Функция контроля

Контроль – это функция управления, обеспечивающая соответствие деятельности организации целям, планам и нормативным показателям. Контролю подлежат все организационные процессы на уровнях конкретных исполнителей, подразделений и организации в целом, а также на всех этапах их подготовки и реализации (табл. 7.12).

Таблица 7.12

Виды организационного контроля

Виды контроля

ОГЛАВЛЕНИЕ контроля

Области контроля

Предварительный

Обеспечение качества "входов" – ресурсов – в организационную систему

Финансы, средства производства и предметы труда, персонал

Текущий

Обеспечение качества преобразования ресурсов

Технологии, средства производства, персонал

Заключительный

Обеспечение качества "выходов" – результатов деятельности

Продукты, финансы

Наличие нескольких контролируемых областей организационной деятельности вызывает необходимость создания интегрированной системы ее контроля, в состав которой может входить ряд подсистем (табл. 7.13). Подчеркнем, что речь идет о системе внутриорганизационного контроля. Наряду с ним существует и система внешнего контроля, включающая аудит[1], сертификацию, государственный надзор в лице Госстандарта, Госсанэпидемнадзора, Госпожнадзора и др.

Таблица 7.13

Система организационного контроля

Подсистемы

ОГЛАВЛЕНИЕ контроля

Контролирующие органы

Стратегического

контроля

Контроль соответствия деятельности стратегическим целям и стратегии

Высшее руководство,

планово-аналитический

отдел

Прямого контроля

Контроль действий подчиненных и реализации функций

Линейные и функциональные руководители

Финансового

контроля

Балансовый и бюджетный контроль, финансовый анализ и внутренний аудит

Финансовая дирекция, руководители подразделений и служб

Управления

качеством

Участие в разработке технологий и продуктов, расчет затрат на обеспечение их качества, координация исполнителей

Служба управления качеством

Технического контроля

Определение соответствия сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и параметров технологического режима требованиям стандартов

Отдел технического контроля

Диспетчирования

Контроль и коррекция деятельности с целью обеспечения выполнения планов и календарных графиков

Диспетчерское бюро

Информационно-управляющая

Сбор, обработка и выдача информации о контролируемых параметрах, необходимой для принятия решений

Планово-аналитический

отдел

Процесс организационного контроля заключается в последовательном решении задач: измерения контролируемых показателей; сравнения результатов измерения с запланированным или нормативным состоянием этих показателей; выявления причин их отклонения от желаемого состояния; устранения этих отклонений. В целях контроля наиболее часто используются следующие методы:

• целевой – контроль соответствия достигнутых результатов запланированным целям;

• экономический – контроль соответствия коэффициентов прибыльности, активности, ликвидности запланированным величинам;

• нормативный – контроль соответствия затрат труда, времени, материальных и других ресурсов установленным нормам;

• технологический – контроль соответствия технологических процессов требованиям технической документации;

• регламентный – контроль соответствия исполнения обязанностей требованиям должностных инструкций.

Помимо выбора методов контроля управление этим процессом требует от руководителя решения многих других проблем. Среди них проблемы: координации субъектов контроля, определения степени его общности/избирательности, глубины и периодичности, объективности получаемой информации, масштаба допустимых отклонений от запланированных показателей до начала корректирующих воздействий. Подчеркнем, что анализ причин отклонений необходим не только для обоснования корректирующих воздействий по их устранению, но и для предупреждения этих отклонений в будущем. Коррекция может касаться самих контролируемых показателей (их пересмотр), деятельности и поведения персонала, технологии процессов и операций, организационной структуры и, наконец, организационной стратегии.

Функция контроля может реализовываться в соответствии с централизованной и децентрализованной моделями (табл. 7.14).

Таблица 7.14

Модели организационного контроля

Характеристики

Модели

Централизованная

Децентрализованная

Сущность

Прямой должностной надзор

Преобладание самоконтроля

Организационная основа

Иерархические структуры с контролем "сверху вниз"

Плоские командные структуры с контролем внутри них

Механизмы

реализации

Отбор кадров по необходимым профессионально-важным качествам

Отбор кадров с точки зрения успешности организационной социализации

Опора на правила и процедуры

Опора на организационную культуру

Вознаграждение но индивидуальным результатам

Вознаграждение за вклад в решение командных задач

Результаты

Соблюдение нормативных и достижение запланированных показателей

Ориентация на тотальное качество и динамичное организационное развитие

Эффективный организационный контроль имеет следующие характеристики:

• постоянная связь с организационной стратегией – в соответствии со схемой: стратегия → деятельность контроль → стратегия;

• комплексность – охват контролем всех организационных процессов и их этапов, но, тем не менее, с выделением "главного звена";

• сочетание плановости и своевременности с целью недопущения кризиса;

• простота и экономичность – контроль не должен осложнять процесс основной деятельности;

• гласность и прозрачность – стремление к справедливости и максимальному соответствию "буквы" и "духа" контроля;

• гибкость – возможность трансформации и развития системы контроля.