Функции и задачи саморегулируемой организации арбитражных управляющих
В развитых странах с рыночно ориентированной экономикой определенный вклад в решение важнейших социально-экономических задач вносит саморегулируемая деятельность. Под ней понимается самостоятельная и инициативная деятельность, направленная на формирование правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, а также осуществление контроля за их соблюдением. К участникам предпринимательской деятельности, как правило, относятся лица, занимающиеся предпринимательством и зарегистрированные в установленном порядке. Под субъектами профессиональной деятельности понимаются физические лица, ведущие профессиональную деятельность. Это могут быть арбитражные управляющие, аудиторы, адвокаты и др. Саморегулирование указанных субъектов экономики осуществляется при условии их объединения в саморегулируемые организации.
В соответствии с российским законодательством саморегулируемая организация (далее СРО) действует на основе Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12 января 1995 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. от 4 июня 2014 г.), Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (в ред. от 7 июня 2013 г.), нормативных документов, регулирующих соответствующие виды экономической деятельности. СРО разрабатывает и устанавливает обязательные для выполнения всеми своими участниками правила и стандарты предпринимательской или профессиональной деятельности.
Под саморегулируемой организацией арбитражных управляющих (СРО АУ) понимается некоммерческая организация, основанная на членстве, созданная гражданами Российской Федерации, включенная в единый государственный реестр СРО АУ, целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.
СРО АУ, объединяя арбитражных управляющих, видит свою миссию в оказании высококачественных услуг в сфере антикризисного управления и финансового оздоровления организаций, а также в предоставлении помощи по взысканию просроченной задолженности на всей территории РФ. Процесс выполнения указанной миссии базируется на создании объединения высокопрофессиональных антикризисных управляющих и централизованного представления их интересов в высших органах исполнительной и законодательной власти, а также на предприятиях и в организациях.
Существование СРО АУ определяется, прежде всего, экономической природой услуг арбитражных управляющих, особенностями формирования их спроса и предложения. Это происходит потому, что сами потребители услуг антикризисного управления не всегда могут реализовать свой спрос вследствие отсутствия у них достоверной информации о качественных характеристиках предоставляемых услуг со стороны арбитражных управляющих. Поэтому потребителям услуг арбитражных управляющих бывает крайне сложно сделать свой выбор в момент заключения рыночной сделки.
Одновременно арбитражные управляющие имеют затруднения в получении достоверной информации о спросе на свои услуги. Во избежание нежелательных социально-экономических последствий, вытекающих из ограниченной эффективности рыночного механизма в условиях антикризисного управления, функция предоставления экономических благ, по которым не может быть предоставлена необходимая и полная информация потребителям в момент заключения рыночной сделки, возлагается на некоммерческий сектор экономики, а именно на СРО АУ. Таким образом, существование СРО АУ в современной рыночной экономике определяется как несовершенствами, свойственными рынку в сфере антикризисного управления, экономической природой услуг арбитражных управляющих, экономией государственных трансакционных издержек. В этих условиях наиболее эффективное предоставление услуг арбитражных управляющих может быть реализовано с помощью профессионального посредника, функционирующего на принципах некоммерческого сектора экономики. Таким профессиональным посредником на рынке услуг арбитражных управляющих является СРО АУ, по своей экономической природе представляющая негосударственную некоммерческую организацию, основной целью деятельности которой является не получение прибыли, а регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих, обеспечение взаимодействия между производителями и потребителями услуг антикризисного управления.
СРО АУ как некоммерческая организация не ставит своей главной целью извлечение прибыли. Однако законодательства многих стран, в том числе и России, допускают возможность получения прибыли некоммерческой организацией. Использование этой прибыли носит ограниченный характер. Она полностью направляется на обеспечение основной деятельности некоммерческой организации и не может быть распределена между ее участниками. Таким образом, возможная прибыль СРО АУ не распределяется между участниками, а полностью реинвестируется на развитие тех целей, ради которых эта организация создана. Например, возможная прибыль СРО АУ может быть направлена на повышение образовательного уровня арбитражных управляющих, закупку оборудования, реализацию социальных и благотворительных программ и т.д.
