Лекция 15. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ
В результате изучения материалов главы 15 обучающийся должен:
знать
• понятие гарантий и компенсаций;
• случаи предоставления гарантий и компенсаций работникам;
уметь
• анализировать конкретные практические ситуации на предмет наличия права работника на предоставление ему гарантий и компенсаций;
владеть
• навыками подготовки документов, оформляющих предоставление работникам гарантий и компенсаций.
Понятие и виды гарантий и компенсаций
Предоставление работникам гарантий и компенсаций регламентируется специальным разд. VII "Гарантии и компенсации" ТК РФ, содержащим шесть глав, как раскрывающих общие вопросы в этой области, так и содержащих конкретные статьи по отдельным видам гарантий и компенсаций.
Следует отметить, что в трудовом праве термин "гарантия" понимается в широком и узком смыслах. "В широком смысле гарантии – это все средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается реальное осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. В этом смысле к гарантиям могут быть отнесены все правовые средства и способы (нормы права и деятельность по их реализации), обеспечивающие вступление в трудовые правоотношения, охрану и восстановление трудовых прав работников (например, гарантии при заключении трудового договора (ст. 64, 220 ТК РФ), государственные гарантии по оплате труда (ст. 130) и др.)"[1]. Эти гарантии ТК РФ называет общими. В рассматриваемой теме мы будет использовать данный термин в узком смысле и понимать под гарантиями юридические средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается сохранение за работником его трудовых прав в целях их дальнейшего осуществления в случаях, установленных законом. Соответственно, такие гарантии можно именовать специальными.
Гарантии могут носить как нематериальный (или организационный[2]), так и материальный характер. К основной нематериальной гарантии относится сохранение за работником места работы (должности) (например, в случаях предоставления отпуска по уходу за ребенком, направления в служебную командировку); сюда же относятся перевод на другую работу, освобождение от работы и пр. С помощью материальных гарантий обеспечивается сохранение за работником его права на оплату труда. Материальные гарантии могут быть разделены на гарантийные выплаты и гарантийные доплаты [3]. Гарантийные выплаты, по сути, заменяют собой заработную плату и осуществляются в тех случаях, когда работник фактически не работает, а соответственно, и не получает заработную плату по тем или иным уважительным причинам. Гарантийные доплаты заработную плату работника дополняют в тех случаях, когда в силу, опять-таки, уважительных причин он свои обязанности выполняет не в полном объеме и в связи с этим размер его заработной платы снижается.
Предоставление работникам компенсаций, т.е. денежных выплат, имеет целью возмещение их затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей в случаях, установленных законом.
Все гарантии и компенсации предоставляются работодателем, т.е. за счет его средств и интересов. Единственным исключением из этого правила, является предоставление гарантий и компенсаций в случае выполнения работником государственных или общественных обязанностей, когда работодатель освобождает работника от работы, а соответствующие органы и организации производят работнику выплаты в размере, установленном законом.
Примерный перечень случаев предоставления работникам гарантии и компенсации установлен ст. 165 ТК РФ и включает в себя:
– направление в служебные командировки;
– переезд на работу в другую местность;
– исполнение государственных или общественных обязанностей;
– совмещение работы с получением образования;
– вынужденное прекращении работы не по вине работника;
– нахождение в ежегодных оплачиваемых отпусках;
– некоторые случаи прекращения трудового договора.
Это перечень может быть расширен федеральными законами.
Набор гарантий и компенсаций в каждом из указанных случаев может быть различным; предоставляется или только гарантия, или только компенсация, или и гарантия, и компенсация вместе.