Гармонизация страхового законодательства с директивами ЕС
Десять бывших социалистических государств: Польша, Венгрия, Чешская Республика, Словения, Эстония, Латвия, Литва, Словакия, Болгария и Румыния – в мае 2004 г. вступили в ЕС, и поэтому экономические преобразования и реформы страхового законодательства с целью соответствия стандартам и страховым директивам ЕС становятся общими и для этих стран, и для стран-кандидатов. Можно выделить следующие меры:
• отмена государственной монополии на страхование;
• отмена государственного регулирования страховых тарифов и условий;
• уничтожение входных барьеров на рынок для иностранных страховщиков;
• ратификация стандартов ЕС в отношении платежеспособности.
После распада социалистического лагеря ведущие экономики СЭВ (Совета по экономической взаимопомощи): Польша, Чехия и Венгрия приняли курс на скорейшее присоединение к Евросоюзу и интеграцию в общеевропейский страховой рынок. С учетом того, что Европейский союз выдвинул требования демонополизации страховых рынков, сокращения доли государства, а также отмены барьеров для доступа иностранного капитала и равноправного функционирования иностранных страховых компаний на национальных рынках, проникновение международных страховых компаний на национальные рынки стран бывшего социалистического лагеря стало логичным продолжением этого процесса. Примером экспансии иностранных страховщиков могут служить страховые рынки Польши, Чехии, Венгрии, Словакии, Литвы, Латвии и других бывших социалистических стран.
Согласно классификации ООН, страны Центральной и Восточной Европы сгруппированы следующим образом:
• Центральная и Восточная Европа (ЦВЕ 5): Венгрия, Польша, Словакия, Словения, Чешская Республика;
• Балтийский регион: Латвия, Литва, Эстония;
• Юго-Восточная Европа (ЮВЕ 7): Албания, Босния- Герцеговина, Болгария, Македония, Румыния, Хорватия и Югославия;
• бывшие страны СССР: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.
Наиболее крупными являются страховые рынки стран Центральной и Восточной Европы (Польша, Чешская Республика, Венгрия, Словения, Словакия), Хорватии и России: на их долю приходится около 90% страховых премий всего региона.
Экономика большинства стран Центральной и Восточной Европы возрождается после состояния глубокой депрессии начала 1990-х гг. Макроэкономические показатели стран Центральной и Восточной Европы свидетельствуют о том, что в конце 1990-х гг. начался экономический подъем: рост ВВП составляет в среднем 4%, инфляция – около 10%, (за исключением всплеска в 2000 г. в результате высоких цен на энергоносители), доход на душу населения вырос с 3500 до 5500 долл.[1] Страны Балтийского региона также осуществляли радикальные экономические реформы, заложившие основы для стабильного экономического роста. Страны Юго-Восточной Европы в период 1997–1999 гг. пережили ряд экономических кризисов, однако Румынии, Болгарии и Хорватии удалось улучшить экономическую ситуацию. Бывшие страны СССР, во многом зависимые от экономики России, в 1993–1998 гг. находились в глубоком кризисе. Преодолев кризис 1998 г., Россия стала первой в ряду стран, экономика которых стала оживать, хотя по-прежнему весь регион испытывает необходимость в глубоких структурных преобразованиях.
Главной особенностью формирования страховых рынков стран Восточной Европы стало то, что отмена ограничений на участие нерезидентов в капитале страховых компаний произошла на начальном этапе развития страхового рынка и фактически обеспечила полную победу иностранного капитала над национальным.
Перечислим факторы, которые способствовали упрочнению иностранных страховщиков на национальных рынках стран ЦВЕ:
• высокий потенциал роста рынка (средний темп прироста собранных взносов на протяжении 1990-х гг. составлял порядка 15% в год и даже более[2]);
• слабость национальных страховщиков;
• финансовая мощь иностранных страховщиков;
• географическая близость;
• приватизация государственной собственности[3];
• обширная клиентская база страховщиков-монополистов.
Вышеперечисленные факторы в совокупности своих влияний привели к тому, что при слиянии национального и международного рынков в странах Центральной и Восточной Европы произошла потеря национального контроля над целыми отраслями экономики, в том числе и над страховым рынком. Существенно пострадала сфера финансовых услуг, поскольку правила Всемирной торговой организации требуют обеспечения равного доступа частного капитала к оказанию любых услуг и открытой международной конкуренции в этой области. Это является важным фактором развития конкуренции, но национальные страховые компании сталкиваются с проблемами выживания. Де факте иностранные страховщики (открытые филиалы европейских страховых компаний) смогли предоставить гражданам и компаниям "новых" рынков возможность пользоваться более крупными, длинными и дешевыми кредитными ресурсами и более качественными услугами. За период с 1990 по 2012 г. страховой рынок стран Центральной и Восточной Европы достиг значительного прогресса, несмотря на очень низкий стартовый уровень (табл. 10.1). В большинстве стран была значительно реформирована индустрия страхования, осуществился переход от государственной монополии к свободной рыночной системе страхования.