СРО АУ является юридическим лицом, под которым понимается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, имеющая право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. СРО АУ может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги, земельные участки и иное имущество.
СРО АУ как юридическое лицо должна иметь самостоятельный баланс или смету. СРО АУ вправе открывать счета в банках на территории России и за ее пределами, иметь печать с полным наименованием организации на русском языке, штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.
Статус СРО АУ приобретается некоммерческой организацией с даты ее включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Для того чтобы организация была включена в единый государственный реестр СРО АУ, она должна соответствовать следующим требованиям:
1) не менее чем сто членов организации должны соответствовать требованиям, установленным федеральным законодательством и саморегулируемой организацией в отношении арбитражных управляющих;
2) участие членов организации не менее чем в ста (в совокупности) процедурах банкротства, в том числе не завершенных на дату включения в единый государственный реестр СРО АУ, за исключением процедур банкротства в отношении отсутствующих должников;
3) наличие компенсационного фонда, формирующегося исключительно в денежной форме за счет взносов членов в размере не менее чем 50 тыс. руб. на каждого члена;
4) наличие разработанных в соответствии с требованиями законодательства и являющихся обязательными для членов организации стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих;
5) создание органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации, функции и компетенция которых соответствуют требованиям законодательства.
Некоммерческая организация, соответствующая указанным выше требованиям, подлежит включению в единый государственный реестр СРО АУ в течение семи дней с даты представления в регулирующий орган – Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Федеральная регистрационная служба) определенного пакета документов:
1) заявление о включении в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
2) заверенные копии:
• учредительных документов;
• свидетельства о государственной регистрации;
• свидетельств о государственной регистрации всех ее членов в качестве индивидуальных предпринимателей;
• дипломов о высшем образовании всех ее членов;
• документов, подтверждающих сдачу теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;
• трудовых книжек или иных документов, подтверждающих наличие установленного стажа руководящей работы всех ее членов;
• свидетельств или иных документов, подтверждающих прохождение каждым ее членом стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего;
• справок об отсутствии судимости у всех ее членов.
Регулирующий орган в лице Федеральной регистрационной службы обязан в течение трех дней с даты включения некоммерческой организации в единый государственный реестр СРО АУ уведомить в письменной форме некоммерческую организацию о таком включении или представить мотивированный отказ.
СРО АУ имеет право уведомлять арбитражные суды РФ о приобретении статуса СРО.
Основным учредительным документом СРО АУ является устав. Учредители организации вправе заключить учредительный договор. В этом случае наличие устава необязательно. Учредительный договор заключается, а устав утверждается его учредителями. В учредительных документах СРО АУ должны содержаться следующие обязательные сведения:
• наименование, указывающее характер деятельности и организационно-правовую форму;
• место нахождения;
• порядок управления деятельностью;
• предмет и цели деятельности;
• сведения о филиалах и представительствах;
• права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены этой организации и выхода из нес;
• источники формирования имущества;
• порядок внесения изменений в учредительные документы;
• порядок использования имущества в случае ликвидации.
Высшим органом управления СРО АУ является общее собрание членов организации, которое проводится не реже одного раза в год.
К компетенции общего собрания относятся вопросы:
• утверждение устава организации и внесение в него изменений;
• установление условий членства, порядка приема и прекращения членства в организации;
• определение приоритетных направлений деятельности, принципов формирования и использования имущества организации;
• избрание членов постоянно действующего коллегиального органа организации, досрочное прекращение его полномочий или полномочий отдельных его членов;
• утверждение отчетов коллегиального органа и исполнительного органа о результатах финансово-хозяйственной и организационной деятельности СРО;
• утверждение мер дисциплинарного воздействия, порядка и оснований их применения;
• назначение на должность лица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа, и его досрочное освобождение;
• утверждение сметы, внесение в нее изменений, утверждение годовой бухгалтерской отчетности и др.
