритетом. Речь шла скорее о возможностях адаптации моделей образования, существовавших за пределами собственной страны. Вместе с тем были сделаны первые попытки определения цели, задач, проблем и методов сравнительно-педагогических исследований.
На Западе во второй половине XIX в. были созданы научно- методические педагогические центры, занявшиеся в том числе и сравнительным образованием: Служба просвещения в Вашингтоне (1866), Музей педагогики в Париже (1879). В этих центрах приступили к сбору и обработке статистических материалов об образовании в разных странах.
В России в этот же период появились первые сравнительные педагогические исследования. Так, Л. Н. Толстой, выступая против некритического заимствования из иностранных систем воспитания, присматривался ко всему в зарубежном образовании, что, по его суждениям, основано на общечеловеческих законах разума. К. Д. Ушинский в труде "О народности в общественном воспитании" (1857) представил обстоятельные очерки о народном образовании во Франции, Англии, Германии, Северной Америке, раскрыв специфику организации и деятельности учебных заведений в каждой из этих стран. Им были сделаны точные наблюдения. Так, оценивая французскую систему образования, Ушинский отмечал, что для нее характерны строжайшая централизация и административное единообразие. Он замечал, что в системе образования в Англии специальное внимание уделяется формированию характера учащихся. Описывая школьное дело в Северной Америке, Ушинский обратил внимание на успехи в развитии начального образования, разнообразие программ высших учебных заведений, расширение женского образования. Рассматривая перспективу заимствования иностранного опыта, К. Д. Ушинский подчеркивал приоритет национального в системе воспитания и обучения, предлагал использовать лишь отдельные зарубежные идеи.