Генезис и характеристика поликультурного образовательного пространства
Существует три основных механизма становления социумов многонационального мультикультурного типа: строительство государства, колонизация и иммиграция. Эти механизмы действуют по-разному в конкретно-исторических условиях. Так, современная Россия – наследник социума, сформировавшегося в ходе приращения к русскому государству земель, населенных различными этносами. США, Канада и Австралия – созданные колонистами – иммигрантами Нового Света государства, которые подчинили себе индейцев-автохтонов. В США и Австралии многонациональное население объединилось вокруг англосаксонской протестантской культуры. В Канаде основы двуязычной цивилизации заложены поселенцами из Великобритании и Франции. Аборигены были или истреблены, или изолированы и превратились в этнические меньшинства: в США они насчитывают около 1%, в Канаде – 3, в Австралии – не более 2% населения.
В ведущих странах Западной Европы многонациональность и мультикультурализм социумов усилились и приобрели качественно иные черты за годы их колониального владычества, а также после нескольких волн иммиграции из Восточной Европы, Азии и Африки. Социум Японии утратил относительно гомогенный в этническом отношении характер особенно вследствие аннексии Окинавы и Хоккайдо, а также иммиграции, в первую очередь корейцев.
Страны, где существует потребность политики мультикультурализма в сфере образования, можно отнести к нескольким группам:
• с исторически давним национальным и культурным разнообразием (Россия, Бельгия, Испания, Швейцария и др.);
• ранее входившие в состав других государств (Казахстан, Хорватия, ЮАР и др.);
• получившие новые черты этнокультурной диверсификации в наследие от прошлого в качестве колониальных метрополий (Великобритания, Нидерланды, Франция и др.);
• приобретшие новые признаки поликультурного социума благодаря "новой иммиграции" (Германия, Дания, Швеция и др.);
• возникшие в результате массовой добровольной иммиграции (Австралия, США, Канада и др.).
Многонациональное общество как объект образовательной политики выглядит сложным феноменом. Наиболее существенной в нем является сфера образования. Она включает в первую очередь несколько подсистем и социальных страт: педагогическую науку, структуры формального и непрерывного образования, учащихся и их семьи; преподавательский корпус.
В различных регионах и странах существует определенная специфика поликультурного пространства. Так, в России и США человек той или иной национальности оказывается в разном этнокультурном окружении в зависимости от места проживания. В мультикультурных образовательных пространствах, как, например, во Франции или Великобритании, ситуация отдельной личности в различных регионах выглядит более типичной.
Во всяком поликультурном образовательном пространстве сосуществуют центростремительные и центробежные тенденции. В первом случае действуют факторы разделения, сепаратизма субкультур, во втором – объединяющие, общие для всех субкультуры, историко-культурные ценности и общественно-политические установки. Вследствие этого судьбы поликультурного образовательного пространства складываются по-разному. Не исключены их сохранение (США, Австралия и др.), распад (СССР, Чехословакия, Югославия и пр.), ослабление общности образовательного пространства (СНГ, Испания, Великобритания, Канада и т.д.), укрупнение многокультурного образовательного пространства (Евросоюз), возникновение новых образовательных пространств (Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана) и т.п.
Влияние глобализации
Воздействие мировых социальных, экономических, политических, культурных и образовательных процессов усиливает тенденции увеличения взаимовлияния стран и народов. В условиях глобализации происходят существенные изменения в образовании, вызванные трансформацией группового и индивидуального сознания личностей многонационального социума. Глобализация не уменьшила количества и глубин разломов между этнокультурами в многонациональных государствах. Более того, такие разломы растут. Среди первостепенных причин подобного кризиса – неэффективность воспитания и обучения.
Глобализация образования в многонациональных социумах протекает в условиях жесткой конкуренции различных цивилизационных моделей. Глобализация в сфере образования имеет вполне определенные очертания, которые возникают иод влиянием основных мировых цивилизаций Запада, Евразии и Востока. Каждая из них вносит свои краски в развитие мировой культуры и педагогики. Мировое образование испытывает, например, сильнейший напор культурных стандартов и ценностей американской цивилизации, выражающийся, в частности, в повсеместном распространении английского языка и культурной продукции США, что вызывает сопротивление сторонников этнокультурного многообразия при воспитании и обучении.
Особую нишу в мировом образовании занимает российская цивилизация. Русская культура – традиционно притягательный и интегрирующий центр для сопредельных стран и народов. И сегодня Россия – важнейший участник интеграционных процессов в воспитании и обучении, прежде всего на постсоветском пространстве. В результате глобализации и уничтожения "железного занавеса" между Россией и остальным миром пересматриваются прежние государственные ориентиры школьной политики.
Глобализация оказывает неоднозначное воздействие на культуру и образование. Есть опасность, что она может нанести ущерб национальным ценностям в образовании, обострить проблемы несоблюдения социальной справедливости в соответствии с культурными, этническими, языковыми и прочими различиями. Сознавая такие угрозы, нельзя, однако, мириться с оценками противников глобализации образования с позиций сепаратизма, агрессивного национализма. Подобные оценки наносят урон идеалам демократического воспитания и обучения в многокультурной и многоэтнической среде.
В итоге глобализация сулит человечеству качественно важные прогрессивные изменения в сфере культуры и образования. Увеличиваются возможности личности овладевать новыми и разнообразными духовными богатствами. Положительно меняются направления и принципы воспитания и обучения. Анализируя такую трансформацию, американский ученый Р. Хенви говорит о нарастании в воспитании "мировоззренческой перспективы" в виде широкого и открытого взгляда на многообразный социум, уважения любых "образов мира". Педагогическим принципом становится формула: "Культура моего народа не лучше и не хуже культуры любого другого народа, в ней может быть то, чего нет в других культурах, но может присутствовать многое, что присуще другим культурам; следовательно, мое духовное обогащение зависит от моего умения вступать в диалог с иными культурами"[1].