Коллегиальный орган СРО АУ вправе:
• утверждать и изменять стандарты и правила профессиональной деятельности, правила осуществления контроля за соблюдением членами СРО законов, нормативных актов и внутренних правил;
• создавать специализированные органы и утверждать положения о них;
• назначать аудиторскую организацию для проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности СРО;
• представлять общему собранию кандидата на должность единоличного исполнительного органа;
• устанавливать квалифицированные требования к руководителю органа, осуществляющего контроль за деятельностью членов СРО.
Саморегулируемая организация обязана сформировать следующие органы:
• по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия;
• по отбору кандидатур арбитражных управляющих для представления арбитражным судам для утверждения их в деле о банкротстве;
• по контролю за соблюдением членами СРО законов, нормативных документов и внутренних правил.
Кроме того, СРО АУ обязана:
• разрабатывать и устанавливать условия членства, стандарты и правила профессиональной деятельности, а также контролировать их выполнение;
• рассматривать жалобы на действия членов организации и применять к ним меры дисциплинарного воздействия;
• заявлять в суд ходатайства об отстранении от участия в деле о банкротстве члена организации в случае его исключения;
• осуществлять анализ деятельности своих членов на основании представляемых ими отчетов и организовывать их хранение;
• организовывать стажировки помощников арбитражных управляющих;
• вести реестр арбитражных управляющих – членов СРО;
• обеспечивать формирование компенсационного фонда СРО;
• организовывать повышение профессионального уровня своих членов.
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих имеет право:
• представлять интересы своих членов в их отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;
• обжаловать любые акты, решения, действия или бездействие органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы СРО АУ или ее членов;
• участвовать в обсуждении проектов федеральных законов, иных нормативных актов, вносить на рассмотрение предложения по вопросам формирования и реализации государственной политики;
• запрашивать в органах государственной власти необходимую информацию для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее функций и получать ее;
• подавать иски о защите прав и законных интересов членов СРО АУ, в том числе о взыскании ущерба, причиненного арбитражным управляющим, органами государственной власти;
• заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении или освобождении от участия в деле о банкротстве членов организации;
• обжаловать судебные акты об утверждении, отстранении или освобождении членов СРО, а также судебные акты, затрагивающие права и законные интересы организации при проведении процедур банкротства;
• проводить аккредитацию страховых организаций, оценщиков, профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для выполнения возложенных на него обязанностей.
Вопросы практики
Например, в соответствии с учредительными документами Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа" (ПДУ Ц(ФО) целью деятельности организации является регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих – членов Партнерства. Предметом деятельности Партнерства является достижение его уставных целей. Основные виды деятельности Партнерства:
• разрабатывает и утверждает требования к вступлению в Партнерство и условия членства в нем;
• устанавливает правила и стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих, обязательные для выполнения всеми членами Партнерства;
• обеспечивает соблюдение всеми членами, органами управления, специализированными органами и работниками Партнерства требований, правил и стандартов; законодательства Российской Федерации;
• осуществляет защиту прав и законных интересов своих членов;
• обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов при проведении процедур банкротства, публикует информацию об этой деятельности в установленном порядке;
• организует повышение уровня профессиональной подготовки своих членов, осуществляет аккредитацию организаций и предпринимателей, сопровождающих профессиональную деятельность членов Партнерства;
• разрабатывает и совершенствует эффективные механизмы, обеспечивающие благоприятные условия, безопасность профессиональной деятельности арбитражных управляющих и их участие в общественной жизни;
• применяет к своим членам меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные законодательством и внутренними документами Партнерства;
• создает третейский суд и организует его работу;
• проводит анализ деятельности своих членов, обеспечивает информационную, юридическую и другую поддержку арбитражным управляющим в осуществлении ими своих профессиональных обязанностей;
• представляет интересы своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;
• обеспечивает дополнительную имущественную ответственность каждого члена Партнерства перед лицами, круг которых определен законодательством о банкротстве, посредством формирования компенсационного фонда и контроля за исполнением установленных требований личного страхования членов Партнерства при исполнении обязанностей арбитражного управляющего;
• осуществляет ведение Реестра арбитражных управляющих, являющихся его членами;
• организует и проводит стажировку граждан РФ в качестве помощников арбитражного управляющего;
• осуществляет иные не противоречащие законодательству Российской Федерации функции.
