Функция логистического менеджмента "координация"

Координации в управлении логистикой придается особое значение. Слово "координация" (от лат. со(п) — с, вместе и ordinatio — расположение в порядке, согласование) означает согласование, приведение в соответствие действий, функций и т.д.[1] В логистическом менеджменте выделяется два вида координации: межфункциональная и межорганизационная.

Под межфункциональной логистической координацией понимается согласование при управлении предприятием деятельности подразделений но параметрам конфликтов, относящихся к логистике. Параметрами конфликтных ситуаций, требующих логистической координации, наиболее часто являются: периодичность закупок, продолжительность цикла доставки, уровень создаваемых запасов, величина закупаемой партии, тара и товароноситель, ассортимент грузовой единицы, набор предоставляемых услуг и качество сервиса. В основном эти параметры относятся к тактическому и оперативному управлению. На стратегическом уровне конфликты по параметрам логистики также могут возникать, и они в основном касаются выбора регионов сбыта продукции, политики обслуживания потребителей.

Один из самых распространенных межфункциональных конфликтов в организациях — конфликт между логистикой и маркетингом (отделом продаж). Обе стороны зачастую считают вторую менее значимой, не желающей идти на компромисс и не заинтересованной в сотрудничестве. Данный конфликт обусловлен прежде всего недооценкой службами маркетинга и продаж возможностей логистики и восприятием логистики исключительно как сферы деятельности, сопровождающей продажи и обеспечивающей маркетинговые усилия компаний. Специалисты по продажам требуют от логистики выполнения обещаний, данных ими потребителям, которые предварительно даже не согласовываются с логистами. Маркетологи часто считают, что логистика не заинтересована в повышении качества обслуживания потребителей, а только стремится снизить затраты. Маркетинг и продажи фокусируются на продвижении и продаже товара, не интересуясь эффективностью обслуживания потребителя с учетом логистической составляющей, считая это неважным, в результате на предприятии формируется отношение к логистике как к чему-то вторичному.

На первом этапе организационного обеспечения логистики такое отношение к логистике было вполне допустимо, считалось, что контролировать процессы поставок могут сами маркетологи или руководители транспортных подразделений, часто в отделах продаж отдельные специалисты выполняли функции логистов. Однако, к сожалению, отношение к логистике как к вторичной функции в обеспечении поставок потребителям стало причиной стереотипа, в соответствии с которым логистика стала отождествляться с транспортировкой. Такой стереотип распространен до наших дней и очень препятствует развитию логистической концепции управления на предприятиях.

Вопросам взаимодействия логистики и маркетинга посвящено большое количество работ разных специалистов. Обобщив некоторые из них, мы в табл. 9.1 привели характеристики логистики и маркетинга, наиболее важные направления сотрудничества и распространенные конфликтные ситуации. Как видно из табл. 9.1, объекты управления, предметная область маркетинга и логистики, а также ожидаемые результаты принятых решений различаются, что позволяет сделать вывод о том, что ни маркетинговые службы не могут решать задачи обеспечения логистического сервиса, ни логистика не может брать па себя функции маркетинга. При этом для обеспечения необходимого уровня обслуживания потребителей и эффективности процессов требуется конструктивное взаимодействие логистических и маркетинговых служб.

Таблица 9.1. Сравнительная характеристика задач логистики и маркетинга

Характеристика функциональной сферы

Маркетинг

Логистика

Объект управления

Рынки, конкретные товары и услуги

Материальные, сервисные и сопутствующие им потоки финансов, информации и услуг, проходящие через эти рынки

Предметная область исследований

Оптимизация рыночного поведения по реализации товаров и услуг

Оптимизация ресурсов при управлении потоками в экономических системах

Ожидаемые результаты

Рекомендации но производственно-сбытовой конкурентной стратегии и тактике компании: что производить, в каком объеме, на какие рынки и в какие сроки, какие могут быть выгоды и т.д.

Конкретные решения, отвечающие требованиям логистики: нужный товар, в необходимом количестве, необходимого качества, в нужном месте, в нужное время и с минимальными затратами

Параметры взаимодействия:

цена

Формирование политики ценообразования

Определение логистических затрат как элемента цены товара

формирование системы распределения

Определение участков обменных процессов (купли и продажи)

Определение участников физического продвижения товара на рынке сбыта

формирование складской сети

Определение объемов продаж и рынков сбыта

Определение мест размещения запасов, количеств;! складов исходя из заданного объема поставок на рынок сбыта

оформление товара, упаковка

Участие в разработке дизайна индивидуальной или потребительской упаковки

Определение требований к типу и размерам упаковки с учетом стандартизации транспортной тары, стремление к гармонизации параметров потребительской упаковки и транспортной тары

Наиболее распространенные конфликты:

политика товарных запасов

Поддержание высокого уровня запасов для покрытия потребительского спроса, недопущение дефицита

Оптимизация товарных запасов в цепи поставок с учетом мест размещения запасов

политика обслуживания потребителей

Максимальное удовлетворение при обслуживании всех потребителей

Гибкий уровень обслуживания клиентов. Дифференцированный подход: установление стандартов обслуживания с учетом логистических затрат

Дж. Сток и Д. Ламберт, анализируя проблему эффективного распределения финансовых средств предприятий, рассматривают компромиссные варианты взаимодействия логистики и маркетинга, которые направлены на снижение общих издержек компании (рис. 9.1). При этом цель маркетинга определяется как распределение ресурсов по элементам комплекса маркетинга для достижения максимальной долгосрочной рентабельности компании, а цель логистики — минимизировать общие издержки с учетом цели обслуживания потребителей.

С развитием концепции управления цепями поставок, ориентацией организации на процессы более четко обозначается разница между задачами и единство общих целей маркетинга и логистики.

Развитие процессной интеграции потребовало выполнения функций по межорганизационной логистической координации и интеграции, которые стали возлагаться на интегральных логистических менеджеров.

Межорганизационная логистическая интеграция — это согласование действий фирмы, поставщиков, потребителей, логистических посредников для достижения целей управления цепью поставок.

Необходимость межорганизационной логистической интеграции вызвана наличием конфликтных ситуаций между фокусной компанией и се "тремя сторонами" (поставщиками, потребителями и логистическими посредниками), причинами которых являются:

Рис. 9.1. Компромиссные варианты направлений затрат в маркетинге и логистике[2]

• различия в целях и приоритетах функционирования организаций, что обусловливается разными стратегиями развития организаций, участвующих в одной цепи поставок;

• разные мощность, уровень концентрации капитала, финансовое положение;

• различия в требованиях к составу и величине параметров качества логистического сервиса;

• нестыковка технических характеристик и параметров транспортно-складских подразделений, технологического оборудования для складирования и грузопереработки, транспортных средств;

• разные стили и структуры управления, традиции, уровни квалификации и т.д.

Цели межорганизационной интеграции контрагентов в логистической системе направлены прежде всего на согласование действий всех звеньев логистической системы, устранение и предотвращение конфликтных ситуаций между фирмой и ее "тремя сторонами". Достижение этих целей находится в зависимости от качества планирования, интегрированного циклом выполнения заказа потребителя.