Таблица 10.1
Показатели развития рынка страхования в ЦВЕ 5, млн долл.[4]
Страна/ Регион |
2010 г. |
2011 г. |
Доля мирового рынка, 2011 г. |
Страховая премия в % ВВП |
Подписанная страховая премия на душу населения, 2011 г. |
||
Евросоюз |
1607270 |
1647382 |
35,85 |
6,99 |
1873 |
||
Западная Европа |
1526291 |
1555034 |
33,84 |
7,86 |
2928,4 |
||
Центральная и Восточная Европа |
80979 |
92348 |
2,01 |
2,56 |
729,46 |
||
Венгрия |
3975 |
3964 |
0,09 |
2,77 |
397,7 |
||
Польша |
17759 |
19098 |
0,42 |
3,68 |
499,9 |
||
Словакия |
2657 |
2869 |
0,06 |
2,91 |
529,7 |
||
Словения |
2854 |
2785 |
0,06 |
5,66 |
1386,6 |
||
Чехия |
8764 |
8168 |
0,19 |
3,84 |
833,4 |
||
Страховой рынок стран Центральной и Восточной Европы в период 1990-х гг. был подвержен резким флуктуациям, вызванным рядом экономических и политических кризисов. Финансовый и политический кризис в России в 1998 г., в Болгарии – в 1996–1998 гг., военный конфликт и международная изоляция Югославии – все это наложило отпечаток на страховой рынок региона в целом. Такой показатель, как страховые премии в процентном отношении к ВВП, в странах Центральной и Восточной Европы оказался значительно ниже, чем в государствах Западной Европы. В среднем, по развивающимся рынкам Европы уровень плотности страховой премии был в несколько раз ниже среднеевропейского и составил в 2011 г. всего лишь 284 долл, на душу населения. Однако при выделении ведущих пяти стран Центральной и Восточной Европы (согласно методике ООН) мы видим плотность страховой премии в 729 долл., что уже ближе к среднеевропейскому показателю (1873 долл.).
По пути наиболее радикальной либерализации регулирования страхового рынка пошла Венгрия. Результатом стал практически полный контроль национального страхового рынка иностранными страховщиками, крупнейшая национальная компания МРЕ Hungarian Post Life имеет долю рынка 3,76% в страховании жизни и 8% – в страховании ином, чем страхование жизни, и занимает лишь восьмое место (табл. 10.2).
Первая пятерка иностранных страховщиков на страховом рынке занимает долю рынка более 60%.
Таблица 10.2
Топ 10 страховщиков Венгрии, 2011 г.[5]
№ |
Компания |
Подписанная страховая премия |
Доля рынка |
|||
2011 г., млн евро |
2010 г., млн евро |
Изменение, % |
2011 г., % |
2010 г., % |
||
1 |
Allianz |
463,13 |
599,37 |
-22,73 |
17,55 |
19,80 |
2 |
Generali- Providencia |
384,02 |
454,73 |
-15,55 |
14,55 |
15,02 |
3 |
Groupama |
287,11 |
327,54 |
-12,34 |
10,88 |
10,82 |
4 |
Aegon |
264,31 |
306,55 |
-13,78 |
10,02 |
10,13 |
5 |
ING |
242,78 |
276,26 |
-12,12 |
9,20 |
9,13 |
6 |
Uniqa |
170,72 |
199,60 |
-14,47 |
6,47 |
6,59 |
7 |
K&H |
111,62 |
95,58 |
16,78 |
4,23 |
3,16 |
8 |
MPE Hungarian Post Life |
99,23 |
101,94 |
-2,66 |
3,76 |
3,37 |
9 |
CIG Pannonia Life |
90,20 |
92,58 |
-2,58 |
3,42 |
3,06 |
10 |
Union |
81,73 |
88,36 |
-7,50 |
3,10 |
2,92 |
Зарубежный опыт
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выступил с предложением значительно сократить долю зарубежных банковских корпораций в этом секторе экономики страны, как сообщило агентство Рейтер. В настоящее время доля иностранных кредитных организаций в венгерском банковском секторе составляет 90%. Среди крупнейших игроков: австрийские Erste Group и Raiffeisen, бельгийский КВС, а также итальянские Intesa Sanpaolo и UniCredit. По мнению Орбана, ситуацию может изменить создание системы государственных банков. В перспективе доля венгерских организаций должна составить около 50% рынка. Кроме того, предполагается оказывать помощь малому бизнесу в конвертации зарубежных кредитов, полученных в евро, в национальную валюту – форинт[6].