В уставе ПЛУ ЦФО прописаны права и обязанности Партнерства, а именно:
1. Партнерство вправе:
• представлять интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами исполнительной и судебной власти Российской Федерации;
• от своего имени и в интересах своих членов обратиться в суд с заявлением о признании недействующим несоответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов Партнерства, в том числе нормативного правового акта, содержащего недопускаемое федеральным законом расширительное толкование его норм в целом или в какой-либо части;
• обжаловать от своего имени в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия или бездействие органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающие права и законные интересы Партнерства, его члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;
• участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, проектов законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, государственных программ по вопросам, связанным с арбитражным управлением, а также направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых Партнерством независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;
• вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления предложения соответственно по вопросам формирования и реализации государственной политики и вопросам формирования и реализации органами местного самоуправления политики в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления;
• запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления информацию, необходимую для выполнения Партнерством возложенных на него федеральными законами функций, и получать от этих органов такую информацию в установленном федеральными законами порядке;
• подавать иски о защите прав и законных интересов арбитражных управляющих – членов Партнерства, в том числе о взыскании ущерба, причиненного арбитражным управляющим органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также иными лицами;
• заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении или освобождении от участия в деле о банкротстве своих членов, в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)";
• обжаловать судебные акты об утверждении, отстранении или освобождении арбитражных управляющих – членов Партнерства, а также судебные акты, затрагивающие права, обязанности или законные интересы Партнерства при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;
• проводить аккредитацию страховых организаций, оценщиков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, а также иных лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
• разрабатывать порядок подтверждения соответствия арбитражного управляющего условиям членства в саморегулируемой организации;
• осуществлять иные права, не противоречащие федеральным законам.
2. Партнерство обязано;
• разрабатывать и устанавливать условия членства арбитражных управляющих в саморегулируемой организации;
• контролировать арбитражных управляющих – членов ПАУ ЦФО в вопросах обязательного страхования их ответственности;
• разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения членами Партнерства стандарты и правила профессиональной деятельности;
• контролировать профессиональную деятельность своих членов в части соблюдения требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности;
• рассматривать жалобы на действия своих членов, исполняющих обязанности арбитражных управляющих в делах о банкротстве;
• применять в отношении своих членов предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и внутренними документами Партнерства меры дисциплинарного воздействия, в том числе исключение из членов Партнерства;
• заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении от участия в деле о банкротстве арбитражного управляющего – члена саморегулируемой организации в случае исключения арбитражного управляющего из членов саморегулируемой организации в срок не позднее дня, следующего за днем такого исключения;
• осуществлять анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в Партнерство в форме отчетов в порядке, установленном внутренними документами Партнерства;
• хранить отчеты арбитражных управляющих и иные документы, утвержденные решением общего собрания членов Партнерства, в течение пяти лет с даты представления соответствующего документа;
• осуществлять организацию и проведение стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего;
• осуществлять ведение реестра арбитражных управляющих, являющихся членами Партнерства, и обеспечивать свободный доступ к включаемым в такой реестр сведениям заинтересованным в их получении лицам в порядке, установленном регулирующим органом;
• обеспечивать формирование компенсационного фонда Партнерства для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных членами Партнерства при исполнении обязанностей арбитражных управляющих;
• организовывать повышение уровня профессиональной подготовки своих членов;
• представлять в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее – орган по контролю (надзору)), изменения, внесенные в учредительные документы, правила и стандарты деятельности и деловой этики арбитражных управляющих, а также иные сведения, предусмотренные федеральными законами;
