Функционирование электронного бизнеса
Электронный бизнес – коммерческая деятельность, имеющая целью развитие компании, расширение клиентской базы, получение прибыли и основанная на комплексной автоматизации товарно-денежного цикла за счет использования информационных технологий.
Положительные аспекты информатизации бизнеса:
• расширение рынка сбыта, в ряде случаев более свободное преодоление межгосударственных границ;
• круглосуточное функционирование, в том числе и оказание услуг клиентам, с относительно малыми издержками;
• автоматизация сбора маркетинговой информации и отношений с клиентами на основе системы управления отношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM);
• снижение расходов на организацию, развертывание и поддержание инфраструктуры (не требуются большие офисы, торговые залы и склады);
• снижение расходов на рекламу (использование более дешевой нематериалоемкой рекламы через Интернет).
Для покупателей и клиентов электронного бизнеса также имеются серьезные положительные моменты:
• более удобный сервис выбора товара или услуги, особенно для мегаполисов, когда нет необходимости постоянно перемещаться по городу, достаточно выйти в Интернет и получить необходимую информацию;
• выбор более качественного товара или сервиса за счет возможности получения более полной информации о них при посещении нескольких сайтов, включая производителя товара, продавца, организаций защиты прав потребителей и т.п.
Классификация электронного бизнеса. Участники электронного бизнеса обозначаются сокращениями:
А – Administration (администрация, управляющие структуры);
В – Business (бизнес, коммерческие структуры);
С – Consumer (клиент, пользователь, потребитель);
Е – Exchange (биржа);
G – Government (органы государственной власти);
Р – Peer (равный, имеется в виду пользователь).
1. Модель В2С – розничная торговля в Интернете при минимальном числе посредников, включая службу доставки товара или услуги. Модель реализуется тремя видами объектов. Веб-представительства или веб-витрины – сайты, на которых можно просмотреть каталоги товаров, сделать заказ или перейти на сайт магазина. Интернет-магазины не только принимают, но и выполняют заказы покупателей. Для доставки заказанного или оплаченного товара интернет-магазин использует собственные службы либо посредников. В последнем случае клиент заключает со службой доставки договор и через нее получает товар. Торговые порталы и торговые интернет-системы отличает широкая номенклатура товаров, полное сервисное обслуживание клиентов, полная автоматизация оформления платежных документов, поставка товаров непосредственно со складов производителей.
Разновидностью модели являются магазины-дискаунтеры, в которых пользователь может самостоятельно через компьютер-терминал выбрать товары. А после оплаты в заданное время и в заданном месте, включая оплату доставки на дом, получить купленные товары.
2. Модель В2В – все виды сделок между коммерческими структурами, включая оптовую торговлю. Модель реализуется в форме интернет-портала с непосредственной связью участников сделки. В ряде случаев в сделки "вклиниваются" посредники в виде бирж или свободных биржевых игроков и модель трансформируется в В2Е – Е2В или в В2Е – Е2Е – Е2В. В подобных системах один биржевой игрок может одновременно "совмещать" работу на нескольких биржевых площадках.
Реальные В2В-системы нельзя считать чисто торговыми. Они предоставляют участникам сделок огромное количество дополнительных, в основном аналитических информационных и коммуникационных, услуг, гарантии повышенной безопасности сделок и др.
3. Модель B2G используется бизнесом как источник приоритетных государственных заказов, закупок на основе тендеров через Интернет.
4. Модель G2B – услуги государства для участников бизнес-процессов. В первую очередь это реализация программ поддержки развития бизнес-структур и их деятельности в интересах государства и отдельных регионов.
5. Модели G2C и C2G – информационный обмен услугами государственных структур и граждан. Сюда включаются вопросы сбора налогов через Интернет (электронные декларации), онлайн-регистрация транспортных средств, проведение социальных опросов и референдумов, электронные выборы, информирование населения и получение информации от граждан.
6. Модель С2С – электронные доски объявлений, своеобразные посредники в процессе продажи товара.
7. Модель С2В – электронные аукционы, на которых каждый участник может назначить цену на товар, услугу.
8. Модель P2P – равный равному. Разновидность электронных аукционов, популярная благодаря файлообменным пиринговым (P2P) сетям. Основной вид товара на таких аукционах – информация в электронной форме: видеофильмы, музыкальные произведения, программы, книги.
9. Интернет-банкинг – разновидность модели С2В, в рамках которой клиенту предоставляется возможность управлять своим банковским счетом через Интернет, выполняя практически любые разрешенные по договору транзакции без посещения офиса банка. Иногда ошибочно считают, что клиент в этом случае распоряжается "электронными деньгами". В интернет-банкинге клиент действительно проводит все транзакции со своим счетом в электронной форме. Но на его счету в банке находятся реальные деньги, ими, а не электронными (несуществующими) средствами клиент и распоряжается через Интернет.
10. Модель С2Е, или интернет-трейдинг, – удаленная (через Интернет) работа на бирже, направленная на заключение сделок по продаже и покупке, как правило, ценных бумаг и валютных активов, в режиме реального времени.