Лекция 10. Гендерные различия в обучении и воспитании школьников
В результате изучения данной главы студенты должны:
знать
• ОГЛАВЛЕНИЕ понятий "гендер" и "пол", "гендерная идентичность", "гендерные аспекты социализации";
• гендерные особенности и гендерные стереотипы, проявляющиеся в отношении мальчиков и девочек в процессе обучения;
• основные теории социализации;
уметь
• проводить диагностику гендерных особенностей и гендерных стереотипов;
• преодолевать гендерные стереотипы в учебном процессе;
• учитывать гендерные особенности процесса обучения школьников;
владеть
• конкретными приемами и средствами выявления гендерных стереотипов.
Примеры из школьной практики:
Начинается урок в начальной школе. На столе у девочек аккуратно лежат стопочкой учебники и тетради. Рядом пристроился пенал. Левочки ловят взгляд учителя. Готовы к взаимодействию. Некоторые мальчики также готовы к уроку, но кто-то еще лезет в портфель за принадлежностями, а есть и те, кто еще только заканчивает игру, начатую на перемене. Учитель начал урок. Девочки внимательно слушают учителя, стараясь выполнить то, о чем он просит, стремясь быть прилежными ученицами. Приятно посмотреть в тетради аккуратных учеников. И чьи же это тетради? Да, в большей степени – это тетради девочек.
В глазах учителя "хороший ученик" – это аккуратный, исполнительный, внимательно слушающий, старательный ребенок. Кому больше присуще эти черты? Как вы понимаете, это характеризует девочку. Значит, под описание "хороший ученик" попадает девочка. А мальчик менее соответствует ожиданиям учителя, и поэтому скорее соответствует "плохому ученику".
"Плохой ученик" – неряшливый, неаккуратный, неопрятный, озорной, невнимательный на уроках, несобранный и т.д. Чей же образ возникает перед глазами? Кто же это в глазах учителя? Скорее всего, учитель увидит в этом образе мальчика с последней парты.
Учитель начальных классов на вопрос "Какие индивидуальные особенности мальчиков и девочек он учитывает в процессе взаимодействия с детьми?" отвечает: "У меня в классе ученики, а не девочки и мальчики. И я отношусь ко всем детям одинаково".
Приведенные примеры демонстрируют некоторые различия во взглядах на учеников разного пола: мальчиков и девочек. Изучая особенности, связанные с полом, зарубежные исследователи используют 2 термина: пол – sex (обозначая биологические основы поведения человека) и гендер (когда имеют в виду социокультурное влияние на поведение), отечественные ученые используют понятия "половые особенности и "гендерные особенности".
Пол (биологический) – это совокупность контрастирующих генеративных признаков особей одного вида; пол (социальный) – комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины или женщины[1].
Реальная проблема состоит в том, что половые и гендерные различия между мальчиками и девочками существуют. Но в контексте педагогической психологии встает вопрос, в какой мере эти различия влияют на обучаемость и воспитуемость мальчиков и девочек и в какой мере они должны учитываться учителем в процессе обучения и воспитания.