• по запросам судьи, органа по контролю (надзору) в случае возбуждения дела об административном правонарушении, в том числе при проведении административного расследования в отношении арбитражного управляющего, представлять документы, которые содержат информацию об исполнении арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и имеют отношение к указанному делу об административном правонарушении;
• заключить договоры с управляющей компанией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (далее – управляющая компания), и со специализированным депозитарием, имеющим лицензию на осуществление депозитарной деятельности и лицензии на осуществление деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее – специализированный депозитарий);
• разместить с соблюдением требований федеральных законов, предъявляемых к защите информации (в том числе персональных данных), на своем сайте в сети Интернет учредительные документы саморегулируемой организации, стандарты и правила профессиональной деятельности, условия членства в саморегулируемой организации, порядок прекращения членства в саморегулируемой организации, правила прохождения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего, реестр членов саморегулируемой организации (в том числе информацию о членах саморегулируемой организации), список лиц, исключенных из членов саморегулируемой организации за нарушение требований Закона о несостоятельности (банкротстве), других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности за последние три года осуществления деятельности саморегулируемой организации и другую информацию в соответствии с законодательством.
3. Партнерство не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, за исключением той, которая в соответствии с действующим законодательством может являться источником формирования его имущества.
4. Партнерство обязано соблюдать ограничения прав саморегулируемых организаций, установленные федеральными законами.
5. Партнерство не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов Партнерства, интересов его работников и интересов его членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.
6. Партнерство несет перед своими членами ответственность за действия работников Партнерства, связанные с неправомерным использованием информации, ставшей известной им в силу служебного положения.
Контроль за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии путем проведения плановых и внеплановых проверок, причем плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в два года.
Основанием для проведения внеплановой проверки является представленная в орган по контролю (надзору) мотивированная жалоба на действие или бездействие саморегулируемой организации.
В случае выявления нарушения СРО АУ требований законодательства орган по контролю (надзору) направляет в организацию предписание об устранении такого нарушения, обязательное для выполнения в течение десяти дней со дня его получения.
В случае невыполнения такого предписания орган по контролю (надзору) обязан в течение трех месяцев обратиться в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра СРО АУ.
Для возмещения убытков, причиненных лицам, участвующим в деле о банкротстве, арбитражные управляющие обязаны участвовать в формировании компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Фонд формируется за счет членских взносов членов СРО, перечисляемых в денежной форме в размере не менее чем 50 тыс. руб.
Расходование компенсационного фонда на другие цели не допускается, также не допускается осуществление компенсационной выплаты в сумме более чем 25% его размера.
Размещение средств компенсационного фонда осуществляется управляющей компанией на основании договора доверительного управления.
Арбитражные управляющие – члены СРО АУ имеют право участвовать в управлении делами Партнерства, получать информацию о его деятельности, по своему усмотрению выходить из Партнерства, в порядке, предусмотренном его уставом, получать в случае ликвидации Партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или стоимость этого имущества.
Также на участников Партнерства возлагаются определенные обязательства. Они обязаны выполнять требования законодательства РФ, а также требования устава организации, правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего, решения органов Партнерства.
Члены СРО АУ должны участвовать в деятельности Партнерства, уплачивать вступительный членский взнос и ежемесячные членские взносы, а также в установленном порядке заключать договоры страхования своей ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о несостоятельности.
Члены СРО АУ обязаны участвовать в формировании компенсационного фонда. Член Партнерства при исполнении обязанностей арбитражного управляющего обязан привлекать только аккредитованные при Партнерстве специализированные организации, сопровождающие деятельность арбитражных управляющих.
Члены СРО АУ обязаны не реже одного раза в квартал предоставлять информацию о своей деятельности в форме отчетов. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей Партнерство вправе применить к своим членам меры дисциплинарной ответственности.
