Функция контроля
Контроль – это функция управления, обеспечивающая соответствие деятельности организации целям, планам и нормативным показателям. Контролю подлежат все организационные процессы на уровнях конкретных исполнителей, подразделений и организации в целом, а также на всех этапах их подготовки и реализации (табл. 7.12).
Таблица 7.12
Виды организационного контроля
Виды контроля |
ОГЛАВЛЕНИЕ контроля |
Области контроля |
Предварительный |
Обеспечение качества "входов" – ресурсов – в организационную систему |
Финансы, средства производства и предметы труда, персонал |
Текущий |
Обеспечение качества преобразования ресурсов |
Технологии, средства производства, персонал |
Заключительный |
Обеспечение качества "выходов" – результатов деятельности |
Продукты, финансы |
Наличие нескольких контролируемых областей организационной деятельности вызывает необходимость создания интегрированной системы ее контроля, в состав которой может входить ряд подсистем (табл. 7.13). Подчеркнем, что речь идет о системе внутриорганизационного контроля. Наряду с ним существует и система внешнего контроля, включающая аудит[1], сертификацию, государственный надзор в лице Госстандарта, Госсанэпидемнадзора, Госпожнадзора и др.
Таблица 7.13
Система организационного контроля
Подсистемы |
ОГЛАВЛЕНИЕ контроля |
Контролирующие органы |
Стратегического контроля |
Контроль соответствия деятельности стратегическим целям и стратегии |
Высшее руководство, планово-аналитический отдел |
Прямого контроля |
Контроль действий подчиненных и реализации функций |
Линейные и функциональные руководители |
Финансового контроля |
Балансовый и бюджетный контроль, финансовый анализ и внутренний аудит |
Финансовая дирекция, руководители подразделений и служб |
Управления качеством |
Участие в разработке технологий и продуктов, расчет затрат на обеспечение их качества, координация исполнителей |
Служба управления качеством |
Технического контроля |
Определение соответствия сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и параметров технологического режима требованиям стандартов |
Отдел технического контроля |
Диспетчирования |
Контроль и коррекция деятельности с целью обеспечения выполнения планов и календарных графиков |
Диспетчерское бюро |
Информационно-управляющая |
Сбор, обработка и выдача информации о контролируемых параметрах, необходимой для принятия решений |
Планово-аналитический отдел |
Процесс организационного контроля заключается в последовательном решении задач: измерения контролируемых показателей; сравнения результатов измерения с запланированным или нормативным состоянием этих показателей; выявления причин их отклонения от желаемого состояния; устранения этих отклонений. В целях контроля наиболее часто используются следующие методы:
• целевой – контроль соответствия достигнутых результатов запланированным целям;
• экономический – контроль соответствия коэффициентов прибыльности, активности, ликвидности запланированным величинам;
• нормативный – контроль соответствия затрат труда, времени, материальных и других ресурсов установленным нормам;
• технологический – контроль соответствия технологических процессов требованиям технической документации;
• регламентный – контроль соответствия исполнения обязанностей требованиям должностных инструкций.
Помимо выбора методов контроля управление этим процессом требует от руководителя решения многих других проблем. Среди них проблемы: координации субъектов контроля, определения степени его общности/избирательности, глубины и периодичности, объективности получаемой информации, масштаба допустимых отклонений от запланированных показателей до начала корректирующих воздействий. Подчеркнем, что анализ причин отклонений необходим не только для обоснования корректирующих воздействий по их устранению, но и для предупреждения этих отклонений в будущем. Коррекция может касаться самих контролируемых показателей (их пересмотр), деятельности и поведения персонала, технологии процессов и операций, организационной структуры и, наконец, организационной стратегии.
Функция контроля может реализовываться в соответствии с централизованной и децентрализованной моделями (табл. 7.14).
Таблица 7.14
Модели организационного контроля
Характеристики |
Модели |
|
Централизованная |
Децентрализованная |
|
Сущность |
Прямой должностной надзор |
Преобладание самоконтроля |
Организационная основа |
Иерархические структуры с контролем "сверху вниз" |
Плоские командные структуры с контролем внутри них |
Механизмы реализации |
Отбор кадров по необходимым профессионально-важным качествам |
Отбор кадров с точки зрения успешности организационной социализации |
Опора на правила и процедуры |
Опора на организационную культуру |
|
Вознаграждение но индивидуальным результатам |
Вознаграждение за вклад в решение командных задач |
|
Результаты |
Соблюдение нормативных и достижение запланированных показателей |
Ориентация на тотальное качество и динамичное организационное развитие |
Эффективный организационный контроль имеет следующие характеристики:
• постоянная связь с организационной стратегией – в соответствии со схемой: стратегия → деятельность контроль → стратегия;
• комплексность – охват контролем всех организационных процессов и их этапов, но, тем не менее, с выделением "главного звена";
• сочетание плановости и своевременности с целью недопущения кризиса;
• простота и экономичность – контроль не должен осложнять процесс основной деятельности;
• гласность и прозрачность – стремление к справедливости и максимальному соответствию "буквы" и "духа" контроля;
• гибкость – возможность трансформации и развития системы контроля.