Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)
Данное Соглашение – одна из новаций международного экономического права, принятая Уругвайским раундом. Торговля услугами впервые была охвачена многосторонним юридическим регулированием, весьма напоминающим регулирование торговли товарами. Соглашение о торговле услугами, составляющее часть Заключительного акта, обеспечивается тремя видами регулирования:
• рамочным соглашением, содержащим базовые обязательства, распространяющиеся на все страны-участницы;
• национальным законодательством, отражающим специфические обязательства каждой страны, которые будут содействовать дальнейшей либерализации торговли;
• некоторыми приложениями, касающимися отдельных особых ситуаций в конкретных сферах услуг.
Часть I основного Соглашения очерчивает его сферу, а именно услуги, поставляемые с территории одного участника на территорию другого; услуги, предоставляемые на территории одного участника потребителям, имеющим национальность любого другого участника, как, например, туризм; услуги, поставляемые организациями одного участника, присутствующими на территории другого, как, например, банковские услуги; и услуги, предоставляемые физическими или юридическими лицами одного участника на территории другого, как, например, строительная деятельность или консультационная.
Причины провала V Министерской конференции ВТО в Канкуне (2003 г.), VIМинистерской конференции в Гонконге (2005 г.), мини-конференции в Женеве (2008 г.) и др. Как мы отмечали выше, новый международный раунд торговых переговоров начался в Дохе (Катар) в 2001 г. Сразу же возникли серьезные противоречия по важнейшим вопросам между его участниками. Так, в Канкуне (2003 г.) в очередной раз столкнулись интересы двух главных сторон: развитых и развивающихся стран. Особенностью конференции в Канкуне стало формирование группы развивающихся стран G-21, выступающих единым блоком и призывающих сократить сельскохозяйственные субсидии в развитых странах. Наиболее выразительными для понимания позиций этих групп стран и причин провала переговоров являются: вопросы сельского хозяйства, соглашение в области инвестиций и проводимая ими таможенная политика.
Сельское хозяйство. Сельское хозяйство уже давно является камнем преткновения для ВТО. Действительность такова, что большинство развивающихся стран не могут предложить на внешние рынки ничего, кроме сельхозпродукции, а развитые страны не только закрывают свои рынки для этой продукции, но и оказывают поддержку собственным фермерам путем огромных субсидий. Если в предыдущие десятилетия развитые страны упрекали развивающиеся в том, что последние чрезмерно используют государственные субсидии для финансирования своего аграрного сектора, то ныне последние жестко требуют от развитых государств сокращения правительственных субсидий на эти цели.
Соглашение по инвестициям. Одним из основных противоречий в этом вопросе является то, что принципиально не может быть баланса между интересами развитых и развивающихся стран: подавляющая часть инвестиций в PC поступает из развитых стран. Развивающиеся утверждают, что проект соглашения в области инвестиций создаст условия для корпоративных инвесторов из богатых стран, в том числе за счет ограничения возможностей для развивающихся стран проводить самостоятельную экономическую политику. Поэтому они настаивают на введении особых условий инвестиций из развитых стран с учетом специфики стран- реципиентов. Другими словами – они хотят усиления своего контроля в этой сфере, а это противоречит самому духу универсального соглашения, к которому стремится ВТО.
Таможенная политика. Импорт из бедных стран не превышает трети импорта развитых стран, при этом две трети этого импорта сталкивается с предельно высокими и завышенными (более 15%) импортными пошлинами при "входе" на рынки развитых стран. В США и Канаде пиковыми пошлинами облагаются в основном текстиль и одежда, а в ЕС – сельскохозяйственные товары. Еще один защитный механизм, часто используемый развитыми странами – повышение тарифов, когда импортные пошлины повышаются по мере переработки товара. Глобальный кризис значительно способствовал росту тенденций протекционизма в разных странах мира, это сильно коснулось и группы развивающихся стран. Данное обстоятельство лишний раз подчеркивает необходимость плодотворного завершения Дохийского раунда ВТО.
VI Министерская конференция ВТО в Гонконге (13–18 декабря 2005 г.) сыграла роль промежуточнго этапа на пути выработки полномасштабных договоренностей Дохийского раунда. Переговорщикам удалось путем достижения хрупкого компромисса избежать провала и сохранить возможность для дальнейшего продвижения переговорного процесса. Министерская декларация гонконгской конференции отразила итоги многосторонних торговых переговоров в период после 2004 г., а также определила ориентиры работы по обеспечению завершения раунда Дохи в 2006 г. Но этого не произошло.
Приостановление переговоров. На протяжении 2005– 2012 гг. сроки завершения раунда неоднократно переносились. К июлю 2006 г. стало очевидно, что переговоры практически зашли в тупик, фактически произошло приостановление переговоров. В позициях ключевых игроков сохранялись существенные разногласия, в первую очередь – по сельскохозяйственному портфелю. С учетом того, что ни одна из сторон не была готова пойти на уступки, Гендиректор ВТО П. Лами был вынужден принять решение о приостановке переговоров Дохийского раунда. В ходе мини-конференции ВТО в Женеве (2008 г.) семь ведущих участников мировой торговли (Австралия, Бразилия, Китай, Евросоюз, Индия, Япония и США) смогли предложить общий компромиссный вариант решения ключевых проблем. Однако детальные дискуссии вновь выявили острые противоречия. На сей раз причиной провата переговоров стати разногласия между США, с одной стороны, и Индией, Китаем и Индонезией – с другой, в отношении условий импорта сельхозпродукции. Вашингтон не согласился с позицией этих стран, предполагающий принятие мер по защите национальных производителей сельскохозяйственной продукции от дешевого импорта со стороны западных компаний. Между тем страны-участницы были близки к достижению согласия, о чем заявил представитель США на торговых переговорах. Однако раунд ВТО в итоге оказался "заморожен", поскольку противоречия между США, ЕС и развивающимися странами очень велики, причем по целому ряду ключевых вопросов, в том числе в области политики в сельском хозяйстве, интеллектуальной собственности и т.д.