Арбитражный управляющий обязан незамедлительно информировать СРО АУ о возможности:
• взыскания убытков, причиненных при осуществлении им профессиональной деятельности лицам, участвующим в деле о банкротстве (в частности, в случае предъявления к нему устных либо письменных претензий);
• обращения взыскания на средства компенсационного фонда;
• предъявления заинтересованными лицами в суд (арбитражный суд) исковых заявлений о взыскании с него причиненных убытков.
В настоящее время в Федеральной регистрационной службе зарегистрированы 53 саморегулируемые организации арбитражных управляющих. Общее количество их членов составляет более 9200 чел.
Саморегулируемые организации арбитражных управляющих вправе создавать объединения. Объединение СРО АУ, в котором состоит более чем 50% всех само регулируемых организаций, вправе приобрести статус национального объединения саморегулируемых организаций.
В настоящее время таким статусом обладает Российский союз саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (РССОАУ). Он создан 28 февраля 2003 г., его учредителями выступили 16 СРО АУ. В настоящее время участниками РССОАУ являются 28 СРО АУ.
Основными целями деятельности РССОАУ являются:
• создание цивилизованного рынка услуг арбитражных управляющих посредством совершенствования системы саморегулирования их профессиональной деятельности;
• содействие распространению среди СРО – членов союза опыта любого члена Союза;
• создание механизмов консолидации мнений арбитражных управляющих и СРО АУ по вопросам разработки и применения органами различных ветвей нормативных документов, касающихся данного сектора рынка и смежных областей;
• создание системы разрешения конфликтов между СРО, а также между арбитражными управляющими и СРО АУ;
• участие в создании методических программ обучения и переподготовки арбитражных управляющих;
• разработка единых подходов к страхованию гражданской ответственности арбитражных управляющих, правилам профессиональной деятельности и деловой этики арбитражных управляющих.
Представители Российского союза СРО входят в экспертный совет при Департаменте корпоративного управления Минэкономразвития РФ.
Как уже отмечалось, институт банкротства присущ всем странам с рыночной экономикой. В связи с этим существует необходимость взаимодействия между специалистами по несостоятельности не только в рамках одной страны, но и на международном уровне. Для этих целей создана и действует Insol International, которая является единственной всемирно признанной международной профессиональной ассоциацией практиков по несостоятельности. Организация объединяет в своих рядах около 7 тыс. наиболее опытных и авторитетных специалистов по банкротству и финансовому оздоровлению из 61 страны. Ее штаб-квартира находится в Лондоне.
Insol International имеет большой опыт сотрудничества с такими организациями, как Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международный валютный фонд (МВФ) Всемирная торговая организация (ВТО), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Азиатский банк реконструкции и развития (АБРР) и др.
Главной целью Insol International является обеспечение эффективного развития международных, региональных и национальных систем несостоятельности и финансового оздоровления.
Организация уделяет большое внимание обмену информацией между своими членами. Участие в Insol International обеспечивает ее членам:
• бесплатное получение публикаций ассоциации, содержащих самую последнюю информацию о режимах, процедурах и законодательстве о несостоятельности разных стран и о мировых процессах в этой области;
• бесплатное получение разработок ассоциации с рекомендациями по решению наиболее актуальных проблем несостоятельности;
• бесплатное получение извещений о всех международных мероприятиях (конференциях, семинарах и пр.) по линии ассоциации и в случае необходимости получение персональных приглашений на эти собрания с 10%-й скидкой от стоимости регистрационного взноса;
• возможность обмена мнениями и опытом с ведущими мировыми специалистами по несостоятельности;
• опубликование персональных данных каждого индивидуального члена в ежегодных справочниках ассоциации и на ее сайте, что дает значительные конкурентные преимущества, поскольку реестр Insol International является основным источником информации о ведущих специалистах по банкротству для участников дел о несостоятельности из всех стран мира.