Для кардинальных перемен были веские причины. В 2008 г. Венгрия, благодаря двадцатимиллиардной помощи ЕС и МВФ, смогла избежать банкротства. Государственный долг достиг 80% ВВП. т.е. по 9500 долл, на каждого жителя страны. Сейчас венгерское правительство намерено приостановить его рост и сократить до 70% ВВП к концу 2014 г„ а также снизить бюджетный дефицит с 9 до 3%. Правительство, отказавшись от стабилизационной помощи извне, решило опираться на собственные силы, проводя реформы в разных сферах: от ужесточения уголовного кодекса до установления полного государственного контроля над частными пенсионными фондами, страховыми компаниями и СМИ[7].
Польский страховой рынок также открыт для иностранных страховых компаний, филиалы иностранных страховщиков имеют возможность на ведение страховой деятельности на тех же условиях, что и польские компании. В июле 1995 г. Польша была принята во Всемирную торговую организацию, в ноябре 1996 г. присоединилась к ОЭСР. Это оказало решающее влияние на торговую политику страны, используемые инструменты и методы защиты внутреннего рынка. Либерализация обмена, преимущественно импорта, происходила на основе взятых международных обязательств (в результате присоединения к договоренностям Уругвайского раунда, заключения и реализации соглашений о свободной торговле), уменьшения величины импортного налога и постепенного повышения реального курса злотого
[8]. На начало 2007 г. в Польше действовало 83 компании, причем 50 работали в области страхования иного, чем страхование жизни, и 30 – в области страхования жизни. Именно последние стали основной целью иностранных инвесторов. Более того, рынок страхования жизни практически на 100% стал контролироваться иностранными страховыми компаниями. Несмотря на отрицательные показатели развития экономики, страховой рынок Польши показал в 2012 г. хорошие темпы роста: 8% по совокупному сбору страховой премии, опередив почти все страны региона. Более того, Польша и увеличила долю занимаемого страхового рынка региона с 42% в 2011 г. до 44% в 2012 г. (см. табл. 10.1), особенно сильно выросли показатели рынка страхования жизни (рост 11%). Такой рост стал возможен благодаря стимулированию спроса на инвестиционные страховые продукты, аналогичные банковским депозитам и страховые продукты unit-linked. Показатели сегмента страхования иного, чем страхование жизни, были менее впечатляющими (5% роста в 2012 г.)[9]. По мнению польских экспертов, меньший рост был обусловлен ценовыми "войнами" и, соответственно, падением страховых тарифов в автостраховании.На польском страховом рынке произошли большие изменения и в структуре собственности. Наблюдается концентрация рынка. Агрессивные сделки по слияниям и поглощениям (т&а) страховой группы Talanx (включая покупку компаний Warta and Europa) и Vienna Insurance Group (VIG) постепенно приводят к смене лидеров па польском рынке. Общая доля трех лидеров страховых групп: PZU Zycie (дочерняя компания бывшего госмонополиста, а ныне крупнейшего универсального страховщика с преобладающим государственным участием), Talanx и VIG составила в 2012 г. более 60%, хотя это не так четко просматривается (табл. 10.3) из-за большого количества субсидиаров (купленные страховые компании продолжают вести бизнес под имеющимся брендом).
В то же время остальные игроки страхового рынка, в том числе и такие страховые "гиганты", как Allianz, ERGO и Aviva уменьшили свое присутствие на польском страховом рынке.