Присоединение России к ВТО: последствия притоков ПИИ с точки зрения ЮНКТАД. 16 декабря 2011 г., в ходе встречи министров по торговле стран в Женеве ВТО официально утвердила условия вступления Российской Федерации в ВТО. Выполнение обязательств в рамках ВТО будет включать в себя существенные торговые и инвестиционные меры либерализации[1]. Эти меры будут иметь крупные последствия после полного перехода России к стандартам ВТО. Это – сектор услуг, производственный сектор и первичный сектор российской экономики.
Сектор услуг. На этот сектор приходится более 40% ВВП в России. Либерализация будет постепенно открывать рынок услуг страны для иностранных инвесторов. Российская Федерация обязалась выполнить специальные требования по 11 отраслям и по 116 подотраслям в сфере услуг. В частности, речь идет о следующих направлениях.
• В банковском секторе: иностранные банки могут теперь учреждать филиалы и владеть пакетом акций (порог иностранного участия был увеличен до 50%, за исключением иностранных инвестиций приватизированным банкам, в которых возможна большая доля). Однако даже если страна позволила создание филиалов международных банков, они должны быть зарегистрированы как российские юридические лица, должны иметь свой собственный капитал и подлежат контролю со стороны Центрального банка РФ (с учетом критериев Базельского процесса).
• В страховании: доля иностранного капитала была расширена до 100% в страховых компаниях, нс занимающихся страхованием жизни, и до 50% на рынке страхования жизни (по сравнению с 15% ранее).
• В торговле: фирмам со 100% иностранным капиталом разрешено участвовать в обоих сегментах торговли: оптовом и розничном.
• В бизнес-услугах: страна взяла на себя обязательство предоставления доступа на рынок и национального режима
для широкого круга профессий. Иностранным компаниям было разрешено работать в качестве 100% иностранного юридического лица.
• В области телекоммуникаций: ограничения иностранного участия до 49% будут устранены в течение четырех лет после вступления в ВТО.
• В дистрибьюторских услугах: компаниям со 100% иностранным капиталом было разрешено участвовать в оптовой, розничной торговле и франчайзинговой деятельности, а также услугах экспресс-доставки, в том числе распространении лекарственных средств.
Производственный сектор. Большинство отраслей промышленности России были широко открыты для иностранных инвесторов и ранее, поэтому уже привлекли значительный объем прямых иностранных инвестиций, так что присоединение к ВТО не может моментально оказать существенного эффекта привлечения ПИИ. Действительно, сокращение ограничений на импорт и ликвидации связанных с торговлей инвестиционных мер в таких отраслях, как автомобилестроение и пищевая промышленность, может уменьшить стимулы для ПИИ, подрывая возможности "перепрыгивания барьеров". Тем не менее, со временем, свободный импорт может помочь улучшить экономические качества условий производства и повысить привлекательность экономики в качестве площадки для эффективных ПИИ, ориентированных на производство. Некоторые отрасли промышленности, которые не являются конкурентоспособными, такие как машиностроение, могут потерять потенциал ПИИ, поскольку произойдет их сокращение в период после вступления в ВТО, когда будут свернуты меры их защиты. Такие отрасли, как черная и цветная металлургии и химическая промышленность, наоборот, могут извлечь выгоду из вступления в ВТО и упростить доступ на зарубежные рынки, но только в долгосрочной перспективе. Металлургия и химическая промышленность уже конкурентоспособны на мировых рынках и работают без серьезных субсидий.
Первичный сектор. Вступление в ВТО может принести пользу в результате роста прямых иностранных инвестиций в горнодобывающий сектор, но сократит приток ПИИ в сельское хозяйство.
Иностранные инвесторы также могут быть привлечены к экспортно-ориентированной добычи нефти и газа, так как эти мероприятия будут выгодны в связи с либерализацией рынков и отменой экспортных квот.
Деловые возможности, как ожидается, будут в меньшей степени проявляться в сельском хозяйстве, которое может даже пострадать. Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН считает, что страна потеряет 4 млрд долл. в год в сельскохозяйственном производстве и животноводстве. Эта оценка основана на предположении, что местное производство не сможет улучшить производительность и конкурентоспособность. Если местные производители среагируют на модернизацию успешно, то потери могут быть более умеренными. Иностранные производители, более конкурентные, займут нишу рынка в продуктах питания и напитках.
После присоединения к ВТО в соответствии с Соглашением ВТО по торговым аспектам инвестиционных мер России будет запрещено введение определенных ограничений на предприятиях, действующих в стране, в том числе с иностранными инвестициями[2].
В частности, уже возникли проблемы в отношении принятого правительством России постановления о повышении тарифов на ввоз из стран ЕС поддержанных автомобилей. Специалистам также необходимо тщательно сравнить положения Таможенного кодекса (Россия, Белоруссия, Казахстан) для того, чтобы самим обнаружить возможные противоречия до того, как их обнаружат в аппарате ВТО или страны, которые могут пострадать в результате соответствующих отступлений.