Гарантии защиты детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях
Как предусмотрено в ст. 17 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", особая защита предоставляется детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях. В соответствии со ст. 1 данного Закона к числу таких детей относятся: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Однако понятие "дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации", так же, как и ряд других смежных понятий, явно несовершенно. В соответствии с Национальной стратегией планируется уточнение и упорядочение правового содержания понятий "дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации", "дети и семьи, находящиеся в социально опасном положении", "дети, нуждающиеся в помощи государства", "дети, оставшиеся без попечения родителей", "жестокое обращение с ребенком".
Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (за исключением содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), осуществляется органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, осуществляется федеральными органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ.
Государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации, в том числе международные объединения (организации) в лице своих отделений в Российской Федерации, осуществляют свою деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Указанные объединения (организации) вправе в судебном порядке оспаривать неправомерные ущемляющие или нарушающие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действия должностных лиц органов государственной власти и учреждений, организаций, граждан, в том числе родителей (лиц, их заменяющих), педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов в области работы с детьми.
При регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и законных интересов, а также при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления действуют в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, нормами, предусмотренными международными договорами РФ, в том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи, законодательством РФ.
Обязательными являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, обеспечение специализации правоприменительных процедур (действий) с его участием или в его интересах, учет особенностей возраста и социального положения ребенка.
В случае освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности или от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия суд, принимая решение о применении указанных мер, за исключением такой меры, как помещение в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение, вправе признать необходимым проведение мероприятий по социальной реабилитации несовершеннолетнего.
Если ребенок, с участием которого или в интересах которого осуществляется правоприменительная процедура (действие), нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее правоприменительную процедуру (действие), независимо от предмета рассмотрения сообщает в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер и просит уведомить его о предпринятых действиях.
Необходимо особо подчеркнуть важную роль не только государственной, но и общественной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Механизм такой защиты предусмотрен Федеральным законом от 10.07.2008 № 86-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного задержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного задержания". Законом предусмотрено, что общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного задержания осуществляют общественные наблюдательные комиссии, создаваемые в субъектах РФ; содействие лицам, находящимся в местах принудительного задержания, оказывают общественные объединения.
Целый ряд норм в Законе специально посвящен несовершеннолетним. В частности, в соответствии с п. 1 ст. 2 для несовершеннолетних местами принудительного задержания являются центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, специализированные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов управления образованием, Понятно, что к местам принудительного задержания, в которых могут находиться несовершеннолетние, относятся места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, места отбывания наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы; для несовершеннолетних это воспитательные колонии.
В соответствии со ст. 16 Закона общественные наблюдательные комиссии правомочны посещать места принудительного задержания, видеть и слышать находящихся в них лиц, беседовать с ними, уведомлять органы управления образованием и органы внутренних дел о допущенных нарушениях прав несовершеннолетних, давать заключения о характере таких нарушений. Указанные органы, а также Министерство юстиции РФ, в ведении которого находятся воспитательные колонии для несовершеннолетних, обязаны рассмотреть заключения общественных наблюдательных комиссий и дать по ним надлежащий ответ.
Содействие несовершеннолетним лицам, находящимся в местах принудительного задержания, в соответствии со ст. 22 Закона заключается в оказании помощи администрации указанных учреждений в организации учебно-воспитательного процесса для несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, в получении ими полного среднего образования, а также профессионального образования (начального, среднего, высшего); организации досуга и культурно-массовых мероприятий для несовершеннолетних, находящихся в центрах для несовершеннолетних правонарушителей и в учебно- воспитательных учреждениях закрытого типа, мероприятий по их правовому просвещению и т.п.