На чешском рынке страхования доминирующее положение занимает бывший государственный монополист Ceska Pojistovna. Оставшаяся часть рынка в основном поделена между иностранцами. Чешский рынок страхования в первой половине 2013 г. показал отрицательный прирост, начавшийся еще в конце 2011 г. Основной спад пришелся на сектор страхования жизни, на который приходится более 40% от общего объема страховых премий. Таким образом, объем страховых премий по линии страхования жизни снизился на 5,8%. По словам представителей САР (Ассоциация чешских страховщиков), основной причиной этой тенденции является значительное снижение средней премии но страхованию жизни (на 17%), в основном из-за снижения доходов финансового рынка в 2012–2013 гг.[10]
Таблица 10.3
Ведущие игроки на страховом рынке Польши[11]
№ |
Компания |
Подписанная страховая премия |
Страховые выплаты (убыточность) |
Доля страхового рынка |
|||||
2011 г., млн евро |
2010 г., млн евро |
Изменение, % |
2011 г., млн евро |
2010 г., млн евро |
Изменение, % |
2011 г., % |
2010 г., % |
||
1 |
PZU Zycie |
2220,19 |
2348,36 |
-5,46 |
1763,64 |
1883,85 |
-6,38 |
30,79 |
29,60 |
2 |
EUROPA Zycie |
580,79 |
988,69 |
-41,26 |
816,15 |
515,45 |
58,34 |
8,05 |
12,46 |
3 |
WARTA Zycie |
563,46 |
635,79 |
-11,38 |
557,46 |
624,69 |
-10,76 |
7,81 |
8,01 |
4 |
ING |
461,72 |
504,41 |
-8,46 |
355,15 |
440,30 |
-19,34 |
6,40 |
6,36 |
5 |
AVIVA Zycie |
409,73 |
480,42 |
-14,71 |
350,84 |
350,59 |
0,07 |
5,68 |
6,05 |
6 |
NORDEA Polska Zycie |
384,50 |
489,59 |
-21,46 |
441,57 |
318,90 |
38,47 |
5,33 |
6,17 |
7 |
AMPLICO Life |
377,67 |
329,98 |
14,45 |
242,72 |
165,16 |
46,96 |
5,24 |
4,16 |
8 |
ALLIANZ Zycie Polska |
347,62 |
370,44 |
-6,16 |
336,20 |
303,03 |
10,95 |
4,82 |
4,67 |
9 |
AX A Zycie |
213,56 |
223,98 |
-4,65 |
73,38 |
80,13 |
-8,43 |
2,96 |
2,82 |
10 |
GENERALI Zycie |
201,83 |
250,67 |
-19,49 |
139,63 |
280,86 |
-50,29 |
2,80 |
3,16 |
Вопросы практики
России, в отличие от Восточной Европы, удалось сохранить национальный страховой рынок. Этот факт обычно объясняется протекционистской политикой государства, ограничивающего возможности участия иностранного капитала в страховом бизнесе. Это нет необходимости отрицать, однако доминирование на российском рынке страхования национальных компаний было предопределено особенностью российской экономики переходного периода. Кэптивы и схемное страхование позволили национальным компаниям накопить необходимые финансовые ресурсы и опыт, утвердиться на страховом рынке и успешно конкурировать с иностранными страховщиками.
Кризис 2007 г. только осложнил ситуацию для этих стран. В страховании ином, чем страхование жизни, доля страховой премии в ВВП равна, в среднем, 2,72%, что составляет только половину от среднего для Западной Европы уровня, а в страховании жизни – 0,7%, или 14% от уровня Западной Европы[12].
В странах Центральной и Восточной Европы основную роль в формировании рынка страхования жизни играют иностранные компании. Польша, Чехия и Венгрия сравнительно быстро либерализовали рынок страхования жизни, открыв доступ иностранным компаниям. В Венгрии международные страховщики смогли открывать филиалы (при разрешении правительства) с 1989 г., в Польше и Чехии образовывать СП – с 1990 и 1991 г. соответственно. Причем, если в Польше и Чехии ввиду медленной приватизации бывших монополистов иностранные компании первоначально входили на рынок страхования жизни фактически "с нуля", то в Венгрии в 1990 г. Allami Biztosito (компания, получившая в наследство от государственного монополиста инфраструктуру по страхованию жизни) была продана голландской компании Aegon.
Кроме бывших государственных монополистов, локальные компании, оказавшиеся в равных с иностранцами условиях, заведомо уступали последним и не обладали достаточными навыками и опытом, чтобы представлять реальную силу на рынке. Поэтому, за исключением Полыни, где доля рынка бывшего государственного сектора по-прежнему достаточно высока – порядка 50–55%, в других странах ЦВЕ иностранные компании заняли свыше 70% рынка страхования жизни. Таким образом, ключевую роль на рынках стран Центральной и Восточной Европы играют европейские страховые компании.
Вопросы практики
Модель полной гармонизации для новых стран-членов заменена относительно новой в праве ЕС моделью минимальной гармонизации. В доктрине европейского права этот подход к гармонизации также известен как метод создания гармонизированных технических стандартов. Быстрое развитие новых технологий приводило к появлению новых технических барьеров на пути реализации свободы перемещения товаров и услуг. Зачастую этот фактор использовался отдельными государствами ЕС для защиты интересов собственных производителей, что нарушало конкуренцию на общем рынке. Установление минимальных стандартов позволяло решить эти проблемы. Гармонизация законодательства стала осуществляться только в отношении нормативов и требований, касающихся безопасности и защиты здоровья, интересов и прав потребителей. Так были разработаны общие требования к взрывчатым веществам, телекоммуникационному оборудованию, строительным материалам, игрушкам и продукции машиностроения. Соответствие продуктов гармонизированным стандартам проверяется Европейским комитетом по стандартизации и Европейским комитетом по электротехнической стандартизации. После прохождения соответствующей сертификации готовая продукция маркируется аббревиатурой "СЕ" и может продаваться во всех государствах – членах ЕС. При этом минимальная гармонизация позволяет государствам-членам применять более высокие стандарты на своей территории, с тем условием, что такая практика не должна создавать барьеров в отношении импорта товаров и услуг, соответствующих минимальным стандартам. По сравнению с моделью полной гармонизации, установление минимальных стандартов не препятствует научно-техническому развитию, так как при определении основных направлений гармонизации в таких сферах, как социальная защита, интересы и права потребителей, экологические нормативы, в утвержденные стандарты закладывается возможность их изменения с учетом новых научных открытий.
Несмотря на тенденцию к либерализации рынка страхования и на стремление новых стран – членов ЕС к быстрейшей гармонизации национальных страховых рынков с единым европейским страховым пространством, некоторые элементы государственной монополии все еще сохраняются в политически или социально чувствительных секторах страхового рынка этих стран. В Чешской Республике медицинское страхование и страхование социального обеспечения – государственная монополия, в то время как в Венгрии государство осуществляет страхование экспортных кредитов. В других странах несовершенство страхового законодательства, несмотря на провозглашенное принятие ими директив ЕС, препятствует эффективному функционированию и развитию страховой индустрии. Хотя и в этих странах на повестке дня стоят вопросы введения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, ужесточения требований по платежеспособности страховых компаний и открытия рынков для иностранных страховщиков. Однако складывающаяся система регулирования в странах ЦВЕ органична структуре, уровню и динамике национальных страховых рынков в целом и отдельных видов страхования в частности.
Обратите внимание!
Интеграция не означает введения однородной регулирующей системы. Страны Европейского союза сохраняют определенную самостоятельность в отдельных вопросах законодательства и регулирования. Так, во всех странах Восточной Европы в сфере страхования сохранены спои национальные регулирующие органы, функционирующие в соответствии с действующим законодательством и подотчетные соответствующим инстанциям. При этом интегрирующими являются директивы Европейского сообщества, перечень и ОГЛАВЛЕНИЕ которых постоянно актуализируется. Наряду с общими есть и особенные, национальные условия функционирования субъектов страхового дела. Регулирование в национальных страховых системах традиционно реализуется в основном посредством обязательств и ограничений, которые отражают детали их индивидуальных регулирующих систем.
В частности, регулирование страховых посредников, банкротства страховых организаций, нормы доходности по договорам страхования жизни, а также антимонопольное регулирование и т.п.
С начала первого десятилетия XXI в. процесс вступления в Евросоюз активно распространяется на территории государств, относящихся к Центральной и Восточной Европе. Желание восточноевропейских стран присоединиться к союзу, связанное с огромным количеством требований для вступления в ЕС, позволяет Евросоюзу оказывать беспрецедентное влияние на реструктуризацию государственных институтов и на ведение внутренней экономики и политики государства. Так, слежение за странами-кандидатами начинается задолго до их вступления в ЕС через Еврокомиссию, которая представляет ежегодные отчеты об основных показателях стран, желающих войти в ЕС.
Исторический экскурс
С 1993 г. Евросоюз пережил несколько крупнейших расширений:
1 января 1995 г. в состав ЕС вошли Австрия, Финляндия, Швеция.
1 мая 2004 г. всостав ЕС вошли Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. 1 января 2007 г. в состав ЕС вошли Болгария и Румыния. 1 января 2013 г. в состав ЕС вошла Хорватия.
По мнению экспертов стран Европейского союза, в странах с переходной экономикой, где объективно отсутствует культура и навыки добровольного страхования имущественных интересов страхователей, необходимо законодательно закрепить обязанность к заключению договора страхования.
Динамика развития рынка страхования жизни и формирования массового рынка страхования жизни стран ДВЕ определяется следующими основными факторами:
• уровнем благосостояния населения;
• развитием альтернативных финансовых институтов (паевые инвестиционные фонды, банкострахование и т.д.);
• предыдущим опытом страхования жизни населения;
• доступностью качественных страховых продуктов.
Говорить о высокоразвитом рынке страхования жизни в странах Юго-Восточной Европы и бывшего СССР довольно сложно, поскольку страхование жизни находится на начальной стадии.